The Jerusalem Post: Eвpeйское прошлое Тасмании
Остров Тасмания лежит недалеко от Южного полюса: всего в 1500 милях от Антарктиды, размером около 26000 квадратных миль, примерно в три раза больше, чем Израиль. Я была там в конце января, изучая один из самых интересных аспектов истории этого прекрасного острова — eвpeйское прошлое, возможно, непохожее ни на какое иное.
«Земля Ван Димена» и период «транспортировки»
В 1642 году голландский исследователь Абель Тасман открыл остров, назвав его «Землей Ван Димена» в честь своего покровителя, тогдашнего губернатора Нидерландской Ост‑Индии. После колонизации Австралии в 1788 году остров в 1803‑м был аннексирован англичанами. С тех пор — и до 1853 года — сюда было направлено около 76000 британских осужденных для заселения и строительства.
В течение первых 15 лет этого периода прибыли 17 заключенных‑eвpeев, большинство из которых были молодыми мелкими преступниками. В последующие годы происходило пополнение eвpeйского населения острова, включая приезд братьев Соломон, Джуды и Джозефа, которые прибыли в 1820 году и оказали долгосрочное влияние на здешнюю жизнь eвpeев.
Переименованный в 1856 году в Тасманию и местными жителями называемый Тасси, сегодня остров насчитывает около 500 000 жителей, большинство из которых живут на восточном побережье. Из них eвpeев около 250.
В столице Тасси, Хобарте, на улице Аргайл, 59, находится самая старая и до сих пор действующая синагога в Австралии, освященная в 1845 году. Половина первых прихожан синагоги в Хобарте была бывшими заключенными.
Братья Соломон
Ни одна история о тасманском eвpeйстве не может быть рассказана без углубления в довольно сложные жизнеописания Джуды и Джозефа.
За соучастие в криминальной деятельности в Англии, во время всплеска преступности в 1819 году, Джуда и Джозеф были приговорены к смертной казни. Эти приговоры были заменены, и 1 марта 1820 года их доставили в Хобарт. Они были назначены слугами, в разные дома.
Сказать, что они были предприимчивы, было бы «преуменьшением века». Находясь буквально в рабстве по контракту, им удалось открыть небольшой универсальный магазин на улице Аргайл, предлагающий труднодоступные на острове импортные товары, пошив одежды и ремонт часов. В результате они создали партнерство J&J.
Три года спустя братья получили «документ о свободе перемещения», что позволило им более свободно передвигаться. Джозеф переехал на север острова и обосновался в Лонсестоне.
За это время им удалось построить величественное здание в георгианском стиле на углу улиц Аргайл и Ливерпуль, служившее и местом жительства, и конторой для деловых встреч. Известный как Аргайл‑хаус, дом этот первоначально назывался Темпл‑хаус, поскольку до постройки синагоги в Хобарте там иногда проводились и богослужения.
В конечном счете братья, вместе с 74 другими местными жителями, стали финансовыми соучредителями «Банка Земли Ван Димена». Дальнейшие их финансовые вложения включали значительный перечень недвижимости. К 1832 году оба брата получили условные помилования.
Когда местные власти отказались предоставить земли для строительства синагоги — нехристианской организации, — Джуда пожертвовал для этой цели часть сада, принадлежавшего Темпл‑хаусу. Он также сделал большое денежное пожертвование.
Первый камень был заложен 9 августа 1843 года, а официально синагога открылась 4 июля 1845 года.
В то время как в финансовом отношении братья процветали, причём при чрезвычайно необычных обстоятельствах, их личная жизнь была более сложной. Оба были женаты, когда их осудили в Англии. У Джуды было восемь детей, у Джозефа — четверо.
Оба просили развода, но только Джозеф добился успеха. Беременная жена Джуды, Эстер, отказалась развестись и в итоге последовала за ним в Хобарт с тремя их детьми. К тому времени, когда она прибыла, в 1832 году, Джуда уже жил со своей экономкой и их общим сыном. И какое‑то время британская семья Джуды и его незаконная местная семья вместе жили в Темпл‑Хаусе.
По сравнению с тем, что последовало вслед за этим, «Война Роузов» Дэнни Де Вито показалась бы тихим и спокойным событием. Эстер поставила своей целью — и в конечном счете добилась успеха — чтобы Джуде отказано было в полном помиловании, которого он так отчаянно добивался.Джозеф, со своей стороны, отрёкся от иудаизма, вступил в повторный брак в 1833 году в Лонсестоне, согласно обряду англиканской церкви, и в 1836 году получил желанное полное помилование. В 1838 году, когда одна из его дочерей вышла замуж за сына заключенного‑eвpeя, Джозеф практически лишил ее наследства. Братья все более разъединялись, и в 1839 году Джозеф вышел из партнерства, которое официально распалось в 1841 году.
В дальнейшем их пути вовсе разошлись. Джозеф умер в 1851 году в своем северном загородном доме, среди почестей, а Джуда умер в Хобарте в 1856 году, и его смерть прошла практически незамеченной.
Хобартская синагога
Синагога Хобарта — это отличный пример архитектуры в египетском стиле. Она отмечена Национальным фондом и занесена в реестр культурного наследия.
Сегодня в общине состоит 50 человек. Первоначально ортодоксальная синагога, с 1970‑х годов она является реформистской, хотя ортодоксальное богослужение все еще проводится в шабат.
Синагога выглядит несколько карликовой по сравнению с внушительным Темпл‑хаусом по соседству, который оставался в семье наследников братьев Соломон до 1926 года, зато она великолепно сохранилась внутри и снаружи.
Среди экспонатов в витрине из плексигласа — один из 1564 свитков Торы, захваченных нацистами в оскверненных храмах в бывшей Чехословакии, которые находились на доверительном хранении в Англии. Президент eвpeйской общины Хобарта, уроженец Чехии Том Шлезингер в Лондоне, в 1993 году, сумел организовать передачу свитка общине в долгосрочное пользование. 14 августа 1993 года свиток был внесен в синагогу Хобарта.
Основные свитки общины, хранящиеся в ковчеге, являются оригинальными и находятся здесь с момента открытия синагоги в 1845 году. Оригинальные пронумерованные «скамьи для осужденных» также по‑прежнему остаются в синагоге. Возле вестибюля дверь ведет наверх, в женскую галерею.На северной стене — мраморная табличка с гравировкой: «Земля, на которой воздвигнуто это сооружение, посвященное поклонению Всевышнему, была подарена eвpeйской общине города Хобарта Джудой Соломоном, эсквайром, который также внёс большой вклад в строительство. Эта табличка начертана, чтобы увековечить это событие и сообщить потомкам о его усердии и щедрости».
Так что несмотря на то, что смерть Джуды в 1856 году прошла «без фанфар», наследие его, безусловно, живет.
Нынешний президент общины — Джефф Шнайдер, американский веб‑разработчик из Австралийского антарктического отдела. Шнайдер, состоящий в браке с австралийской преподавательницей права, с которой у него двое маленьких детей, поражается тому, как небольшая община выживала на протяжении более 175 лет, несмотря на проблемы, с которыми обычно сталкиваются крошечные общины.
Шнайдер полон энтузиазма и надеется, что община не только выживет впредь, но и преуспеет. Поскольку и он, и вице‑президент Дэвид Кларк так глубоко привержены идее процветания eвpeйской общины Тасмании, я не сомневаюсь, что они преуспеют в своих начинаниях в этой чудесной части мира со столь богатой историей.
Оригинальная публикация: The Jewish past of Tasmania
Джули Кесслер. Перевод с английского Семена Чарного
Комментариев нет:
Отправить комментарий