пятница, 11 марта 2022 г.

Идиоты от культуры. Реплика времен русско-украинской войны

 


Идиоты от культуры. Реплика времен русско-украинской войны

Опубликовано: 11 марта 2022 г.
Рубрики:

В последнее время задевают меня бездари и идиоты. Написал я как-то большое эссе про дураков, потом тоже большое — про бездарей у власти, а вот сегодня решил: надо и про культурных идиотов что-то написать. С чего бы это у меня такое желание, подумал я, а потом, как в том старом анекдоте, сам себе ответил: «Эту мысль мне навеяла музыка». 

Открываю в интернете новости и читаю заголовок: «Ввиду русского вторжения в Украину, симфонический оркестр Кардиффа удаляет из программы произведения Чайковского». Бедный Пётр Ильич, его уже без малого 130 лет как нет в живых, но оказался он виноват в русском фашизме 21-го века. Да только ли его ударила рикошетом российская агрессия! Волна ненависти к русской культуре покатилась по планете, как цунами после падения метеорита.

По всему миру идиоты от культуры исключают из программ произведения великих композиторов Шостаковича, Прокофьева и Рахманинова, отменяют выступления музыкантов, певцов, танцоров, которые имели несчастье быть выходцами из СССР или России. Идиоты-конформисты, управляющие культурой, стараются из-всех сил показать, что они, как говорят в Америке, «бóльшие католики, чем Папа Римский».

Из мюнхенского оркестра они уволили главного дирижёра Валерия Гергиева, а из Метрополитен Оперы в Нью-Йорке менеджер Питер Гельб погнал Анну Нетребко, когда она отказалась публично осудить Путина. Гергиев и Нетребко, проводят большую часть своего времени в странах Запада, но всё же они граждане России, у них там глубокие корни, обрубать которые очень болезненно и опасно, особенно учитывая мстительный характер нынешнего кремлёвского царя. Не у каждого на это хватит мужества или отчаяния. Легко быть героем и осуждать других из уютных квартир в Нью-Йорке или Мюнхене.

Я ещё мог бы понять, если бы их уволили за публичную поддержку агрессии, но выгонять за молчание? Чем-то эта борьба с культурой напоминает мне советские времена, когда весь народ должен был единогласно осуждать кого-то, несогласного с линией партии или просто осмелившегося иметь независимый характер, например Пастернака, Солженицына и Бродского, когда им присудили Нобелевскую премию.

Не от большого ума бюрократы от культуры смешивают талант с политикой и наказывают творческий людей не за их действия, а за нежелание или боязнь публично осудить преступное поведение страны, где им довелось родится. Сам факт принадлежности к некой культуре или боязнь громогласно заявить о своих взглядах, неважно какого характера. не должны быть поводом для остракизма.

Я хорошо понимаю и принимаю, что в Израиле не хотят исполнять произведения Рихарда Вагнера, и вовсе не за их тевтонский стиль, а за то, что композитор был активным антисемитом и даже опубликовал книгу, в которой призывал уничтожать евреев. В таких редких случаях творчество художника действительно становится неотделимым от его общественных и политических поступков, потому я музыку Вагнера никогда не слушаю, хотя и признаю, что она совершенно грандиозная.

Или вот, скажем, Чайковский тоже не любил евреев, но это проскальзывало лишь в его частной переписке и никогда не высказывалось публично, а потому мысли и настроения композитора к его творчеству не должны иметь никакого отношения. В Израиле его музыку любят и часто исполняют, а вот «умники» из Кардиффского оркестра решили наказать бедного Петра Ильича несмотря на то, что его отец был из запорожских казаков (то есть с Украины), а мать из франко-немецкой семьи. Но это малограмотным идиотам неведомо.

То, что происходит сегодня с русской культурой есть продолжение безумия, в последние годы захлестнувшего западный мир, когда под предлогом борьбы с надуманным расизмом идиоты разрушают вековую культуру. Это получило название “cancel culture”, что на русский язык обычно переводится как «культура отмены», но грамматика английского языка позволяет и перевод в повелительном наклонении, особенно если добавить восклицательный знак: «отменить культуру!»

Именно это и происходит: мировая культура отменяется. На музыкальном факультете Оксфордском университета пожелали запретить нотную запись, как изобретение белого человека, а в некоторых американских колледжах учёные-идиоты объявляли математику расистской наукой. Они даже требовали отменить таблицу умножения. Дело дошло до сноса памятников историческим фигурам и изъятию книг из библиотек, например, запретили в школах читать «Тома Сойера» Марка Твена. Не надо быть провидцем, чтобы понять, к чему это может привести. Достаточно вспомнить слова Генриха Гейне, сказанные им почти две сотни лет назад: «Там, где сжигают книги, в конце сжигают также и людей». Впрочем, опыт Германии в прошлом веке уже доказал прозорливость великого поэта.

В некоторых, не таких уж редких случаях, творческие люди проявляют мужество и активно выражают протест против политики своего государства. Вспоминаю великого итальянца Артуро Тосканини, который публично отказывался работать в муссолиневской Италии и гитлеровской Германии, но поехал в Палестину дирижировать еврейским оркестром. Потому особое уважение может вызвать смелая гражданская позиция некоторых деятелей культуры в современной России, которые решили выразить своё несогласие с войной в Украине и в знак протеста покинули свои посты. Например, уволились Томас Зандерлинг из Новосибирского оркестра, Василий Петренко из Государственного оркестра России, а балетмейстер Большого Театра Алексей Ратманский в знак протеста отказался работать над новым балетом. Только боюсь, что западные идиоты от культуры всё равно не простят им их российские корни.

Разумеется, не каждый способен стать героем и с риском для жизни публично выступать против властей, вроде отчаянного Виктора Шендеровича, которому даже повезло — он был выдавлен в эмиграцию перед самой войной. Некоторые работники культуры и искусства публично не протестуют, но как говорили прежде, «голосуют ногами». Так, на днях из России уехали Алла Пугачёва и Максим Галкин, Иван Ургант, Владимир Познер и Ксения Собчак. 

В предыдущие годы из России происходила грандиозная утечка мозгов — эмигрировали самые творческие и талантливые учёные и инженеры, а в наши дни идёт и культурный исход, что неизбежно откинет народ в интеллектуальный каменный век, из которого придётся выбираться не одному поколению. Россия теряет, а Запад приобретает, только вот идиоты от культуры ставят палки в колёса этого неумолимого исторического процесса.

 

 

Вебсайт Я. Фрейдина: www.fraden.com

 

1 комментарий:

  1. Всё верно. Нельзя талант оценивать через личность. Иначе нам пришлось бы отказаться от того, что сделали для развития цивилизации Пушкин, Достоевский, Толстой, О'Генри, Элвис Пресли, Стив Джобс, Билл Гейтс, Герберт фон Кароян и многие другие - всех, кто были в жизни мерзавцами.

    ОтветитьУдалить

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..