Фото из ФБ
Борис Гулько
Драма
всемирного масштаба
5.8.224
Наш мир – сцена
безразмерного театра. А история – пьеса для его сцены, с началом, но без конца.
И даже не одна
пьеса, а множество. Тот же персонаж может одновременно участвовать в разных
пьесах.
Некоторые
персонажи пьесы исчезают на много актов, затем появляются вновь. Другие, отыграв
своё, уходят навсегда.
Одна из самых
драматичных пьес истории взяла начало более трёх с половиной тысяч лет назад.
Первый её акт: семейная драма. У патриарха разных народов
Аврама не было детей, а жена его Сарай была стара. «И сказала она мужу: «войди
к рабыне моей: может быть у меня будут дети через нее . . . И вошел он к Агари,
и она зачала» (Берейшит 16:2-4).
Отношения между
женщинами испортились, и Агарь убежала от госпожи своей. «И нашел ее ангел
Господень и сказал ей . . . «возвратись к госпоже своей и смирись под руками ее
. . . умножая умножу потомство твое, и оно неисчислимо будет от множества. . .
и родишь сына, – и наречешь ему имя Ишмаэль. … И будет он дикарь-человек; рука
его на всех, и рука всех на него» (16:6-12).
Прошло 13 лет. Господь
явился Авраму и, изменив ему и Сарай имена на Авраам и Сара, сообщил: «Сара,
жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Ицхак; и установлю союз Мой с
ним союзом вечным для потомства его после него. И об Ишмаэле . . . Я
благословил его, и Я распложу его, и весьма-весьма размножу его, двенадцать
князей родит он; и Я сделаю его великим народом. А союз Мой установлю с
Ицхаком, которого родит тебе Сара . . . И дам тебе и потомству твоему после
тебя землю твоего пребывания, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду
им Богом…» (17:5-21).
Акт второй: изгнание Ишмаэля. «. . . в день
отнятия Ицхака от груди . . . увидела Сара, что сын Агари, Египтянки, которого
она родила Аврааму, насмехается. И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и
сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком»
(21:8-10). На следующий день «встал Авраам рано утром, и взял хлеба и мех воды,
и дал Агари, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и
заблудилась в пустыне Беэр-Шева. И не стало воды в мехе . . . И услышал Бог
голос отрока; и ангел Божий воззвал с неба к Агари, и сказал ей: . . . услышал
Бог голос отрока . . . великим народом
сделаю его. И открыл Бог глаза ее, и она увидела колодец воды, и пошла она,
наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос и
поселился в пустыне; и стал стрелком из лука» (21:14-20).
Тора упоминает
Ишмаэля ещё один раз: вместе со своим братом Ицхаком он похоронил в Хевроне их
отца Авраама. Ишмаэль прожил 137 лет, и родил, как обещано, 12 сыновей.
Акт третий, мистический: жертвоприношение Ицхака. «Б-г
испытал Авраама, и сказал ему: Авраам! И он сказал: вот я! И Он сказал: прошу,
возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака; и пойди в
землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я
скажу тебе» (22:1).
Самое
загадочное место в Торе. Существует не одна трактовка нашими мудрецами этого несостоявшегося
жертвоприношения. Делает это событие ещё туманнее утверждение ислама, что
связанным на жертвенник был положен не Ицхак, а Ишмаэль.
Похоже, избранность
связана с готовностью к жертвоприношению. И эту избранность арабы оспаривают у
евреев.
Акт четвёртый: Аравия; два с половиной тысячелетия спустя.
Население тех мест составляли потомки братьев: ишмаэлиты и иудеи.
Ишмаэлиты –
арабы – составляли большинство. Евреи были значительным меньшинством, возможно,
под 100 000 человек. Их общины жили в основном во втором по величине городе
страны – в Медине.
О рождении в ту
пору новой религии оставил исследование «Магомет» (так в старину называли
Мухаммеда), опирающееся на работы немецких историков, крупнейший русский религиозный
философ Владимир Соловьёва.
Он сообщает: «Национальная
религия арабов была в состоянии смешения и разложения. Первобытный натурализм
местных культов, приуроченных главным образом к священным камням и деревьям, терял
свою живую силу . . . были в
употреблении человеческие жертвоприношения – военнопленных и детей.
Господствовавший обычай, требовавший, чтобы родители умерщвляли детей женского
пола (если их было много), закапывая их живыми в землю, по всей вероятности был
также связан с религиозным культом (хотя некоторые родители просто не хотели
иметь дочерей и закапывали всех до одной)».
Соловьёв продолжает:
«В нем (Мухаммеде) вырастало и укреплялось сознание, что боги его народа суть
бездушные и бессильные идолы, а что истинный Бог один над всеми и для всех, что
этот Бог, Которого некогда в этой самой Мекке исповедовал праотец Авраам . . .
что арабы не знали Его потому, что забыли веру Авраамову и не являлось среди
них посланника Божия, который напомнил бы им и восстановил ее». Этим
посланником стал он сам.
Фактически,
Мухаммед предложил своему народу религию, явившуюся версией религии евреев.
Знаком этого было, например, что последователям её предписывалось молиться,
обратив лицо в сторону Иерусалима.
Соловьёв
считает Мухаммеда истинным пророком. Он рассуждает: “Если бы он был
шарлатаном, – справедливо замечает Август Мюллер (крупнейший историк
ислама – Б.Г.), – то он не преминул бы сочинить побольше ярких и
определенных описаний происшедшего с ним явления, говорил бы о каком-нибудь
ангеле с крыльями и т. д.”.
Первоначальная
пророческая деятельность Мухаммеда в священной для арабов Мекке не дала
результатов. Он записал в Коране: “Арабы пустыни самые упрямые в неверии и
обмане” (Сура IX, 98), и переместился в Медину, рассчитывая на понимание со
стороны евреев. «Монотеистический еврейский элемент мирно уживался с арабским
язычеством и не мог не оказывать серьезного влияния на верования и понятия
туземцев. Если Мухаммед решил продолжать свою проповедь, то он должен был
теперь попытать успеха в Медине – более удобного места для восприятия ислама он
не мог найти во всей Аравии» – пишет Соловьёв.
Увы, и здесь
его ждало непонимание. Евреи не согласились оставлять свою веру. И Мухаммед
прибег к иной форме убеждения – к военной силе. “Бог
послал евреям Коран для подтверждения их писаний, но они не поверили”, –
объявил он (Сура II). Отныне киблою (стороной, в которую обращал лицо
молящийся) вместо Иерусалима была назначена Мекка.
Три мировые
религии разительно различаются в методах посвящения народов в свою истинность.
В Торе сообщено, что после рассечения Красного моря: «И увидел Израиль силу
великую, которую явил Господь над Египтянами, и благоговел народ пред Господом,
и поверили в Господа и в Моше, раба его» (Шмот 14:31). Израиль увидел и поверил,
а как остальные? Евреев это не волнует.
Христиане
распространяют своё откровение проповедями. Ислам принял версию непорочного
зачатия Иисуса: “Пой хвалу Марии, сохранившей девство свое неприкосновенным. Мы
вдохнули в нее Духа Нашего. Она и Сын Ее были дивом Вселенной” (Сура XXI,
Пророки). Но статус Иисуса в исламе снизили до пророческого: «В IV Суре
Мухаммед утверждает, что Иисус не был умерщвлен, а прямо взят на небо, и в день
всеобщего воскресения будет свидетельствовать против недостойных иудеев и
христиан» – Соловьёв. Также, как был взят живым на небо пророк Элияху.
Мухаммед, а
после его последователи распространяли свою веру огнём и мечом. Этот метод
оказался наиболее эффективным. Ислам быстро воцарился почти от Тихого океана на
востоке, и на западе до Атлантики, включая северную Африку и Испанию.
Началась эта «Священная
война» в Медине с избиением армией Мухаммеда тамошних еврейских общин. Соловьёв
попрекает жертв: «Аравийские евреи, несмотря на религиозную связь, усвоили себе
дурные нравы страны и раздробились на отдельные племена, лишенные практической
солидарности между собой». Объединившись, они имели шансы выстоять; по-отдельности
были уничтожены.
Но эта победа
дорого стоила Мухаммеду. Соловьёв сообщает: «одна еврейка по имени Зейнаб, у
которой все родные были перебиты мусульманами, задумала отомстить.
Притворившись расположенной к принятию ислама, она принесла в дар Мухаммеду
зарезанного барана, смазавши его сильным ядом. Мухаммед, собиравшийся ужинать с
несколькими гостями, велел подать этого барана к своему столу. Взявши в рот
кусок, он почувствовал дурной вкус и выплюнул; один из гостей, успевший
проглотить, умер на месте. Но и Мухаммед не отделался даром. Он заболел, и с
тех пор, как сам говорил, никогда уже не чувствовал себя вполне здоровым. Свою
последнюю болезнь и смерть он приписывал действию того же яда».
Акт пятый. Евреи Европы в средние века были беззащитны.
Они не имели права носить оружие и становились обычной жертвой всех военных
кампаний. Хотя в периоды тяжёлых гонений христианами могли укрыться в
мусульманских странах. Там евреи приобретали унизительный статус «зимми» и
платили налог на «неверных» – «джизья». Но были в относительной безопасности.
Положение
изменилось, когда в 1948 году евреи воссоздали в Земле Израиля своё государство.
Немедленно 9 арабских армий напали на новорожденного, покусившегося, по их вероучению,
на «землю ислама» – «Дар аль-ислам». В этой войне, а также в двух следующих – в 1967
и 1973 годах, евреи одерживали беспримерные, почти сверхъестественные победы.
Однако в 1993
году измельчавшее левое руководство Израиля – не было уже среди них
Бен-Гуриона, «ословскими договорами» фактически вернуло еврейскому населению
Израиля статус «зимми». В страну пригласили банду ООП, обеспечили её
территорией, финансами, оружием, и признали приемлемым определённый уровень
терроризма (введя термин «жертвы мира»).
Большинству
населения новация не приглянулась. Но её с энтузиазмом принял левый
истеблишмент страны – политический, юридический; левая пресса (что значит почти
вся); генералитет и руководство спецслужб.
Этот процесс,
начатый в Израиле нобеленосным «Ословским аккордом», постепенно распространился
на весь Западный мир. Важными этапами его стали грандиозный теракт 9/11 в
Нью-Йорке, быстрая исламизация Западной Европы и признание президентом Обамой в
2008 году США «одной из крупнейших мусульманских стран мира».
Когда перед
7/10 2023 года поступила информация о подготовке ХАМАСом атаки на Израиль,
спецслужбы страны и генералы отвергли её как не соответствующую их картине мира
– на «зимми», платящих щедрую «джизья», не нападают.
Катастрофа 7/10
изменила реальность в Земле Израиля, фактически стряхнув с евреев статус
«зимми». Если Израилю удастся успешно завершить военную кампанию в Газе, она
станет разворотом в мировом процессе, начатом «ословским аккордом». Это является
волнующим моментом для внешнеполитического истеблишмента Западного мира, принявшего
на себя для исполнения дух израильского «Ословского договора». Поэтому война Израиля
с ХАМАСом неожиданно стала центром мировой политики.
Особенно
всполошилась «третья администрация Обамы», как называют американские
обозреватели кабинет Байдена. Он делает всё, что в его силах, чтобы спасти в
Газе режим ХАМАСа. Ведь исламизация мира после победы Обамы на выборах 2008
года стала неприкрытой целью левого истеблишмента США. Её приостановил
президент Трамп, но возродил миллиардами, которые отправляет в Иран, и нынешними
антиизраильскими манёврами Байден.
Hugh Hewitt
на сайте Fox News 6 мая написал: «Нации «Запада» после МВ2 можно найти на всех континентах. . . После 7/10
США, вновь и вновь скатывающиеся в катастрофическую двусмысленность
относительно природы альянса «Запад», разделённые внутри страны и глубоко
запутавшиеся в понятиях добра и зла, друга и врага, управляемые шайкой
слабых бездельников во главе с очень старым человеком с ограниченными возможностями,
утратили роль лидера этого альянса. . . похоже, что Израиль является
единственным кандидатом, способным занять место лидера Запада в вакууме,
оставленном США. . . Одинокий и осажденный, со слабыми союзниками и абсурдной
мировой медиа-элитой, которая потеряла всякое представление о том, почему
свободная пресса имеет значение, эта нация. . . воинов не потеряла из виду свою
цель».
Акт шестой пьесы грядёт: удастся ли нынешнему
правительству Израиля завершить начатое в Газе? Или придётся медлительным
маневрированием дожидаться ноябрьских выборов в США?
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных
эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США,
100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий