Шептицкие. Украинско-еврейские отношения
(из книги Алика Гомельского “История. Невыученные уроки”)
В истории еврейско-украинских отношений много разных страниц: страшных, смешных, странных, благородных. Хочу рассказать об одной из них — семье Шептицких и катастрофе еврейства.
Сначала – о самом знаменитом представителе семейства. Граф Роман Мария Александр Шептицкий родился 29 июля 1865 года в поместье Прилбичи Яворовского уезда. Его старинный род уходит корнями в эпоху Даниила Галицкого. Поколения веками жили под властью шляхетской Польши, впитав ее культуру. Позже Галиция отошла к габсбургской Австро-Венгрии. В соответствии с семейными традициями Роман поступил в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу. Затем окончил юридический факультет Вроцлавского университета, получив степень доктора права (надо отметить, что, во время учёбы он ездил в Италию, где был принят Папой, Львом ХIII, а также в Киев и Москву, где общался с философом Владимиром Соловьёвым и представителями украинского национального движения). Однако вскоре после окончания университета принял монашество и под именем Андрей вступил в орден Святого Василия (базилиан). С этой метаморфозой связана история не сложившейся армейской карьеры — во время тяжёлой болезни (скарлатины, сопровождавшейся заражением крови) у Андрея было видение, и он дал обет в случае выздоровления стать священнослужителем. Окончив иезуитскую семинарию в Кракове, Андрей получил степень доктора теологии в Ягеллонском университете (Краков). С 17 декабря 1900 года и до своей смерти 1 ноября 1944 Андрей (Шептицкий) — митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский.
Андрей (Шептицкий) также являлся политической фигурой — был депутатом Галицийского сейма и Венского парламента (пожизненный член Палаты господ).
Осенью 1908 года митрополит Андрей нелегально въехал в Российскую империю и посетил подпольные униатские общины в Петербурге и Москве, а во время Первой мировой войны, когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался в городе со своими прихожанами, где 19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи. Находился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.
Вскоре после Февральской революции митрополит Андрей был освобождён Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского, и в конце 1917 года вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что арестовывался уже польскими властями.
Хочу обратить внимание на давние и глубокие связи Р. Шептицкого с евреями. Будучи еще 20-летним, Р. Шептицкий выучил древнееврейский язык, свободно читал ТАНАХ (Священное Писание) на языке оригинала, а позднее вел переписку с раввинами, лидерами еврейской общины. В 1905–1906 годах, когда Р. Шептицкий во главе группы паломников дважды посетил Святую землю, он издал путеводитель по христианским святыням, с картами и подробным описанием. Знание иврита очень поспособствовало его сближению с евреями и пониманию еврейских традиций. Во время «Дела Бейлиса», в октябре 1913 года, Р. Шептицкий публично опроверг кровавый навет на евреев: «Могу определённо заявить, что мне лично ничего не известно из общей еврейской религиозной науки, что могло бы послужить основанием ритуальной теории» («Киевская мысль», 23 окт. 1913. — С. 8).
Более того, Р. Шептицкий был готов приехать в Киев в качестве свидетеля защиты и эксперта по религиозным аспектам дела. Но сама одиозная фигура митрополита и еретика (с точки зрения официальной РПЦ) и его связи с евреями сделали такой шаг неприемлемым для инициаторов процесса.
В 1903 году Р. Шептицкий основал целую систему монастырей студитов, открыв при них школы, больницы и дома сирот. Позже эти монастыри сыграли очень важную роль в спасении евреев.
Р. Шептицкий был последовательным противником СССР и коммунистов, под чьей властью находилась вся Восточная Украина. Голодомор (искусственный голод, организованный властями СССР на территории Украины в 1932–1933 годах, повлёкший за собой гибель от 2,4 до 7,5 миллиона человек) стал для митрополита ещё одним доказательством бесчеловечности коммунистической идеологии и диктатуры Сталина. Это отношение к Советам окрепло, когда Львов на два года оказался в составе СССР. В июне 1940-го Р. Шептицкий обратился с письмами к Сталину и Хрущёву, протестуя против пропаганды безбожия в школах Украины. Приход немецких войск митрополит (как и многие жители «присоединённых земель») расценил как освобождение от коммунистического гнёта и возрождение независимой Украины. В обращении «К украинскому народу» митрополит заявил: «В лице германской армии мы видим избавителя от врага».
