Я пишу на русском языке.
Тем не менее, это еврейский текст и по духу и по букве. Ничего не поделаешь: родину и родителей не
выбирают. Язык детства навсегда, за редким исключением, остается языком твоих
снов и фантазий. Единственным твоим языком, каким бы ты не был полиглотом.
Проще говоря, тексты эти написаны слугой двух
господ: русской культуры, в которой автор вырос, и подданным народа¸ которому
автор обязан своим рождением.
Рафаил Нудельман писал об этом так: «Мы евреи, мы выросли
в России, мы странный гибрид – русские евреи…. О нас говорят: евреи по
национальности, русские по культуре. Разве культура и национальность – это
костюм на манекене…? Когда чудовищный пресс вгоняет один металл в другой, их
потом нельзя разделить, даже разрезав».
Все немного сложнее – путь ассимиляции
неразрывно связан с мировой культурой. Здесь сплав не двух металлов, а
множества, потому и результат не кажется мне столь трагическим. Многое в
мировой культуре идет от иудаизма, от Библии, а потому и возвращение к себе
самому процесс не такой уж мучительный и невозможный, каким он хочет казаться
Нудельману. Да и русская культура неотрывна от иудаизма, как Алеф – Бет -
Гимель от А - Б…- Г. Проблемы, сложности
– все это остается, но тем увлекательней сам процесс возврата. Язык – проблема
первейшая.
Верю, что буквы на иврите – строительные камни мира
нашего, а в текстах Торы закодировано прошлое, настоящее и будущее человеческой
цивилизации. Здесь я мистик. И все же знаю книги, написанные на иврите так,
будто их содержание продиктовал доктор Геббельс. Иные главы на кириллице,
оставленные русскими авторами, могут показаться откровениями из Торы. Есть
высшая математика языка, но есть и
арифметика, которой мы все, грешные, и пользуемся. Не следует
преувеличивать значение письменной и устной речи. «Мысль изреченная есть ложь»
на любом языке.
Семена, конечно же, основа всего, но важна и почва, в
которой зерна оживают от спячки. Мало того, семена без доброй почвы и влаги с
небес и вовсе рискуют остаться одними лишь семенами. Та же взаимосвязь между
генами, полученными от предков, и средой, дарованной случаем, под красивым
названием СУДЬБА.
Александром Флемингом написано : «Возможно, мы
обыкновенные пешки, которые передвигают по шахматной доске жизни, в то время
как мы наивно воображаем, будто сами решаем свою судьбу. Оглянувшись, я вижу
эту властную руку: иной раз разгневанную, но чаще – благожелательную, а потому,
думая о Боге, я могу осмелиться только на одно чувство – благодарность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий