Тонкая грань между ненавистью и любовью
Дата 9 ава венчает период, называемый периодом меж теснин. Для многих она символизирует разрушение Первого и Второго Храмов. Однако даже беглый взгляд на историю показывает, что суть здесь не столько в самом факте, сколько в причине, приведшей к этим трагическим для еврейского народа событиям.
Разрушению Храмов предшествовала невообразимая, беспричинная ненависть, царившая в те времена среди евреев. И именно она стала предтечей всех последующих крушений и cтpaдaний eвpeйcкoго народа.
Море бедствий познали eвpeи в этот день: разбитые скрижали Завета, гибель Бар-Кохбы и десятков тысяч его приверженцев, изгнание eвpeeв из Англии в 1290-м, из Франции в 1306-м, из Испании в 1492-м, массовая дeпopтaция в нaциcтcкиe лaгepя cмepти…
Что же это за долг, который невозможно вернуть? А может быть мы еще не начали его возвращать и до сих пор платим неустойку?
Предел роста
Беспричинная ненависть – это естественная составляющая человеческого развития. Как сказано в Торе: “Побуждения сердца человека дурны с юности его”. Эгоизм постоянно растет и отдаляет нас друг от друга. Его можно сдерживать, направлять, но невозможно остановить. В конечном итоге он всегда рвет узду, желая взять свое.
Чтобы прервать вековую цепь несчастий и вернуться к братской любви, то есть к нормальным общественным отношениям, эгоизм надо уравновешивать позитивной силой противоположного вектора. Силой, устремленной к единению.
Она тоже часть природы, только скрытая. И растет она не сама собой, а только если мы вместе работаем над этим. Здесь-то и проявляется Человек – тот, кто не идет на поводу у своих исконных желаний, а находит им противовес и сам управляет собственным развитием.
Наша беда в том, что мы пытаемся компенсировать социальные трещины и разломы морализаторством либо законами. И то, и другое, по сути своей, – искусственные, малоэффективные суррогаты. Да, они помогают нам не перегрызться между собой, но и только. За официальными декорациями скрываются конфликты, противоречия, борьба интересов, подковерный дележ и беззакония.
Вся эта система сдержек и противовесов функционирует, пока есть куда расти, компенсируя рост эгоизма. Но в условиях глобального мира ее ресурсы стремительно исчерпываются – просто потому, что у нас “только один глобус”.
А значит, пришло время прибегнуть к другому средству, которое решает проблему в корне, позволяя нам подниматься над всеми расхождениями и выстраивать настоящее единство уровнем выше, над безучастием, небрежением, ненавистью друг к другу.
Да, поставить единение во главу угла непросто. Однако сегодня обстоятельства сами подвигают нас к нему.
Через тонкую грань
Девятое ава напоминает не просто о бедах, а о вечных претензиях эгоизма на власть и истину в последней инстанции. Раз за разом мы обманываемся иллюзиями его правоты, а затем пожинаем горькие плоды своих ошибок. Раз за разом, прикрываясь ширмой из правильных слов и резонных доводов, он погружает нас в беспричинную ненависть.
А ненависть – это необязательно лютая злоба и вражда. Ненависть – это когда мы бросаем сбитого пешехода умирать на дороге. Когда рвем на части бюджет на нужды лоббистов, профсоюзов, секторов. Когда даже перед лицом внешней угрозы не готовы приподняться над разногласиями. Когда за деньгами не видим людей. Когда кроем друг друга последними словами и посылаем подальше из своего собственного жизненного уголка. И даже когда демократически бранимся из-за партийных предпочтений.
Когда мы грыземся друг с другом, мы словно отливаем золотого тельца, из-за которого Моше разбил скрижали Завета. Антураж изменился, но сцена не нова, слова избиты и выбор все тот же: единение и процветание либо ненависть и крах всех надежд.
Этот выбор сопровождал нас всегда, и мы от него не убежим. Мы делаем его ежедневно, ежечасно, ежеминутно, как древние евреи, стоящие подножия горы Синай (Синай – от “сина” – ненависть).
Каббалисты во все времена не просто писали – они кричали об этом во всех своих книгах. Нам нельзя мириться с ненавистью, чем бы она себя ни оправдывала. Если пойдем у нее на поводу, сами не заметим, как скатимся в пропасть. Но если, осознавая, что нами владеет ненависть, найдем в себе силы противостоять ей, то сможем обратить ее отрицательную силу в положительную – для достижения любви и духовного восхождения. Как писал известный каббалист 20-го века Авраам Кук:
Глубина зла есть глубина блага. Глубина ненависти есть глубина любви. И коль скоро нас погубила беспричинная ненависть, мы отстроимся вновь благодаря беззаветной любви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий