Он говорит: «Я свободный человек
и не хочу, чтобы мне указывали, когда мне нельзя работать, когда поститься,
когда молиться». Бедняга – он путает свою личную, жалкую свободу с великой
свободой провести хотя бы один день в тишине,
в покое, без суеты. Услышать и увидеть то, что в любой другой день услышать
и увидеть невозможно.
Он технократ. Он говорит:
«Электричество работает круглый год, без перерыва, и нам не грех». Он - человек
электричества, вдруг забывший, что картины Рембрандта были написаны при свечах,
а полотна Ван Гога при свете солнца. И Гомер, и Пушкин, и Бальзак обходились
без «лампочки Ильича». Где нынче Толстые и Моцарты, Гогены и Шопены? Что-то не
помогает электричество человеку творить то, что он мог делать прежде.
Живут в США люди из
религиозной секты амишей. Не пользуются они современной технологией,
электричеством и телефоном и пашут на лошадях. И никто на свете не докажет, что
люди эти несчастнее меня, грешного, сидящего у компьютера. Я и не думаю
призывать читателей налечь на плуг. Только знаю точно, что амишам этим никакой
кризис не угрожает, не то, что нам – невинным жертвам технического прогресса,
гражданам опасного содружества, именуемого обществом потребления
Всего на один день опустошим
холодильник, выключим свет, достаточно свечей, за каждой из них - память о
дорогом, любимом человеке. Память и молитва.
«Йом Кипур - Судный день. День
искупления. День покаяния. День подведения итогов (хешбон нефеш)». Все
правильно, но за этой строгой формулой скрывается возможность не только слез и
не только страха перед Судом Божьим, но источник необыкновенной радости. Не
было бы радости этой, и не остался бы Йом Кипур в традиции еврейского
народа
А вдруг сам Всевышний, устав от
шумной суеты дел человеческих, устроил этот день не для чад своих, а для самого
себя, чтобы лучше увидеть и услышать все то, что творится на земле. Вдруг это
не нам, а ему нужны часы тишины, покоя и чистоты.
И нам, смертным, в этот день
приказано видеть и слышать природу во всей ее первозданности, а значит –
слышать и видеть самого себя, свою собственную человеческую природу, без
попыток скрыть за шумом и маской деятельности - работы нашу подлинную суть.
Человечество все больше
становится похожим на белку в колесе. Все стремительней вращается клетка колеса
и все быстрей приходится шевелить лапками бедной белке.
Давним - давно проклял конвейер
гений Чарльза Чаплина в фильме «Новые времена», но по-прежнему безумный хозяин
из тиши своего кабинета все ускоряет и ускоряет ход ленты, на которой идут
чередой черные болты, а несчастный маленький человечек ввинчивает их куда-то
гаечным ключом.
Кризис Чаплин обозначил точно –
как болезнь, безумие. Наш нынешний кризис ничем не отличается от всех кризисов,
вызванных конвейерным производством. Скорость прогресса рано или поздно
вступает в противоречие с физическими и душевными возможностями детей Адама и
Евы. Наступает усталость, страх, отчаяние. Это уже потом перестают дымить трубы
заводов и терпят крах банки. Кризис, как и разруха, по утверждению Михаила
Булгакова, не вне нас, а в головах наших.
Проклятое колесо! Нет покоя, нет
возможности сложить на груди шаловливые ручонки и вспомнить, что есть у тебя не
только желудок, но душа и сердце. Вот только на один день в году замирает Израиль.
И жаль, что только он один замирает.
Здесь дело не в иудаизме, не в какой-то попытке навязать кому-то свою веру.
Забыть бы всем землянам о том
определении Йом Кипура, которое дадено в начале этой заметки. Оставьте
избранность, первородство потомков Иакова в покое, просто замрите, успокойтесь
всего на один день в году. Не нужно подражателей, нужны последователи.
Я бы на месте ООН вместо
дурацкой компании по спасению планеты от мифического потепления поставил на
всеобщее голосование закон о всеобщем дне тишины и покоя, дне общем для белых
Ирландии, желтых Китая и чернокожих Конго…
Оставьте в покое железо машин и
заводов, дайте вздохнуть полными легкими атмосфере, отдохнуть от грязи морям и
океанам, лесу и пустыне. Дайте возможность природе забыть хоть на один день о
гордыне людской, о роковой власти человека над тем, что ему не принадлежит и
принадлежать не может.
Хотя бы один день в году не
травите тварей земных: волков и зайцев, тюленей и акул, пчел и муравьев…. Проще
говоря, пусть день этот станет днем подлинного мира с природой Земли.
Йом Кипур - не только день
власти Бога над человеком, но и день власти природы над «мыслящим тростником».
Он необходим, этот день, чтобы в неуемной гордыне вспомнить о садах Эдеме,
откуда человек был изгнан. Йом Кипур – это попытка вернуть потомкам Адама и Евы
хоть на день чудо оставленного рая.
Один-единственный день не
пугайте природу лязгом и грохотом, взрывами снарядов и криками боли. Человек не
в силах отделить созидание творчества от агрессии разрушения. Он способен лишь
утихнуть на короткое время, на 24 часа в году.
Создатель, похоже, знал, что на подвиг
более протяженный во времени его создания не будут способны никогда.
День строгого поста – день
чистоты. Человек не кормит и не поит себя самого, он и природу не «кормит»
продуктами своей трудовой активности, дает ей отдохнуть, очиститься точно так
же, как невольно очищается весь организм человека, отравленный не только тем,
что он делает и ест, но и тем, о чем думает.
День особого состояния души и
тела, когда есть возможность очнуться, увидеть себя самого. День чистоты. Он
так нужен в нашем грязном, жадном и жестоком мире.
День памяти, когда ничто не
отвлекает человека от его прошлого. Как жил? Что успел сделать? Что оставил
после себя? Кто ты, грешный? В чем прав, в чем виноват перед собой, природой и
людьми?
Всего один день в году. Всего
один день без алчности. День восхитительной праздности. День самой необходимой работы: работы над
самим собой. День данной Богом спасительной паузы, когда человек вправе
остановить колесо и перестать быть безумной белкой в нем или бедолагой с
гаечным ключом у бегущей в никуда лентой конвейера.
Полностью поддерживаю!
ОтветитьУдалитькак просто и прекрасно написано и не надо лучшего-день памяти,день работы над собой.день данной богом паузы и т д -это прекрасно!
ОтветитьУдалить