ЖАК ПРЕВЕР - еще один пример неразрывности кинематографа с
поэзией. Превер писал не сценарии, а настоящие поэмы в прозе. Он видел новые
возможности в кинематографе. Молчание на бумаге – многоточие и только. В кино –
это необходимый прием. Превер, как настоящий поэт, знал цену молчанию, паузе.
Вспомним «Набережную туманов». Сколько там этой волшебной ткани, из которой
только и слагаются стихи. И сколько отваги. В те замечательные годы «моды» на
искусство, а не на вкусы воинствующей пошлости, художник не боялся многословия,
как не боялся говорящего молчания.
Выписал из энциклопедии: «Вершиной творчества Превера считается фильм по его
сценарию "Дети райка", который был признан жюри из 600 специалистов
лучшим кинематографическим произведением века и решением ЮНЕСКО в числе еще
трех лент объявлен мировым достоянием культуры».
Раз в год
пересматриваю «Дети райка». Не так важно, о чем этот фильм (он о вечном).
Важно, что он сделан в оккупированном Париже 1943 года. Идет война: «Все для
фронта, все для победы». Но Париж не желал работать на победу фюрера. Возможно,
немцам было плевать, чем забавляют себя французы под гнетом оккупации. Отсюда
и масштаб съемок, лучшие актерские силы
и полное отсутствие идеологии от политики. Хотя, сам пафос этой картины отважен
для того страшного времени: «Уйдет этот бред злобы, останется любовь и
искусство». Так вот, Жак Превер и
Марсель Карне не только в идеологии были отважны («Дети райка» пропитаны духом
свободы и национального величия) они творили свой фильм без всякой ссылки на
каноны и авторитеты, а, может быть, их и не было в то замечательное время.
Начало фильма: толпы на улицах, праздничная феерия,
не вожди перед хаосом толпы, а лицедеи. Жизнью командует искусство, а потому
фильм не о массовке и ее прототипах, а о таланте, о личности. Вор ты или актер
– авторам это не важно, но сказанное не значит, что толпа в фильме
индифферентна – она еще не утратила великую способность сопереживать и
радоваться жизни. Она не безлика – толпа в «Детях райка». Раек – галерка
театра, актеры – ее дети. Вильям Шекспир, уверен, был бы в восторге от этого
фильма. Как и в любви в искусстве нет ничего недозволенного, если это любовь и
если это искусство. В «Детях райка» длинные монологи стоят рядом с не менее
длинными кусками пантомимы. Мудрость не боится глупости, крик – тишины, чистота
– грязи, подлинное – подделки, как не боялся пушкинский Моцарт «фигляра
презренного», немилосердно перевирающего его музыку.
Но урок шедевра Превера и Карне для меня, для
сценариста, не только в этом. Он прост, и в тоже время невероятно сложен:
никогда не пиши о сиюминутном, временном, пиши только о вечном. Вот оно -
великое преимущество настоящего художника: он способен, хотя бы в творчестве
своем, оказаться вне времени. Получится – ты достоин своей профессии. Нет – зря
тратишь на нее силы. Сам исходный замысел, сама тема, сам сюжет – не должны,
просто не имеют права, спорить с этим простым правилом. Увы, нынешний
кинематограф конкретен и страшен, как удар ногой по голове лежащего человека и
держится только на том, что бьют на экране бутафорски - и актера, а не зрителя. Оговорюсь, что в понятии
«вечности» нет гордыни, а есть обещание
бессмертия. Искусство без этого обещания – вещатель смерти, Апокалипсиса.
Тем и страшна любая халтура, особенно в кино, как в самом массовом из искусств.
И вот еще
что: совсем не случайно Жак Превер писал великолепные "сценарии". Он
и в стихах своих был предельно кинематографичен:
В
деревне мрачные лица:
Смертельно ранена птица.
Эту
единственную проживающую в деревне птицу
Единственный
проживающий в деревне кот
Сожрал
наполовину.
И она не
поет.
А кот,
облизав окровавленный рот,
Сыто
урчит и мурлычет... И вот
Птица
умирает.
И
деревня решает
Устроить
ей похороны, на которые кот
Приглашен, он за маленьким гробом идет…
Какой
страшный и смешной фильм можно снять по этому стихотворению, не меняя ни
строчки:
Все
меньше и меньше остается лесов:
Их
истребляют,
Их
убивают,
Их
сортируют
И в дело
пускают,
Их
превращают
В
бумажную массу,
Из
которой получают миллиарды газетных листов,
Настойчиво обращающих внимание публики
На
крайнюю опасность истребления лесов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий