Навстречу солнцу
В Москве на территории Еврейского музея и Центра толерантности прошел музыкальный фестиваль New Israeli Sound с участием российской группы «Интурист» и израильской певицы Эко Моргенштерн.
Анонсы фестиваля New Israeli Sound предлагали «погрузиться в атмосферу жаркого Тель-Авива», однако за несколько дней до фестиваля московская погода резко изменилась, и люди пришли в Центр толерантности одетые по-осеннему. Множество развлечений под открытым небом располагало к тому, чтобы провести на фестивале всю вторую половину дня. Маркет локальных брендов, фудтраки, специальная программа для любителей пинг-понга, сеты от коллекционеров винила — всего было много и все было востребовано. Разве что шезлонги и пуфы могли бы пользоваться бóльшим спросом, если бы на улице было потеплее. Греться зрители предпочитали в стенах Еврейского музея, который работал допоздна.
В этот вечер весь комплекс на улице Образцова буквально олицетворял уют и дружелюбие. Если учесть, что на его территории случился редкий, если не невозможный по нынешним временам «привоз» зарубежного артиста, то Центр толерантности и вовсе ощущался как убежище для тех, кто соскучился по гармонии и нормальности, лишенное каких-либо национальных отличий.
«Интурист» Евгения Горбунова сыграл убедительный сет в привычном для комьюнити этой группы звуке. Это новая волна, смешанная с фри-джазом, — наследие «Центра», «Вежливого отказа», «Не ждали», «Звуков Му» и других легенд 1980-х, преимущественно московских. Когда с Евгением Горбуновым выступает Катя Шилоносова («ГШ», Kate NV), на сцене рождается бесспорный феномен, у Кати есть особый магнетизм, благодаря которому сравнения с Жанной Агузаровой не выглядят натянутыми. В варианте «Интуриста» Евгений Горбунов оказывается на переднем плане, и группа выглядит крепким составом, умело использующим беспроигрышные гитарные риффы и саксофонные импровизации. «Интурист» в Москве любят, разве что музыка у группы порой излишне предсказуема, даже когда саксофонист пускается во все фри-джазовые тяжкие.
Эко Моргенштерн впервые выступала на New Israeli Sound в Москве три года назад, так что и публика, и площадка ей знакомы. При том что «Интурист» играет очень слаженно и легко, звукоизвлечение у группы Эко на несколько порядков мощнее. И это не только потому, что многие партии аккомпанемента воспроизводились с лэптопа. «Живые» барабанщик и бас-гитарист создали ритмическую стену, звук отзывался сразу в ушах, животе и конечностях. Так играют большие джаз-фанковые звезды, а Эко хоть и популярна, но пока еще все же не стадионный артист.
Однако Эко напомнила, ради чего в Россию привозят гастролеров из-за рубежа даже в ту пору, когда соотечественники вроде бы обзавелись качественной аппаратурой и научились неплохо музицировать. На ее выступлении царило чувство причастности к глобальному музыкальному вайбу, словно границ и правда не существует. Стоит отметить, что накануне она проделала длинный путь из Израиля в Россию через Дубай.
Сет Эко совмещал в себе приятный вечериночный R’n’B и виртуозный скоростной речитатив. Удержаться от танцев было невозможно. Половину программы составляли песни на иврите, и сама певица искренне радовалась тому, что аудитория положительно реагирует на незнакомый большинству язык. Несмотря на место проведения фестиваля, у сцены явно было много тех, кто иврит не знал, а реагировал в первую очередь на эмоции.
Кульминацией выступления стало исполнение песни שמש («Солнце»). Самое зажигательное, что есть в этой композиции, — линия духовых. Духовые звучали в записи, но никакого дискомфорта это не доставило. Благодаря музыке люди почувствовали настоящее единение.
В Москве уже было темно, но певица сказала, что утром солнце обязательно вернется, вместе с теплом, и попросила присутствующих на следующий день сообщить ей, сбылось ли предсказание.
А мы после выступления не отказали себе в удовольствии задать Эко несколько вопросов о музыке, и не только.
Борис Барабанов → Что произошло в вашей жизни за три года, прошедших с предыдущего приезда на New Israeli Sound?
Эко Моргенштерн ← Прежде всего, как и у всех, был covid-19. Я считаю, у людей произошел сдвиг в сознании. Многое поменялось как в личной жизни, так и в профессиональной. В прошлый раз я выступала у вас в сопровождении диджея, теперь я играю с полноценной группой. Этим летом мы старались восполнить пробелы и очень много гастролировали. Мы стали играть лучше. Мне кажется, у нас стало больше людей на концертах. Может быть, такое впечатление от того, что нас чаще зовут на фестивали. Тексты моих песен стали, я думаю, более личными. При этом на сцене я чувствую себя более открытой. Я по-прежнему люблю, когда на концерте рождается атмосфера вечеринки, но в то же время важно донести персональный месседж, эмоции, которые у меня внутри.
ББ → Израильская музыка, скорее, движется или стоит на месте?
ЭМ ← Точно не стоит на месте. Могу сказать, что примерно каждые восемь месяцев в Израиле появляется какой-то новый саунд. Израиль сейчас заново открывает для себя поп и гиперпоп. Естественно, развивается хип-хоп-сцена. Я бы сказала, в Израиле даже слишком много талантливых людей сейчас для такого маленького места.
ББ → Прошлой зимой в Москве выступала Нога Эрез, теперь приехали вы, и возникает ощущение, что в вашей стране есть какая-то новая волна интересной женской музыки. Это с одной стороны. С другой, в традиционной религиозной жизни такая активность женщин не очень приветствуется.
ЭМ ← Вы правы, Израиль — консервативная страна в этом смысле. Но надо понимать разницу между отношением, принятым в мейнстриме, и повседневной жизнью. Среда, в которой я развивалась в Тель-Авиве, очень либеральная и открытая. Она слабо пересекается с мейнстримом. Действительно, есть много новой поп-музыки и хип-хопа с девушками на переднем плане. Однако движение этих девушек в сторону мейнстрима очень медленное. То выражение сексуальности и стиля, которое они исповедуют, противоречит религиозным догмам. Нам еще нужно пройти очень большой путь.
ББ → Кого бы вы назвали самыми интересными артистами в Израиле сейчас?
ЭМ ← Если говорить о тех, кто заставляет израильскую музыку двигаться вперед, я назвала бы певицу Нуну и ее продюсера. Они делают то, чего в Израиле до сих пор не было.
ББ → Мой самый любимый израильский музыкант Асаф Авидан не живет в Израиле, он живет в Италии. Как вы к этому относитесь?
ЭМ ← Вы говорите о том, в достаточной ли степени он патриот Израиля? Я думаю, музыкант не обязан быть патриотом какой-либо страны. Вы не выбираете, где вам родиться. Вы выбираете место, где вам жить, когда становитесь взрослыми. Те, кто родился и живет в Израиле, — счастливцы, им повезло перерабатывать в себе культуру страны, использовать все ее богатство. Но музыкант прежде всего выражает свою собственную индивидуальность, и музыка помогает создать его портрет самым лучшим образом. Музыка помогает налаживать связь со всеми людьми в мире. Если Асаф живет в Италии, это не делает его в меньшей степени израильтянином. Он уже израильтянин, у него это не отнять.
ББ → С чем вы связываете случившийся в последние годы подъем израильской музыки и израильского кинопроизводства, точнее, производства сериалов? Был какой-то момент, после которого дела пошли лучше?
ЭМ ← Я не придумаю для вас лучшего ответа, чем соцсети. Мы живем в небольшой стране, и благодаря соцсетям мы можем показать всему миру, что у нас есть. А человек, живущий далеко от нас, видит не только то, что есть у его соседей, но и самое интересное со всего мира. Добавлю, что в израильскую индустрию наконец-то пришли большие деньги. Молодые люди получили возможность претендовать на большую финансовую поддержку со стороны продюсеров. И в целом нам всегда было свойственно трудолюбие. Когда живешь в такой маленькой стране, тебе нужно трудиться в три раза усерднее, чтобы тебя заметили и оценили. Ты приобретаешь навыки конкуренции, которые позволяют работать на равных с теми, для кого выигрышные условия на рынке были чем-то естественным.
ББ → Расскажите о вашем недавнем дуэте с группой Red Axes. Кто кого повел за собой? Вы двинулись в сторону электроники или это им понадобился ваш вокальный и мелодический талант?
ЭМ ← Во мне всегда жили вибрации андеграундной электроники. В самом начале карьеры у меня был электронный дуэт. Так что для меня запись с Red Axes была возвращением к корням. На то, чтобы сочинить песню Flawless, нам с Red Axes потребовалось всего несколько минут. У нас было полное взаимопонимание. Я добавила в их трек краски поп-музыки, и это привело к ним новых слушателей.
ББ → Как вы решаете, на каком языке записывать песню: на английском или на иврите?
ЭМ ← Это зависит от продюсера. Кто-то привык записывать песни на иврите, кто-то имеет в виду международную дистрибуцию. Честно говоря, я не очень представляю себе мировой хит на иврите. Не знаю, может ли с израильской поп-музыкой произойти то же, что с корейской. Я была бы рада.
Комментариев нет:
Отправить комментарий