С детства был ярым собачником,
да и в Израиле не жил ни дня без собаки, но обнаружил, что отношение
религиозных евреев к давнему другу человека никак нельзя назвать благосклонным.
Что это? Почему?
Лет восемь назад прочитал в талантливой книжке Майи Бат Ави, «Войди в эту дверь без стука» (светлая память
этой замечательной женщине) вот что: « - Знаешь, кто это? - спрашиваю. – И ты
тоже знаешь, - это собачка Шарона. Лиси ее зовут. – Верно, но это еще не все.
Это – сплошное сердце. Собака – как сердце, кэлев кмо hалэв, вся как сердце.
Это значит – чуткая, любящая, преданная».
Наши беседа с Майей о иврите
были всегда в радость, за каждой встречей стояло открытие. Но здесь я
призадумался и решился, наконец, спросить у Майи: «Скажи, если собака такое
замечательное животное, как ты пишешь об этом, почему ортодоксы не заводят
четвероногих друзей и относятся к ним с откровенным недоверием? Вот и мой отец,
воспитанный в местечке, человек, безусловно смелый, даже отважный, собак не
любил и боялся их».
Задумалась Майя, а затем стала
говорить о том, что охота, как акт возможного мучительства, давно табу для
евреев – значит, и культа охотничьей собаки у них нет. Да и пастушеству евреи
давно предпочли земледелие – выходит и здесь
отпала необходимость в помощнике - стороже. И в гетто, куда веками были
заперты евреи Европы, не было нужды в собаках, как и в черте оседлости, внутри
которой многодетные потомки Иакова сидели «на носах» друг у друга и были
обречены на полуголодное существование. Собаку не прокормишь ломтем хлеба с
чесноком – ребенка можно. Да и защитить собаки еврея от погромщиков не могли.
Грабить в местечках, как правило, было нечего, а тем, кто приходил за
еврейскими жизнями, даже самые верные псы помешать не могли.
Тогда не стал спорить с Майей,
хотя сомнения остались. Точен и мудр иврит, не могли ошибиться наши предки,
наделив собаку таким добрым именем. Нет и в Книге Книг указания на нечистоту
собаки, но есть упоминание о ней у Раши. Написано: "И будет человек живой
душой" (Берешит 2: 7). И спрашивает Раши: "Что, разве только человек - живая душа, а кошка и
собака - это не живая душа?" Раши
отвечает: "Человек живее, чем все другие, потому что он может
говорить. У него есть способность
говорить, и есть мудрость". Впрочем, говорить и собака может, но по –
своему. Вот насчет мудрости Раши прав. Есть ум у собаки, часто и талант особый
к дрессуре, к пониманию человека, но мудрости, то есть способности управлять
собой, а, значит, и свободы выбора – нет у пса. В любом случае, отсутствие
этого качества у животного – не повод
относиться к нему с недоверием и страхом. Глупость и среди людей явление нередкое….
Шли годы, гладил я однажды
своего пса, и вдруг ясно понял, что нет никакого противоречия между словом на иврите КЕЛЕВ и отношением к собакам
евреев, верных урокам Торы.
Все правильно: сердце пса
принадлежит человеку, пес предан хозяину и не способен на предательство, но
проблема не в собаке, а в человеке – хозяине. Что за ним стоит – зло или добро?
Собака всем сердцем может принадлежать палачу, как и его жертве. Пес живет по
указке своего господина – и только. Он может и лизнуть вас в нос при первой
встрече, но и загрызть до смерти ребенка. Злая воля людей даже вывела породы
бойцовых собак, склонных к злобе и агрессии в большей степени, чем остальные их
собратья.
Да и в хорошей литературе можно
найти разгадку: жила на свете чеховская Каштанка, Белый Бим Черное Ухо Гавриила
Троепольского, но был и верный жестокому кодексу охранников концлагерей Руслан повести
Владимова. Да и как не вспомнить совсем недавнюю историю. Читаю статью о
раввине Исраэле Меире Лау: « Поезда, сапоги и собаки… с этими тремя вещами
ассоциируется его детство. Даже закрыв глаза, они не покидают его. Он слышит
жалобный непрерывающийся детский плач, побои и визги солдат гестапо и
оскалённые клыки собак, стоящих рядом с ними. Видит отбор людей, снова и снова
вопиющие от ужаса еврейские глаза, окровавленные лица отцов, которые пытались
защитить своих детей. Слышит крики «шнель, шнель» (быстро), собачий лай,
детский плач «мамэ, татэ» и стон матерей».
Вот и получается, что дело не в
том, что собака - «сплошное сердце», а в том, кому это сердце принадлежит. Да и
можно ли безоговорочно верить живому, хищному по своей исходной природе
существу, лишенному свободы воли. И дело здесь не только в исторических
особенностях жизни народа еврейского.
«Вот и попробуй после этого
бросить камень в собаку, прогнать ее, если каждая – ОДНО СПЛОШНОЕ СЕРДЦЕ» -
пишет Мая Бат Ави.
Наш сосед – хасид - хром и ходит
с палкой. При встрече с моей собакой он и не думает швырять в нее камни или
огреть своей тростью, но поглядывает на лохматое существо с опаской и старается
обойти стороной. Теперь я понимаю нашего соседа. Откуда ему знать, что там
внутри у незнакомого человека, который держит эту огромную псину на поводке. Не
укусов моей собаки он, на всякий случай, опасается, а меня – ее хозяина. Обидно
это, но и понять можно: «Береженного Бог бережет».
Комментариев нет:
Отправить комментарий