В детстве имел привычку задавать дурацкие
вопросы. Вот однажды и спросил взрослого человека: как выглядит Сатана? Про
чертей я уже что-то знал, картины ада видел в музеях, а вот о том, как выглядел
хозяин темного царства мог только догадываться. "Мастер и Маргарита",
с подробным портретом Воланда, "Фауст" Гете и Томас Манн с
"Доктором Фаустусом" – все это было потом… Я мог, пожалуй, опереться
на живопись, увиденную в Русском музее. "Демон" Врубеля вдохновил,
надо думать, не одного Булгакова. Я же, по невежеству, вовсе не считал этого
Демона прообразом Сатаны. Мне он казался героем не очень веселой сказки, как и
былинный "Богатырь" того же художника, висящий поблизости.
Вот и спросил у взрослого человека, как выглядит
Сатана. Он улыбнулся и посоветовал подойти к зеркалу. Я не стал этого делать,
так как прекрасно знал, что там увижу. Я решил, что взрослый дядя так шутит, и
дьявол совсем не похож на то, что мне предстояло увидеть в зеркале.
Тот человек понял,
что я обиделся, улыбнулся и сказал так.
-
Не
расстраивайся. Если хочешь увидеть Бога, поступи точно таким же образом.
Утешению я не
поверил, решив, что человек этот, по доброте душевной, просто решил сохранить
хорошую мину при плохой игре.
Шли годы, а я все не мог забыть о той шутке. Что греха таить, подходил
в молодости к зеркалу и, порой, с гордостью соглашался, что таким образом могу
увидеть в нем то, что увидеть нельзя.
Булгаков, Михаил Афанасьевич, потряс своим гениальным романом, но не
убедил в том, что Воланд, им изображенный, -
Князь Тьма. Ближе к истине, как мне тогда показалось, был Томас Манн в
романе об Андриасе Леверкюне, но и эта попытка великого писателя изобразить
Сатану показалась всего лишь мастерским
слепком с "Фауста" Гете.
Наконец, наступил момент
истины, когда свое собственное отражение стало вызывать разочарование,
раздражение, гнев и даже ненависть, и я понял, что чувства такие может вызывать
только нечистая сила в тебе, а не ты сам.
Тогда я снова спросил у мудрого человека, как выглядит Сатана? И
рассказал ему о том, что пришлось видеть в зеркале. "Успокойся, - сказал
он. – Ты стал жертвой гордыни в юности и отчаяния с годами – вот и все.
Портретов Бога и дьявола нет на свете".
Тогда он не стал расшифровать сказанное, предоставив это утомительное
занятие мне самому. Теперь, может быть, и настало время разобраться с этим
вопросом, без всякой претензии на научный анализ проблемы. В разборке этой
будет значительная доля, так называемого, художественного бреда, но как можно
без бреда, да еще художественного, осмыслить, например, афоризм Бенджамена
Грота. Вы, конечно, помните его текст: "Невозможно угадать, кто вам помог
в удаче: Бог или Сатана? Точно так же, как
невозможно определить виновника вашей беды. Проще всего искать источник
своей судьбы в себе же".
Господь не создавал
Сатану. Князь Тьмы был в этом мире изначально,
а потому и не в силах Создателя истребить Дьявола. Однако не все так
просто. Сказано в Торе: " И отделил Всесильный свет от тьмы". Значит,
был Он властен над тьмой и Господином тьмы. А, сможет быть, этим действием и
породил Создатель Сатану, как неизбежную плату за возможность создать человека?
В Торе сказано: "Когда Земля была пуста
и нестройна, и т ь м а н а д
б е з д н о ю…" Прямо
указано на искомую фигуру. Бог наш невидим, бесплотен, неуловим. Тоже и с Сатаной. Дьявол в обличье: хвостатый черт с
рогами и копытами – это христианская традиция.
В иудаизме нет
портрета дьявола, как нет и зримого образа Бога. Только лишь это – "тьма
над бездною".
В самой глубине
бездны - тоже тьма. Значит, тьма над тьмой – символ пустоты и мертвого космоса.
Не только к Богу в гости стремится человечество, но и на рандеву к Сатане,
туда, где в вакууме, далеко от Эдема, и растет древо познания Добра и Зла.
Добра ли – вот вопрос? Стоило Творцу гневаться за это на свои создания? Плод
был наполнен ядом зла? И это неправда. Точнее, вкусив недозволенное, Адам и Ева
обрекли себя на муку вечных сомнений, не в силах отличить одно от другого: Тьмы
от Света и Добра от Зла.
Наши предки были изгнаны на Землю. Может быть, было это
предупреждением, отсроченным наказанием перед возможностью оказаться в аду где
больше не будет у человека вопросов, что такое Черная Бездна. Ныне,
человечество, прошедшее, казалось, сквозь огонь, воду и медные трубы, не знает,
тем не менее, и знать не может, что такое наказание преисподней.
Не знает, но так стремится к этому знанию, так хочет узнать, ибо свет –
порождение хаоса и ада. "Нестройность Земли" – это и есть хаос.
Человек – попытка создания порядка. Это так, но стал он ристалищем, полем битвы
Света и Тьмы. В нем, в человеке, поединок Всевышнего и Сатаны. Только этим и
отличается он от трав и деревьев, животных и насекомых. Природе Земли неведомо
счастье рая и пытка адом. Только человек стремится покинуть свою животную оболочку
и снова нырнуть в бездну хаоса.
Прочел в одной умной и талантливой книге: "… наша задача –
соединить Небо и землю. Поэтому в еврее есть небесная часть и животная часть.
Первая похожа на всадника, который стремится к далекой цели. Вторая – на лошадь.
Она хочет есть, спать, гулять, даже думать – но все это по своей воле. Лошадь
ржет, брыкается, встает на дыбы, а всадник изо всех сил натягивает узду… Как
держать в подчинении скотину, которая живет в нашей душе. Это очень
трудно".
Бесполезно звать к зеркалу собаку, как бессмысленно подносить к
зеркальному отражению цветок. Животные и растения равнодушны, как правило, к
своей странной копии. В ней они не способны увидеть Бога или Сатану. Животные и
растения гармоничны в жизни и смерти. Жизнь для них – начало всего. Смерть –
конец.
Вот почему и для человека – прекрасный мир природы – это возможность
гармонии, без ухода в черную бездну. На самом деле, человек сражается не с
лошадью, - она прекрасна, а со скотиной внутри себя, так похожей на дьявола,
портрет которого увидеть невозможно.
Дьявол ждет человека, потирая в нетерпении сухие и горячие ладони. Он,
как и Бог, царствует в бесконечности и видит картины и процессы, недоступные
нашему, слабому зрению.
Перед ним чудовищная битва источника света с мертвой, но всепоглощающей
пассивностью пустоты. Вакуум просто ждет, когда одно из солнц во Вселенной
вспыхнет перед коллапсом бешеным огнем. Ожогом бесконечности светило попытается
добиться бессмертия – и погаснет, а свет от погибшей звезды, неприкаянно и
обречено, будет бродить в бесконечности, теряя силы, и способность к
возрождению. Но, может быть, и это не так. И погибающий Свет нужен Вселенной и
Богу, чтобы творить новый огонь, новые Солнца и солнечные системы. Тоже и с
человеком.
Каждый потомок Адама не только источник Света, но и заложник Тьмы.
Человек смертен, и после кончины душа его пробует не заблудиться во Вселенной и
бродит в поисках бессмертия, точно также как отражение погасшего Солнца.
Только тогда Всевышний и Сатана решают, кому принадлежит то, что осталось
от человека. Принадлежит, главное в нем, в человеке, – сгустке материи
мыслящей. То, ради чего человек и был создан. Нам только кажется, что мы сами
способны руководить судьбой своей после смерти: не верим в наличие души, грешим
отчаянно или бежим от греха. На самом деле все решает сила источника света, и
нам не дано знать, сколько силы этой в упрямом атеисте, преступнике или
праведнике.
Не знал этого и Бог, потому не поверил своим сведениям о святости Иова.
"И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?
ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый,
богобоязненный и удаляющийся от зла". Знал Он все это, а поверил Сатане,
усомнился даже в таком праведнике, как Иов. Обрек его на пытку нищетой, смертью
близких, болезнью. Усомнился в самой способности человека быть непорочным в
помыслах своих.
В вакууме, бездне – хозяин Сатана. Всевышний только наблюдает, как
Дьявол заполняет душами людскими мертвое пространство Космоса. Лишь иногда,
когда Князь Тьмы не в силах погасить свет души человека, Бог забирает ее к себе
обратно. Это тот ресурс, которым жив род человеческий. Как жива Вселенная –
необозримый котел, в котором мертвая материя сражается с пустотой, мертвая
материя с живой материей, а живая – с
мыслящей.
Так как же выглядит Сатана? Теперь я знаю, что тот взрослый человек из
моего детства был прав. В слове дана нам бесконечность, в изображении – тупик,
поверхность зеркала. Есть, конечно, телескопы и микроскопы, но технические
приспособления способны открывать нам секреты совсем иного порядка.
Я стою перед зеркалом. Я люблю себя и ненавижу. Люблю в себе Бога и
ненавижу Сатану. По крайней мере, я хочу думать, что это так. С кем-то
происходит процесс обратный….
В афоризме Грота есть одна удивительная и еретическая особенность: этот
человек был убежден, когда мы благодарим Всевышнего за посланное нам благо,
Сатана злорадно улыбается, зная о последствиях нашей удачи, а тогда, когда мы
проклинаем Сатану, хмурится Бог, сетуя на наше полное непонимание путей добра. Тем
самым, разве в силах человек изобразить портрет Князя Тьмы. Он в силах только
подойти к зеркалу.
Уместно к изложенному добавить следующее.
ОтветитьУдалитьГерой романа Григория Климова: " Князь мира сего", ( М. Руднев) как и мефистофель,в "Сатана там правит бал",-воплощение дьявольской сущности части рода человеческого. Обычно художник стремится придать такому образу подчеркнуто отвратительные внешние черты.Хотя. как известно.во внешне уродливом облике,нередко содержится мудрое и доброе начало. И наоборот, сатанинская сущность субъекта, может быть сокрыта под привлекательной внешностью явного злодея.Именно таким воспринимается гл. герой Г.Климова. В его личности и деятельности, управляющего неким таинственным сатанинским отделом №13(!!), раскрывается дьявольская сущность всей тоталитарной(коммунистической) системы.Об этом подробно, с ссылками на документальные источники,рассказывается в романе. Современные наследники совковой власти, не лишены этих греховных качеств.