Салах ад-Дин – воин ислама, вернувший евреев в Иерусалим |
Категория: Общественно-политическая жизнь в Израиле В этот день 833 года тому назад, 2 октября 1187 года, мусульманский полководец Салах ад-Дин захватил Иерусалим, нанеся поражения войску крестоносцев. Все церкви города, за исключением Храма Гроба Господня, были обращены в мечети. Воины ислама сбросили с их куполов кресты, разбили колокола, а молитвенные залы окропили для очищения от скверны розовой водой. Так Салах ад-Дин вошел в историю исламского мира как великий завоеватель, остановивший вторжение Запада на мусульманский Восток и выдающийся государственный деятель, сумевший добиться объединения арабов. Его имя довольно часто упоминается в современной политической риторике, в том числе, в связи с арабо-израильским конфликтом. Евреев в этом контексте сравнивают с крестоносцами, а палестинцев – с воинами Салах ад-Дина, восстановившими власть ислама в Иерусалиме. Когда в 2000 году Ясер Арафат вернулся из Кэмп-Дэвида, отказавшись подписать мирное соглашение с Израилем, тысячи жителей Западного берега и сектора Газа приветствовали его, скандируя: «Салах ад-Дин! Салах ад-Дин!» Комментируя события тех дней, писатель Амос Оз в отчаянии признавался: «Мое сердце разбито. Палестинцы встречают Арафата как нового Салах ад-Дина. А ведь это он обещал никогда не заключать соглашения с неверными, это он обещал уничтожить всех врагов ислама и сбросить их в океан». На самом деле никаких подобных обещаний покоритель Иерусалима не давал. Амос Оз ошибался, как ошибались и палестинцы, полагая, что Салах ад-Дин был коварным тираном вроде Ясера Арафата. Или Саддама Хусейна, любившего похваляться тем, что он, как и легендарный мусульманский полководец, родился в городе Тикрит на территории современного Ирака. В действительности Салах ад-Дина почитали именно за рыцарское отношение к поверженому противнику. Захватив Иерусалим, он даровал жителям города жизнь и предоставил им возможность выкупить свою свободу. Он гарантировал неприкосновенность христианских паломников, посещающих Святой город. И, разумеется, он заключал соглашения со своими врагами (правда, и нарушал их, но то же самое делала и другая сторона). Что касается евреев, то им при правлении крестоносцев вообще было запрещено жить в Иерусалиме. Салах ад-Дин исправил эту несправедливость. Он обратился ко всем евреям – в первую очередь тем, кто был вынужден покинуть город по приказу крестоносцев – с призывом вернуться в Иерусалим. Так, благодаря Салах ад-Дину в конце XII века в Святом городе была восстановлена еврейская община. Когда в 1211 году в Эрец Исраэль прибыли 300 раввинов из Франции, большинство из них обосновались в Иерусалиме. Так что, используя политический сленг последних десятилетий, вполне можно сказать: «Салах ад-Дин – это хорошо для евреев». Борис Ентин, «Детали»˜Портрет Салах ад-Дина из книги |
Комментариев нет:
Отправить комментарий