Борис Гулько | Между добром и злом
Великий каббалист первой половины 18 века Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) сообщил нам тревожную особенность мироустройства: когда к нам спускается великая идея, одновременно в мир приходит нечто противоположное из мира зла. Добро не бывает даровано без борьбы со злом, и вечен вопрос – кто победит в этой борьбе.
Мистика зла – не еврейская тема. Во всей Торе есть лишь одно смутное упоминание о его мистическом представителе. В Йом Кипур на козла возлагают грехи Израиля и «совершают через него искупление отправления к Азазелю в пустыню» (Ваикра 16:10). Кто такой Азазель – не разъясняется. Можно предположить, что он – Сатан, сеятель зла, эпизодический персонаж «Книги Иова».
Человеку свойственно чувство, что где добро, там рядом опасность зла. И когда случается нечто хорошее, следует откупиться от этой опасности, пожертвовав чем-то, чтобы компенсировать успех хотя бы материальным ущербом.
Летом 1978 года, после успешного турнира в Югославии, я разжился там дублёнкой и меховой шапкой. Ветераны помнят, что в те времена дублёнка была знаком жизненного успеха. За неё, бывало, могли и убить. А такую шапку, как у меня, рассказывали, министры в гардероб не сдавали, а опасаясь за неё несли с собой на заседание кабмина.
Настали холода, и я поехал в обновке навестить друзей в общежитие МГУ. Когда я уходил от них, в прихожей от моего гардероба оставался только оброненный вором шарфик. Я успокоился. Предстоявшие роды прошли успешно, и моя жена Аня родила нам хорошего здорового сына. Выкуп Азазелю был уже плачен.
Однако одновременно в обществе клубилось зло ненависти. Политический радикализм выражался во многих тысячах терактов против представителей власти. В 1902 году был убит террористом министр внутренних дел Сипягин, в 1904 году – сменивший его Плеве. В 1905 году бомбой убили московского градоначальника, дядю императора, Великого князя Сергея; в 1911 году с десятой попытки застрелили Столыпина – лучшего в истории России премьер-министра. После переворота 1917 года убили Николая II и его семью, а многочисленных родственников в Алапаевске живыми сбросили в шахту. Кровавая баня Гражданской войны – от 10 до 17 млн погибших, привела в итоге к диктатуре в стране земного воплощения Сатана – Сталина, и к гибели ещё, по приблизительной оценке, около 20 млн человек (не считая погибших по его вине в войнах).
Холодная, периодами на грани горячей, война США против «империи зла», как определил СССР Рональд Рейган, завершилась победой Америки. 11 сентября 1990 года президент США Буш-старший провозгласил наступление «Нового мирового порядка». Этот «порядок» предполагал торжество в странах мира демократической формы правления при соблюдении в них прав человека.
Продержался победивший «порядок» недолго. Весной 1999 года президент Клинтон три месяца бомбил ничего плохого не сделавшую США Сербию, чтобы отвлечь общественное внимание от своих легальных проблем – во время войны президентов не судят. А ровно через 11 лет после победного заявления Буша-старшего, 11 сентября 2001 года, при президентстве его сына, 19 исламских террористов захватили 4 самолёта с пассажирами и сумели направить 3 из них на башни WTC и на Пентагон. Зло, столь ярко проявившееся в тот день в столице Западного мира, удивительно легко смяло духовные ценности этого мира. Уже на следующий день после теракта президент Буш-младший признал поражение Запада, заявив, что «ислам – это религия мира». Если это так, то Западу от него нечего защищать.
В последовавших войнах США, по существу, устанавливали исламистские режимы по всему Ближнему Востоку. В Ираке секулярный режим Саддама Хусейна был заменён на правление шиитского большинства, клиента Ирана. Суннитская армия свергнутого Хусейна стала основой Исламского Халифата на территории Ирака и Сирии. После того, как Трамп разрушил его, Халифат этот переполз куда-то в Африку. Президент Обама, исполняющий в современной Америке роль Азазеля, сменил в Ливии секулярного проамериканского диктатора Каддафи на исламистов, в Афганистане его марионетка Байден недавно вернул власть Талибану, и только в Египте Обаму постигла неудача. Приведённое им к власти Мусульманское Братство после года правления было свергнуто военными и заменено диктатурой Ас-Сиси.
Внутри США население, в 2008 году вручившее власть исламисту Обаме, после 4-х лет перерыва, в 2020 году вернуло его администрацию на 3-й срок. Неприятие значительной частью американцев неомарксистской идеологии новой власти, выражающейся в антибелой индоктринации школьников, в бунтах штурмовиков Обамы BLM и Антифа против законности и порядка, в бессилии правоохранительных органов, в крахе иммиграционной политики, в упадке экономики делают критически важными выборы президента 2024 года. Но продержится ли до них страна? Так редактор отдела мнений в Washington Times Шерил Чамли тревожно назвала свою статью от 4 декабря: «Америка при Джо Байдене не переживет ближайшие три года».
Третьим полем столкновения добра и зла в последнее столетие стал весь европейский континент, на котором больше пяти лет – с 1939 по 1945 год – торжествовал нацистский режим под главенством ещё одного князя тьмы – Гитлера. Совпавшие интересы США, СССР и Англии привели к его гибели.
Эти три всемирные драмы – российская, американская и европейская, стали фоном для главного события современности. Им явилось предсказанное Торой возвращение евреев, спустя 18 столетий, в Землю Израиля. Замечательный российский религиозный философ и поэт Владимир Соловьёв писал: «Проходя через всю историю человечества, от самого ее начала и до наших дней, еврейство представляет собою как бы ось всемирной истории». Воссоздание и бытие Израиля отражают противостояние в мире добра и зла.
Организационный сионизм возник в Европе и был обязан своим рождением делу Дрейфуса. Возглавил это движение секулярный венский журналист Теодор Герцль. К сожалению, сионистский проект мало захватил европейских евреев, что стало одной из причин катастрофических потерь еврейских жизней во время МВ2. Холокост стал крупнейшей манифестацией торжества зла над добром в современном мире.
После провозглашения независимости Израиля 14 мая 1948 года мировое зло приобрело объект для объединения усилий. Началось оно с эмбарго на поставку оружия на Ближний Восток, оставлявшее новорожденный Израиль безоружным перед объединившимися армиями семи арабских стран. США присоединились к эмбарго. В ту пору спасли сионистский проект американские евреи, собравшие 50 млн – немыслимые по тем временам деньги, и оплатившие нелегальные поставки оружия для новорожденного Израиля из Чехословакии.
Вновь американские евреи дружно выступили против зла, когда в 70–80 годы столетия решительно поддержали борьбу советских евреев за право покинуть СССР. Победа в этой борьбе освободила более 2 млн евреев.
Сейчас американское еврейство изменилось. Лишь половина их поддерживает Израиль. Для остальных важнее их левые убеждения, и они стоят на стороне Азазеля.
* * *
Нет в мире более пёстрого общества, чем израильское. Наиболее значительные группы, составляющие его, начиная сверху: две партии харедим – ашкеназов и сефардов. Их взгляды различаются магистрально. Мне объясняли чем, но я не понял. Следом идут модерн ортодоксы: поселенцы, специалисты с образованием, соблюдающие законы иудаизма. Между ними и харедим есть ещё «хардаль» – уже не харедим, но ещё не «модерн». Справа ближе к центру, политически и религиозно, располагаются избиратели самой крупной израильской партии Ликуд. Всё это деление весьма условно и подчас неверно.
С противоположной стороны политического разделения общества находится правящая коалиция: две мелкие правые партии карьеристов, получающих в блоке с левыми и арабами более престижные посты, чем имели бы в блоке с правыми; три партии светских израильтян: одна – знающих русский и две – незнающих; партия остатков от социалистов, когда-то доминировавших в Израиле, и партия постсионистов, желающих, чтобы Израиль не был еврейским государством. Ещё есть два блока арабов: открыто желающих разрушения Израиля и, за хорошие деньги от правых карьеристов, не столь открыто. От поддержки вторых зависит существование левого правительства.
Может ли процветать такое общество? Конечно! Талмуд учит: «Человек обязан благодарить Бога за зло так же, как и за добро». Каждый элемент мозаики, которую я описал наверняка неточно, создают вместе живой организм. Он существует, пока добро превозмогает зло.
Когда-то молодой раввин, создававший новую синагогу, похвастал перед Ружницким ребе, что всё идёт без сучка и задоринки. «Если всё идёт гладко» – умерил энтузиазм молодого раввина ребе, «останови проект и оглядись. Что-то неправильно».
Комментариев нет:
Отправить комментарий