"Живое существо может
родиться уродом; и точно так же бывают неудавшиеся истории. Это не должно нас
шокировать. Вообразите себе, к примеру, некоторую ветвь биологической эволюции
- живые существа рождаются, действуют, живут своей жизнью, - но мы-то, сторонние
наблюдатели, знаем, что эволюционное движение не идет больше через эту ветвь.
Она может быть достаточно велика, может включать несколько порой весьма
многочисленных видов животных, - но с точки зрения эволюции это мертвая ветвь.
Почему же в социальном плане нас должно возмущать представление о некоемом
пространстве, пусть и достаточно большом, которое оказалось выключенным из
эволюционного развития? На русской истории, повторяю, лежит печать невероятной
инертности, и эта инертность была отмечена в начале 19 века единственным обладателем
автономного философского мышления в России - Чаадаевым. Он констатировал, что
Просвещение в России потерпело поражение... По-моему, Просвещение и Евангелие
(ибо эти вещи взаимосвязанные) совершенно необходимы... Любой жест, любое
человеческое действие в русском культурном космосе несут на себе, по-моему,
печать этого крушения Просвещения и Евангелия в России". Мераб
Мамардашвили.
Может быть, он и прав – этот
современный Сократ философии. Только оставим подобные разборки на совести
коренного народа. Пусть Чаадаевы решают - способна ли Россия на эволюцию, было
там Просвещение или нет и насколько необходимо Евангелие для активной
жизнедеятельности государства и народа.
Я же привел этот отрывок только затем, что, в свою очередь
процитировать Тору: «Может быть, когда будешь есть и насыщаться, и дома хорошие
построишь и будешь жить в них. И крупный и мелкий скот твой размножится, и
серебра и золота будет много у тебя, и всего будет у тебя в изобилии. То
возгордишься ты, и забудешь Бога Всесильного твоего, который вывел тебя из
страны египетской, из дома рабства…. И скажешь ты в сердце своем: «Сила моя и
крепость руки моей добыли мне это богатство». То помни Бога, Всесильного
твоего, ибо это он дал тебе силу приобретать богатство».
Далее Бог грозит евреям,
погрязшим в гордыне, неизбежной гибелью. О силе множества врагов, о происках
соседей, ни слова. Гордыня – вот в чем видел Бог Израиля начало-начал всех бед.
Монотеизм – это, прежде всего, отказ от гордыни, языческой убежденности, что
весь мир это только «твое представление». И его, этого мира, не существует вне
твоей персоны, вне твоей силы, вне твоего приказа.
Тоталитаризм гибелен, потому что
организован гордыней человека. Социализм становится страшен тогда, когда начинает
внедрять свой календарь и алфавит, перекраивать историю и навязывать свои догмы
силой.
Не тем страшен еврей, что не
соблюдает заповеди, а тем, что, в итоге, идет на содержание к чужим богам. Как
звались они и зовутся – не так важно. Важно, что они – чужие, а, по сути своей,
всегда зовут к возвращению в рабство язычества или к смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий