16 августа 2021
Афганская драма, разворачивающаяся на наших глазах, — мучительное учебное пособие.
Вот — есть наука История. Она холодно оперирует массами и периодами. Единица измерения — народ, нация. Временная отсечка — полвека-век, а то и полтора-два. Сколько-то тысяч людей умерло от голода в Англии во время политики огораживания, столько-то веков занял распад Римской империи… Историю интересуют закономерности прошедшего и выводы из них. Она — патологоанатом. Она холодно предлагает правду о причинах былых несчастий — нации, народа, человечества…
И вот — есть человек, живущий свою единственную жизнь внутри того, что когда-нибудь станет историей. Станет — в результате того, что сделают с этим человеком «исторические» обстоятельства, заведомо превосходящие его в массе.
…В комментариях к моему недавнему тексту о кабульской драме показательно преобладал «исторический» взгляд. Образованные и нравоучительные комментаторы, взяв за единицу измерения афганский народ, авторитетно сообщали мне: так ему и надо, этому народу. Он дик, он коррумпирован, он не способен построить демократию…
Спасибо, а то я не знал.
Но как быть с десятками тысяч афганцев из числа тех, кто не воровал и совсем не дик? Как быть с теми, кто получил образование на Западе (гораздо лучшее, чем у большинства комментаторов российского Фейсбука), кто вернулся на родину, чтобы попробовать вывести ее, вместе с собственными детьми, из средневековья, из родоплеменной и ортодоксальной зависимости? Как быть с женщинами, не желающими носить паранджу? С их малыми детьми, которые будут заперты теперь в душный чулан шариата? С юношами и девушками, мечтавшими пользоваться Интернетом, слушать музыку, читать книги? Как быть — с людьми?
Самое время рассказать им нравоучительным тоном, что афганцы в целом, в настоящий момент, не заслуживают иной участи, не правда ли?
Комментариев нет:
Отправить комментарий