Почему еврейская община Мексики не проголосовала за президента-еврейку
После того, как Клаудия Шейнбаум-Пардо одержала победу на выборах 2 июня и стала первой женщиной-президентом Мексики, многие сосредоточились на другом важном обстоятельстве: физик, ставшая политиком, она также будет первым президентом-евреем в Мексике. Об этом в The Times of Israel пишет Ариэла Лопес.
Но, по свидетельству членов еврейской общины Мехико, которые побеседовали с The Times of Israel после ее победы, избранный президент намеренно дистанцировалась от общины, и ее триумф не вызывает особого энтузиазма среди собратьев-евреев.
«Думаю, главным вопросом на выборах, даже для еврейской общины, было не ее еврейство, а ее политические взгляды», — утверждает декан факультета иудаики Еврейского университета в Мехико Дэниел Файнштейн.
Шейнбаум, которая занимала пост главы правительства Мехико с 2018 по 2023 год, является членом партии «Морена» уходящего президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора.
Она считается политически близкой своему предшественнику, и это вызывает обеспокоенность критиков «Морены»: они опасаются, что Шейнбаум будет продолжать попытки Лопеса Обрадора внести изменения в конституцию, способные политизировать Верховный суд Мексики и INE — агентство, организующее федеральные выборы, — сделав их избираемыми с помощью народного голосования органами.
«Морене» осталось получить лишь несколько мест в Сенате, чтобы управлять страной, имея подавляющее большинство голосов — запас, необходимый для проведения реформ, если Шейнбаум на них решится.
И все же Файнштейн считает, что в еврейской общине многие воспринимают Шейнбаум скорее позитивно на фоне уходящего президента: она считается более образованной по сравнению с Лопесом Обрадором, «лучше знает мир».
«Внутри общины много недовольства, потому что последняя администрация не принесла пользы Мексике», — рассказывает еще один член еврейской общины Мехико Ракель Сакаль.
«Существует большая неопределенность, но в то же время и надежда на то, что эта эпоха в Мексике не станет полностью провальной», — продолжает Сакаль.
Поскольку выборы, которые рассматривались как референдум о сроке полномочий Лопеса Обрадора, были сосредоточены исключительно на политическом аспекте, еврейская община Мексики голосовала в соответствии со своими политическими убеждениями.
И Сакаль подтверждает, что община «вовсе не является базой поддержки Шейнбаум»: «Она никогда не заявляла о себе публично как о еврейке и тем более никогда не представляла еврейскую общину Мексики».
Житель Мехико Илан Ардитти объясняет: многие избиратели-евреи в Мексике были обеспокоены политикой Лопеса Обрадора и теперь обеспокоены тем, что Шейнбаум продолжит ее.
«Они не согласны с подобным режимом», — заявляет Ардитти.
Файнштейн говорит, что еврейская община Мексики как правило придерживается правоцентристских взглядов, а не левых: это объясняется социально-экономическими обстоятельствами и культурными ценностями.
В опросах накануне выборов Шейнбаум показала особенно хорошие результаты среди избирателей из числа рабочего класса, избирателей с низким уровнем образования и избирателей, получающих социальные пособия.
В Мексике проживает около 50 тыс. евреев, и большинство из них живет в столице Мехико. Община очень сплочённая: около 95% детей посещают еврейские школы – от ортодоксальных до светских сионистских.
Родители Шейнбаум оба были евреями: семья отца-ашкеназа эмигрировала в Мексику из Литвы в 1920-х годах, сефардская семья матери бежала от Холокоста из Софии (Болгария) в 1940-х годах.
Шейнбаум, как известно, отмечала еврейские праздники со своими бабушкой и дедушкой. Но хотя она заявляла, что «гордится» своим происхождением, на вопрос о вероисповедании отвечала, что она «светская» и не участвует в жизни еврейской общины Мехико.
«Клаудия активно пыталась сказать: «это не я»», — считает директор Еврейского центра документации и исследований Мексики Тесси Шлоссер.
Антисемитская реакция
Несмотря на то, что Шейнбаум отодвинула свою еврейскую идентичность «на обочину», она все же столкнулась с антисемитскими комментариями со стороны политических недоброжелателей на фоне ее попытки возглавить страну, почти на 80% католическую по составу населения.
Так, в июле 2023 года бывший президент Висенте Фокс назвал ее «болгарской еврейкой», а оппонентку Шейнбаум, правую популистку Шочитль Гальвес, соответственно «единственной мексиканкой» на выборах. Впрочем, позже Фокс извинился за свой комментарий.
Шейнбаум в сети Х опубликовала фотографию своего свидетельства о рождении, чтобы развеять слухи о том, что она родилась за границей. «Я на 100% мексиканка и гордая дочь мексиканских родителей», — написала она в июне 2023 года.
Во время последних дебатов в ходе президентской кампании, 19 мая, Гальвес вытащила откуда-то фотографию Шейнбаум в юбке, украшенной изображением местной католической святыни – Богоматери Гваделупской, и обвинила свою конкурентку в использовании «веры мексиканцев для политического оппортунизма».
«Это тотальная провокация, и я не буду в ней участвовать», — ответила Шейнбаум.
Слова Гальвес повторяли аргументы Фокса.
После того как Шейнбаум ненадолго надела четки с распятием, которые ей вручили прошлой осенью в ходе предвыборной кампании, Фокс написал в своем аккаунте в Х: «Еврейка и иностранка одновременно».
Файнштейн отмечает, что случаи антисемитизма в отношении Шейнбаум, хотя и вызывали обеспокоенность, не сыграли решающей роли в выборах. Он утверждает, что ведущие мексиканские СМИ уделяли им немного внимания.
«Еврейская община всегда обеспокоена антисемитскими высказываниями, но в данном случае они не были особо заметными», — говорит Файнштейн.
Он отмечает, что Шейнбаум также не подвергалась серьезным нападкам по поводу ее пола, несмотря на то что в Мексике «традиционно мачистская» политическая культура.
Еврейская община поддерживает Израиль
По словам Файнштейна, еврейская община Мексики очень заботится об Израиле, особенно после теракта 7 октября, и «всегда старается помочь ключевым политическим игрокам понять израильскую точку зрения».
Ардитти заявляет, что мексиканские евреи «думают об Израиле все время», ведь у многих членов общины есть друзья и родственники, пострадавшие от войны.
Лопес Обрадор оставался в основном нейтрален по отношению к Израилю, несмотря на то что некоторые латиноамериканские страны разорвали с ним связи во время войны, особенно на ранних стадиях конфликта. Но недавно Мексика заявила о своем намерении присоединиться к иску ЮАР против Израиля в Международном уголовном суде.
Шейнбаум не делала публичных комментариев по этому делу. Ардитти отмечает, что она в целом редко говорит о политике Израиля.
В письме от 2009 года, опубликованном в левом журнале La Jornada, Шейнбаум критиковала продолжавшуюся тогда войну Израиля в секторе Газа.
«Из-за моего еврейского происхождения, моей любви к Мексике и потому, что я чувствую себя гражданином мира, я разделяю с миллионами стремление к справедливости, равенству, братству и миру, и поэтому я лишь с ужасом могу воспринимать картины израильских бомбардировок в Газе, — писала тогда Шейнбаум. – По этой причине я присоединяюсь к крику миллионов во всем мире, которые призывают к прекращению огня и немедленному выводу израильских войск с палестинской территории».
После начала нынешней войны между Израилем и ХАМАСом Шейнбаум осудила нападения на мирное население, призвала к прекращению огня и заявила о своей поддержке решения о двух государствах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий