Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы… Сокровища гробницы Тутанхамона… В обывательском представлении это драгоценная погребальная маска, груды золота и драгоценных каменьев. В общем, несметные богатства. Стереотип сказочной пещеры Аладдина недалек от истины. Британский археолог Говард Картер, обнаруживший в 1922 году гробницу юного владыки Египта, был поражен теми сокровищами, которые вместе с фараоном отправились в загробный мир. Но среди тысяч и тысяч драгоценных предметов затесалось несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги? Отечественные исследователи утверждают, что эти предметы несут символику, которая позволяет проникнуть в сокровенную суть древнеегипетских представлений о мировоззрении. Алебастровые статуэтки — ключ к эпохе Амарны, одного из самых загадочных периодов в истории Нового царства. Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы. Канопы фараона из алебастра Перечислим лишь некоторые из них. Так, в гробнице находились два необычных светильника: один сделан в форме трех лепестков лотоса, а на другой нанесены полупрозрачные изображения царя и царицы, которые проявляются, только когда светильник возжигают. Обращают на себя внимание вазы, поражающие причудливостью форм и совершенством пропорций. Любопытны многочисленные фигурки ушебти, изображающие людей. Из алебастра выполнены также барка, украшенная головами козерогов, и ковчег для каноп — сосудов, в которых хранились внутренние органы погребенного фараона. Каждая из вещей, сопровождавшая фараона в последний путь, по определению должна была иметь строгое функциональное назначение. Древние египтяне всему придавали особый смысл, а уж погребальным обрядам в особенности. «Так, например, фигурки ушебти, — предполагает один из исследователей, аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Олег Звонков, — клали в усыпальницу для того, чтобы на том свете они обслуживали владыку и всячески оберегали его от физического труда». Алебастровый сосуд из гробницы Тутанхамона Что касается барки, то мнения о ее предназначении пока расходятся. По одной из версий ее внесли в усыпальницу, чтобы и в загробной жизни фараон мог путешествовать с комфортом. Согласно другой версии ключевым здесь является изображение козерога — символа мужской силы. «Далеко не все вещи из алебастра, присутствующие в гробнице, — говорит Олег Звонков, — были сделаны при Тутанхамоне, в довольно непродолжительный период его правления». По всей вероятности, эти предметы — дело рук мастеров эпохи Амарны, получившей название по имени поселения, расположенного в 300 километров к югу от Каира. Именно там предшественник Тутанхамона на египетском престоле, легендарный Эхнатон, воздвиг новую столицу — Ахетатон. Для знаменитого фараона-отступника, чьи годы правления пришлись на середину XIV века до нашей эры, алебастр мог играть некую сакральную роль. Но какую именно? Чтобы понять это, нам пришлось углубиться в древние хроники. Ваза для благовоний и барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона, сделанные из алебастра, характерны для искусства Амарнского периода Сама по себе эпоха Амарны была парадоксальной. А все из-за личности Эхнатона. «Он был деспотом, но в то же время гением, — считает заместитель заведующего кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ египтолог Ольга Томашевич. — Я бы даже назвала его одной из самых неординарных личностей за историю не только Древнего Египта, но и всех народов. Он царствовал меньше двух десятков лет и за этот период поставил Египет на дыбы».
Эхнатон делал все возможное, чтобы развеять сомнения в своей богоизбранности». И первым делом затеял религиозную реформу, предполагавшую отказ от поклонения всем богам, кроме одного — бога солнца Атона. «Реформа эта была очень сложной и теологически накрученной, — объясняет Ольга Томашевич, — но если максимально ее упростить, суть сводится к тому, что на свете есть два владыки — бог Атон и его сын Эхнатон». Эта эпоха не могла не найти своего отражения и в древнеегипетском искусстве. В канонической традиции богоподобных фараонов изображали физически совершенными, без малейших изъянов. Здоровье правителя свидетельствовало о здоровье и силе общества, им возглавляемого. В то же время истинным в Древнем Египте считался тот фараон, который следовал принципу Маат — принципу правды, истины, всеобщей космической гармонии. Эхнатон был буквально одержим этим принципом, а следовательно, вступал в противоречие с самим собой. С одной стороны, он бог, с другой — стремился продемонстрировать свою человеческую, а не сверхчеловеческую сущность. От работ придворных мастеров теперь требовалась предельная правдоподобность, которая сопровождалась бы обилием деталей. Для этого нужен был подходящий материал. Барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона «Эпоха Древнего царства была основательной, мощной, поэтому в искусстве использовались прочные камни, — говорит Олег Звонков, — а при Эхнатоне потребовалось что-то более тонкое и удобное в резьбе, что позволяло бы выразить специфические детали». Алебастр древнеегипетскими мастерами применялся и до правления Эхнатона, но именно при нем стал наиболее востребованным поделочным материалом. Одно из месторождений минерала располагалось в 15 милях от воздвигнутого фараоном города Ахетатона, и вряд ли это можно считать случайным совпадением. Исследователи Древнего Египта практически не сомневаются, что алебастр помимо удобства в обращении с ним нес в себе еще и сакральный смысл. «Существует несколько версий, — объясняет Олег Звонков. — По одной из них само название алебастра происходит от имени богини-кошки Баст. Но мне кажется, что восприятие алебастра как сакрального материала пошло во многом и от внутреннего чувствования. Ведь он пропускает солнечный свет, а солнце играло основополагающую роль в египетской теологии». Возможно, окружая себя предметами из алебастра, удивительным образом способного пропускать и в то же время сохранять в себе солнечный свет, фараон подчеркивал свою близость к богу солнца — Атону. Увы, ни следование принципу Маат, ни символ солнца не уберегли Эхнатона от внезапной смерти и последующего развенчания его культа. А что же Тутанхамон? До находки Картера да и после нее в научной среде он, говоря современным языком, не котировался. Править страной стал в возрасте 10 лет и все 9 лет царствования находился под сторонним влиянием — сначала легендарной красавицы Нефертити, а потом пожилого царедворца Эйе. Как заметил сам Картер, главной заслугой фараона стало то, что он умер и был погребен с почестями. Если бы не он, необычные алебастровые предметы могли не дойти до наших дней и не раскрыть еще одну маленькую тайну великой цивилизации. Погребальная маска Тутанхамона, который знаменит лишь благодаря своей гробнице, а не своим деяниям Ольга Дюжева, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: — Алебастр египтяне использовали с самого древнего времени, но мне, например, неизвестно о том, чтобы этому минералу придавалось особое значение. Просто материал прочный, долговечный, а для египтян это считалось важным, поскольку предметы, положенные в гробницу, должны были храниться веками и тысячелетиями. В этом смысле алебастр гораздо надежнее, чем, скажем, керамика. Я сомневаюсь, что он получил широкое распространение именно в эпоху Амарны. Да, изысканность форм характерна для искусства Нового царства, но она возникла до Амарны — при Аменхотепе III. Михаил Чегодаев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН: — С алебастром египтяне виртуозно управлялись еще с додинастических времен. Его очень легко обрабатывать, он мягче гранита и позволяет делать тонкие полупрозрачные вещи. Например, дивные сосуды были найдены в пирамиде Джосера в Саккаре. Один из них, кстати, хранится в нашем Пушкинском музее. Для искусства эпохи Амарны характерна плавность линий. И, например, фигурка девушки, сидящей в барке из гробницы Тутанхамона, выполнена в стиле амарнской малой пластики. Но я бы не стал категорически заявлять о том, что именно такие формы сосудов характерны для амарнского периода. Вообще предметы из алебастра чаще предназначались для быта. Даже по предметам из гробницы Тутанхамона видно, что их использовали в быту, а не в ритуальной практике. Поэтому я сомневаюсь в сакральной роли алебастра. Иван Богданов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН: — Алебастр в эпоху Древнего царства служил для облицовки некоторых пирамид и других зданий, в эпоху Среднего и Нового царств из него возводились часовни, во все времена делались статуи, саркофаги. Алебастровые вазы использовались как важная ритуальная утварь в Египте с древнейших времен. Но о каком-либо особом культовом значении алебастра в Амарнское время, в частности о его связи с солнечным культом, тексты ничего не сообщают.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий