В 1992 г. Ефим Грибов снял по моему сценарию фильм "Мы едем в Америку". В фильме местечковые евреи начала прошлого века бежали от погромов. Одеты они были так, как одевались наши деды и прадеды, молились на иврите, говорили на идиш, а по-русски с акцентом, соблюдали обычаи предков. Премьеры в Питере прошли замечательно, но в Москве, хотя и при полном зале, как-то странно. Фильм многим не понравился, особенно удивили меня евреи. Один из них, мой коллега, сказал так: "Зачем им рассказывать, какими дикарями мы были когда-то. Мы теперь такой же народ, как и все другие народы".
Вспомнил эти слова, читая книгу Феликса Канделя "Судьи, цари и первые пророки Израиля": ""Вот народ этот живет отдельно и между народами не числится", - эти слова отражают суть еврейского народа в мировой истории. Говорил пророк Миха:"Ибо все народы пойдут - каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Господа Бога нашего во веки веков".
Теперь я понимаю, что моему, московскому коллеге страшно было считаться народом отдельным, жить в одиночестве, а "дикость" наших героев из фильма здесь не при чем. Так и вышло: его дети и внуки крещены в православии. Они теперь не "народ отдельный".
Увы, и в Израиле этот фильм далеко не всем пришелся по сердцу, хотя именно здесь я и встретил прототипов наших героев. И здесь же понял, что и в Еврейском Государстве у многих граждан нет желания быть "народом отдельным", а хочется быть со всеми, идти за чужими божествами или, вообще, не верить ни в Бога, ни в черта. Им тоже вовсе не хочется напоминать "мировому сообществу", какими мы были "дикарями". Мне же кажется, что и в галуте, и здесь, в Израиле, все замешано на обычном малодушии, трусости и юдофобии: откровенной или латентной её форме. И это понятно, потому что - настоящий подвиг - "не числится между народами", а быть народом избранным только затем, чтобы быть в одиночестве на глазах у Бога, какими и были персонажи того, давнего, нашего фильма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий