Даниэль Пайпс о необходимости победы Израиля в секторе Газа
Спустя несколько месяцев после завоевания Израилем Западного берега в 1967 году израильский военный губернатор Дженина Цви Раски понял: война между Израилем и Иорданией нарушила процесс сбора урожая зерна у местных палестинцев. Об этом пишет журналист The Times of Israel Джанлука Паккьяни.
Раски заказал тогда пять современных комбайнов, чтобы помочь крестьянам собрать урожай, и заставил своих солдат работать вместе с ними.
Один из солдат вспоминал: «Я был среди тех, кто завоевал это место […] Месяц назад я рисковал жизнью, а теперь я здесь и помогаю им собирать урожай».
«Мы не способны быть завоевателями», — добавил тот солдат.
И эта история, наряду с другими, упоминается в новой книге известного историка ислама Даниэля Пайпса под названием «Победа Израиля: как сионисты добиваются признания, а палестинцы получают освобождение».
Использование Пайпсом этой истории иллюстрирует тот факт, что поколения израильских политических и военных лидеров проводили политику примирения и умиротворения в отношении палестинцев, предоставляя им материальное благополучие и делая ставку на переговоры и уступки вместо того, чтобы стремиться к победе.
Этот подход пацифистов резко контрастирует с ближневосточными культурными кодексами конфликта, утверждает Пайпс, и вынуждает еврейское государство выглядеть слабым в глазах его врагов.
Вместо этого подхода ученый призывает израильских лидеров, ведущих войну против ХАМАСа, следовать традиционному пути завершения конфликта: победа одной стороны и капитуляция противника. Они должны отказываться от любых попыток добиться признания палестинцев, утверждает Пайпс, поскольку их прошлые усилия неизменно разбивались о стену палестинского неприятия Израиля в качестве еврейского государства.
Один из ведущих мировых экспертов по мусульманскому миру и радикальному исламу, Пайпс пропагандирует свое видение «победы Израиля» с конца 1990-х годов.
В 2018 году базирующийся в Филадельфии «Ближневосточный форум» — аналитический центр, которым руководит Пайпс — запустил медиакампанию «Проект победы Израиля», направленную на разрешение векового конфликта путем убеждения палестинцев отказаться от войны против Израиля. Его последняя книга развивает эту идею.
«Я историк, и я знаю, как заканчиваются войны. Обычно они заканчиваются тем, что одна из сторон сдается. Пока ни одна из сторон не сдается, война продолжается», — объясняет Пайпс.
Ученый, которому сейчас 74 года, ранее преподавал в Гарварде и Чикагском университете. Занимал разные должности при пяти администрациях США с 1982 по 2005 год.
«Дорожная карта» Пайпса по прекращению израильско-палестинского конфликта основана на его наблюдениях за эволюцией современных конфликтов.
«Посмотрите на Гражданскую войну в США, Вторую мировую войну или войну во Вьетнаме. Они закончились, когда одна из сторон сдалась, и все двинулись дальше, — отмечает он. — Я считаю, ключ в том, чтобы одна из сторон признала, что она проиграла, и работала над этим, вносила необходимые изменения. Применительно к Израилю и палестинцам это означает убедить палестинцев в том, что они проиграли. У них нет надежды уничтожить Израиль. Им нужно принять Израиль, и это было бы для них хорошо».
Противоборство параллельных взглядов
Динамика несовместимых идей между израильтянами и палестинцами — между примирением и отторжением — восходит к ранним этапам сионизма, утверждает Пайпс, она глубоко укоренилась с обеих сторон.
«Когда в 1882 году в Палестине высадилась первая дюжина молодых сионистов, они не знали арабского языка. Они не были крестьянами или солдатами. Их было очень мало. Они были идеалистами», — рассказывает он.
«Местное население, которое теперь мы называем палестинцами, не хотело их там видеть и велело им убираться. А сионисты ответили, что нет, мы современные западные люди, мы можем принести вам чистую воду и электричество. Но палестинцы настаивали на своем неприятии: «Нет, мы хотим убить вас, мы собираемся прогнать вас».
Конфликт будет продолжаться до тех пор, пока израильтяне не осознают собственного непонимания палестинских устремлений последних 140 лет, считает Пайпс: «Вместо того, чтобы быть “примирительными”, надо сказать: “Мы здесь главные, и вы подчинитесь нашей воле”».
По его собственному признанию, подход Пайпса тоже не нов. Его отстаивал лидер сионистов-ревизионистов Зеев Жаботинский, который выступал против «миротворцев» своего времени за «железную стену» для защиты сионизма от местных арабов.
Лагерь «голубей» давно перестал быть той мощной силой, которой он был в израильской политике во времена мирного процесса в Осло в середине 1990-х годов. Сегодня это всего лишь тень прежних идей, в то время как мейнстримом стали правые сторонники жесткой линии.
Министры используют подстрекательскую риторику в отношении палестинцев, — они, по-видимому, соревнуются за звание самого непреклонного члена кабинета министров в самом правом правительстве в истории Израиля, в то время как Кнессет недавно подавляющим большинством голосов (68 против 9) одобрил резолюцию против палестинской государственности.
Сегодня лишь небольшое меньшинство в Кнессете, состоящее из левоцентристской партии «Йеш Атид», борющейся партии «Авода» и арабских РААМ и ХАДАШ-ТААЛ, официально поддерживают решение о создании двух государств.
Таким образом, Пайпс поддерживает большинство в сегодняшнем Израиле.
Однако ученый далек от идеологической близости с современными израильскими правыми и мировым произраильским лагерем: в 2020 году он подвергся критике со стороны правых экспертов за то, что выступил против предлагаемой аннексии Западного берега.
В ответ на обвинения в смягчении позиции он заявил, что «каханистские идеи» израильских правых по изгнанию мусульман были бы «катастрофическими» для Израиля.
«Скорее, это произраильский мир стал более воинственным, — замечает он. — А мои взгляды не изменились».
«Вы их побеждаете, а затем меняете их»
Аргументы Пайпса, хотя и не являются новыми для израильской аудитории, могут найти отклик у тех сторонников Израиля за рубежом, кто раздражен неразрешимостью конфликта и имеет тот «либеральный настрой эпохи, который требует, чтобы западные государства проявляли большую осторожность при развертывании превосходящей силы при борьбе с не-западным мятежом», как писал он в своей последней работе.
Пайпс описывает свое предложение как «миниатюрную версию» подхода, принятого Соединенными Штатами в отношении Германии и Японии после Второй мировой войны. И эти идеи, судя по всему, разделяет премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в своем обращении к американскому Конгрессу 24 июля.
«Вы побеждаете их, а затем меняете их. Если это можно сделать с амбициозными завоевателями мира, то это можно сделать и с небольшим, слабым населением [то есть палестинцами]», — замечает Пайпс.
Международный контроль не должен быть препятствием для того, чтобы воздействовать на палестинцев «с помощью сообщений, а не насилия, чтобы убедить их — будь то заключенные в тюрьмах, дети в школах или широкая общественность».
Израиль успешно применял этот подход в прошлом, предоставляя палестинскому меньшинству гражданство внутри своих границ, напоминает Пайпс. С 1948 года, когда было основано государство, по 1966-й арабские граждане были ограничены властью военных: их передвижение внутри страны было строго лимитировано, политические организации запрещены, а публикации подвергались цензуре.
Эти ограничения были сняты лишь тогда, когда военные и политические лидеры посчитали, что риск восстания сошел на нет, говорит Пайпс.
Военное правление, хотя и гарантировало, что арабское меньшинство Израиля останется послушным, морально и юридически выглядело проблематичным для недавно созданного государства, поскольку ограничения, налагаемые на израильских граждан, ставили под вопрос демократическую природу страны. Как отмечал Институт Акевот по исследованию израильско-палестинского конфликта в исследовательском проекте, посвященном той эпохе, это было источником «значительного недовольства» среди израильских арабов.
Уникальная возможность для перемен в Газе
Продолжающаяся война в Газе, считает Пайпс, может предоставить Израилю уникальную возможность превратить прибрежный анклав в «приличное» место, отчасти благодаря тому факту, что 17 лет «мучений» местного населения ХАМАСом настроили его против террористической группировки и «подточили антиизраильскую ярость».
«Израиль теперь контролирует почти всю Газу, — объясняет Пайпс. — Нужно воспользоваться этим, чтобы работать с жителями Газы, которые готовы сотрудничать, чтобы построить администрацию, полицию и все остальное, что связано с цивилизованной жизнью, образованием, больницами».
Опытный аналитик ближневосточной политики, Пайпс считает, что новый режим в Газе должен следовать тем же путем к стабильности, что и более крупные арабские соседи Израиля, Египет и Иордания, «страны, где можно вести нормальную жизнь, пока не попадаешь в неприятности и если не критикуешь правителя».
«Я бы рассматривал новый режим в Газе как жесткое полицейское государство, а не как мягкое побуждение», — говорит он.
Израильтяне должны усвоить «урок 1993 года» — года подписания соглашений в Осло.
Тогда Израиль пошел на уступки, в том числе согласившись на создание Палестинской администрации, задуманной как предшественник палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа. Однако мирный процесс был сорван, Израиль вскоре оказался перед лицом массового кровавого восстания, Второй интифады и сотен жертв среди гражданского населения в результате террористических атак.
«Пришло время подойти к израильско-палестинскому конфликту по-другому и попытаться убедить жителей Газы и Западного берега, что все кончено. Они проиграли, пора двигаться дальше, тем проверенным временем способом, которым заканчиваются войны, — заключает Пайпс. — Они не заканчиваются мирными конференциями, пока война продолжается».
Комментариев нет:
Отправить комментарий