“Лучше с умным потерять …”
“Лучше с умным потерять, чем с дураком найти”, — говорят в народе. А действительно, почему не найти с дураком? Не сможет мудро поделить найденное. Сама находка не пойдет впрок, став проблемой. Но в чем же достоинства потери с умным? Может, и ты сможешь научиться, как по-умному терять. Ибо умный, даже теряя, совершая ошибку, делает это по-умному.
У каждого народа есть свои герои. Реальные люди или вымышленные образы, они вобрали в себя все, чем восхищаются их соплеменники. Образы героев не только выражают систему ценностей, но и воспитывают подрастающее поколение, проецируя эти ценности из прошлого в будущее.
Как разительно отличаются наши еврейские герои от героев народов мира, от всех этих витязей, рыцарей, военачальников и полководцев. Мы можем гордиться тем, что наши герои — это милосердный Авраам и справедливый Моисей. Наши герои — это не герои меча, хотя, если нужно, они бесстрашно вступают в бой. Наши герои — это добрые, праведные и мудрые люди, которые, несмотря на все свои достоинства, оставались людьми, а не безукоризненными ангелами.
Тора и еврейская традиция описывают наших героев со всеми человеческими слабостями, упоминая, в частности, не только их великие деяния, но и ошибки.
Посмею утверждать, что упомянутые ошибки являются нашим богатством. Мы многому учимся на рассказах о добрых делах наших героев, но, может быть, еще большему мы учимся на их ошибках.
В недельной главе повествуется о законах “мецоры”, кожного заболевания, которое возникало у людей поколения пустыни, когда они совершали проступок, в основном, связанный с дурным языком и сплетнями. Не случайно, слово “мецора”, которое часто переводят как прокаженный, на самом деле можно было бы перевести дословно, как “извергающий зло”.
Тора обязывала человека, обнаружившего подозрительные пятна у себя на коже, обратиться к когену, потомку семейства Аарона, и показать их ему. Когены были хорошо обучены и обладали опытом, позволявшим отличить легкое заболевание от тяжелого, которое обязывало “мецору” покинуть свое окружение и выйти с территории проживания народа Израиля. В этом случае заболевший должен был оказаться в одиночестве, смысл которого не столько в необходимости физической изоляции, призванной остановить распространение эпидемии, как предоставить возможность согрешившему злым языком человеку осознать свою ошибку, оставшись один на один с самим собой. Оказавшись в одиночестве, человек мог задать себе этот известный еврейский вопрос: “Почему?”
Теперь мы начинаем по-новому понимать смысл приведенных в Торе ошибок наших праотцев. Это не критика в их адрес, а уроки совершенствования самих себя. Мы сначала обсуждаем эти ошибки, а потом анализируем себя. Впрочем, иногда мы учимся на ошибках великих людей не только тому, чего не делать, а также тому, что, даже совершая ошибки, они оставались на высоте своего величия, став для нас примером для подражания.
Вернемся к рассказу о трагической гибели двух сыновей Аарона.
Аарон и два оставшихся в живых его сына, Эльазар и Итамар, продолжили службу в Храме, несмотря на личную трагедию потери близких. Они принесли особую жертву, которая должна была искупить народ от греха золотого тельца. Но вдруг Моисей прогневался на Эльазара и Итамара: “Почему не ели вы искупительной жертвы в святом месте? Съешьте ее в святости, как заповедал я вам!” И говорил Аарон Моисею: “Можно сегодня (в дни траура) есть мясо этой жертвы? И услышал Моисей, и было это хорошо в глазах его”. Моисей с радостью признал ошибку. Объясняет Талмуд: “Из этой короткой истории можно извлечь множество драгоценных уроков”. Приведем лишь несколько из них, оставив вам, дорогие читатели, пищу для размышлений.
— Талмуд утверждает, что каждый раз, когда Моисей гневался, он забывал и допускал ошибку. Свяжите начало истории с концом, и вы придете к выводу, что Моисей не разгневался из-за того, что забыл, а забыл из-за того, что прогневался.
Художник Алекс ЛЕВИН
Комментариев нет:
Отправить комментарий