Будет ли в Израиле «дружелюбное» обращение в иудаизм?
Еще до конца этого года кнессет начнет обсуждение нового законопроекта, призванного побудить большее число израильтян, которых государство не признает евреями, пройти гиюр. Если он будет принят, это станет первым случаем (но не первой попыткой) законодательного регулирования сложного вопроса гиюра.
Коалиционное соглашение предусматривает принятие закона, который позволит проводить гиюр муниципальным раввинам. Что в нем не сказано, но явно подразумевается - так это то, что главный раввинат будет фактически лишен монополии на проведение гиюров, по крайней мере в части определения, кто из новообращенных могут вступать в брак в Израиле.
Идея заключается в том, чтобы создать более «дружелюбную» систему гиюра, открыв ее для конкуренции и позволив участвовать в ней более широкому кругу раввинов. Предполагается, что это приведет к резкому увеличению числа гиюров.
Главной мотивацией Кахана является борьба с тем, что он привык называть «ростом числа межнациональных браков» в Израиле. Под межнациональными браками он подразумевает не браки евреев с христианами или мусульманами, а браки евреев с теми израильтянами - их насчитывается от 400 до 500 тысяч - которые отнесены управлением регистрации населения МВД к категории «другие» или «без религии».
Подавляющее большинство из них - иммигранты или дети иммигрантов из бывшего Советского Союза, которые подпадают под Закон о возвращении, поскольку у них есть хотя бы один еврейский дедушка или бабушка, но не считаются галахическими евреями, поскольку их матери не были еврейками.
Даже внутри ортодоксальнонр течения иудаизма ведутся споры о том, насколько строгим должно быть соблюдение Торы у новообращенных. Главный раввинат определил, что соблюдение должно быть очень строгим - именно поэтому многие граждане, не являющиеся евреями по Галахе, предпочитают не проходить гиюр.
Однако не все ортодоксальные раввины согласны с позицией раввината.
Многие из них считают, что слишком строгие стандарты отпугивают потенциальных новообращенных. Действительно, каждый год проходят гиюр всего несколько тысяч граждан - очень малая доля, учитывая потенциал. Даже среди тех, кто записывается на государственную программу гиюра (санкционированную раввинатом), процент отсева очень высок.
Что изменится в соответствии с новым законом?
Если закон будет принят, любой городской раввин в Израиле будет иметь право создать для проведения гиюра раввинский суд или даже несколько раввинских судов. Муниципальные раввины также будут подписывать свидетельства о гиюре. Таким образом, раввинат больше не будет выбирать, какие раввины будут заседать в судах по гиюру, и не будет удостоверять гиюры. Тем не менее гиюр, проводимый муниципальными раввинскими судами, будет санкционирован государством.
Будут ли разрешены неортодоксальные гиюры в соответствии с новым законом?
Например, главный раввинат требует, чтобы дети, проходящие гиюр, а также их братья и сестры посещали религиозные школы во время этого процесса (и после его завершения. Д). Не все ортодоксальные раввины считают это необходимым.
Будут ли признаны по новому закону гиюры, проведенные частными ортодоксальными организациями, такими, как «Гиюр по галахе»?
Нет, не будут. Но, по словам раввина Сета Фарбера, одного из основателей «Гиюр по галахе», ее модель «дружелюбного» обращения в иудаизм будет принята многими новыми судами по вопросам гиюра, поскольку многие муниципальные раввины входят в эту организацию.
Раввинат выразил свое яростное неприятие любого изменения статус-кво. Сможет ли он помешать лицам, прошедшим гиюр по новой системе, заключить брак в Израиле?
Нет. Согласно специальному пункту законопроекта, говорит Фарбер, раввинат будет обязан по закону женить всех новообращенных, одобренных муниципальными раввинами.
Джуди Мальц, «ХаАрец»,
Комментариев нет:
Отправить комментарий