События последнего периода жизни митрополита Андрея (1939–1944) до сих пор остаются предметом ожесточённых споров и многочисленных дискуссий. В общем обвинения сводятся к нижеследующим основным пунктам, которые рассмотрю по отдельности:
1. Поддержка Германии в войне с СССР и активное сотрудничество с немецкой оккупационной властью.
Галичина, многие годы боровшаяся за независимость от Польши, затем от Австро-Венгрии, затем опять от Польши, в 1939-м была, по сути, проиграна нацистами в карточной игре с коммунистами. Двухлетнее правление сталинской тирании в крае было хоть и коротким по сравнению со всеми другими, но невероятно кровавым. Посему приход германских войск в 1941 абсолютно справедливо расценивался украинцами Галичины как избавление. Как показали предыдущие события (оккупация австро-венгерского Львова русской армией во время Первой мировой, присоединение его к Польше после польско-советской войны), митрополит Андрей не бросал верующих на произвол судьбы. Именно поэтому он оставался в своей резиденции во времена всех политических переломов, волей-неволей ведя дела со всеми администрациями. Если первый немецкий губернатор Галичины Карл Лаш (1941) во время своего весьма краткого руководства (три месяца) в основном занимался административно-экономической деятельностью (а конкретно — воровством в крупных размерах, за что был арестован и расстрелян самими немцами), то сменивший его Отто Вэхер (1942–1944) делал упор как раз на военно-политическую деятельность. Именно в период 1941–1942 гражданская позиция Р. Шептицкого (письма Гиммлеру [декабрь 1941-го и февраль 1942-го] с протестом против уничтожения еврейства Галичины и обращение к пастве с проповедью «Не убий», написанной под влиянием прошедших незадолго до этого акций, в результате которых из Львовского гетто были отправлены на смерть десятки тысяч евреев), март 1942 – письмо Папе Римскому где была подробно описана политика нацистов в отношении и еврейского и украинского населения Украины навлекла на митрополита гнев Берлина. Сам Гиммлер хотел арестовать Р. Шептицкого, но Вэхеру удалось убедить своего шефа «не делать этого, чтобы не вызывать гнев украинцев и не подвергать риску жизнь солдат вермахта, находившихся в Галиции в относительной безопасности». Параллельно Вэхер вместе с бывшими офицерами Украинской Галицийской армии (она существовала в 1918–1921 годах; отец Степана Бандеры, Андрей, служил в ней армейским капелланом) Альфредом Бизанцем и Ганцем Кохом попытались «урезонить» непокорного пастыря, но получили такой ответ, что даже обиделись на неуважительное отношение потомственного аристократа. Стоит отметить, что Отто Вэхер очень положительно относился к украинскому национальному движению и Украинскому государству, что не вызывало большого одобрения у начальства. В большинстве своем руководство Рейха особой симпатии к украинскому национальному движению не испытывало…
2. Поддержка украинского националистического движения.
В отличие от младшего брата, Станислава (генерал-майора австро-венгерской армии и генерал-поручника Войска Польского, окончательно склонившегося к полонизации после Первой мировой), Андрей (Шептицкий) изначально осознавал себя украинцем и стремился добиться независимости для Украинского государства. Как аристократ и прелат, митрополит старался вести эту борьбу мирно, парламентарно и бескровно. Не его вина, что XX век маргинализировал всех и вся… Кстати, его неприятие террора как политического инструмента достаточно долго мешало взаимопониманию митрополита и ОУН. Раскол на ОУН (Бандера) и ОУН (Мельник) вообще сильно расстроил Шептицкого, потому что для него было важно единство нации. Ещё один момент — Андрей Мельник, офицер австро-венгерской и армии УНР, был лично знаком и дружен с митрополитом, а декларируемая бандеровским крылом непримиримость к противникам украинской государственности склоняла миролюбивого прелата к ОУН(M). Кроме этого, объявленная ОУН(Б) война Германии после ареста руководства фракции заставляла митрополита опасаться широких репрессий нацистов против украинцев в целом.
3. Имея огромнейший авторитет, митрополит не помешал и не остановил еврейские погромы лета 1941-го и геноцид евреев как таковой.
Как упоминалось выше, митрополит Андрей ещё с юности относился к евреям весьма благожелательно. В отличие от Восточной, Центральной и Южной Украины, где еврейские погромы в конце XIX и начале XX веков были достаточно частыми явлениями, в Галиции до 1939-го года «еврейский вопрос» не стоял очень остро, более того, митрополиту Андрею, как лидеру одной из мощных христианских конфессий, приходилось в сотрудничестве с раввинами разбирать вопросы увеличивающегося количества межрелигиозных, смешанных браков. Маховик национальной вражды был запущен оккупацией Западной Украины сталинскими войсками. Насильное осовечивание Галичины опиралось как на «привозные» коммунистические кадры (и еврейские, и украинские), так и местные. Когда немецкие войска вошли во Львов, были открыты тюрьмы НКВД. Представшая взору ужасающая, кошмарно кровавая картина (в сравнении с которой картины Иеронима Босха просто идиллические!) была в полнейшей мере использована нацистами в пропагандистско-провокационных целях. Наци возложили вину за эти преступления на всех евреев и направили гнев толпы на еврейское население города… Митрополит был не в состоянии предотвратить инспирированное нацистами стихийное насилие, все, что он успел и смог – это осудить погром, как проявление варварства. Затем были упоминавшиеся письма Гиммлеру и проповедь «Не убий»… Но помимо слов были и дела, много добрых дел, совершённых вместе с его младшим братом Казимиром…
Граф Мария Казимир Шептицкий родился 17 ноября 1869 в том же, что и его старший брат, поместье Прилбичи Яворовского уезда на Львовщине. Также, подобно брату, он получил степень доктора в Ягеллонском университете (Краков), но не теологии, а права. Одновременно с этим Казимир окончил Институт лесничества. Затем работал адвокатом, помогал отцу управлять семейными имениями, как и старший брат (митрополит Андрей), являлся членом галицкого сейма и депутатом австрийского парламента, соавтором «Общего австрийского закона о лесах». Казимир также — автор работ по вопросам сельского хозяйства, председатель Галицкого лесни-ческого общества. В 1907 году отошёл от политической деятельности, занялся хозяйственной работой в имении, где построил церковь для греко-католиков. Как и старший брат, Казимир сделал крутой поворот в жизни — в 1911 году поступил в бенедиктинский монастырь в Байроне, а в следующем году перешёл в греко-католический монастырь Студийского устава в Каменице (Босния), где принёс монашеские обеты и получил имя Климент. В дополнение к своему светскому, получил богословское образование в университете Инсбрука. Являлся настоятелем Студийского монастыря, находившегося в Униве. В 1936–1937 годах совместно с митрополитом Андреем составил устав для монахов-студитов, известный под названием «Типикон». Участвовал в основании женского студитского монастыря в Якторове, монастыря в Канаде. Был членом Богословского научного общества, читал лекции в университете Инсбрука. С 1937 года постоянно жил во Львове, помогал митрополиту в управлении церковью. В 1939 году митрополитом Андреем был тайно назначен греко-католическим экзархом Апостольского экзархата России и Сибири.
Когда митрополит Андрей дал указание прятать евреев в церквях, монастырях и сиротских приютах, содействуя их спасению, то первым помощником его стал Климентий (Шептицкий).
По сведениям раби Давида Кахане (не путать с Меиром Давидом Кахане!), ставшего впоследствии главным раввином израильских Военно-воздушных сил, и Курта Левина, сына главного раввина Львова, во время Второй мировой митрополит Андрей и архимандрит Климентий (Шептицкие) спасли около 300 еврейских детей, а также прятали ценные еврейские документы. Помимо самих братьев Шептицких, более чем 240 украинских священников и монахов рисковали собственной жизнью, спасая еврейских детей. Митрополит Андрей в своей резиденции прятал 15 евреев.
После многочисленных просьб спасённых евреев и их потомков Климентий (Шептицкий) был в 1995 году признан в Израиле Праведником Народов Мира. Логично было бы присвоить такое же звание его брату и руководителю, митрополиту Андрею, но… В 1963 году раби Давид Кахане рассказал в «Яд Вашем», что в годы Катастрофы его спас украинец в городе Львове. Спустя три года в «Яд Вашем» была подана официальная просьба воздать положенную почесть спасителю — присвоить звание «Праведник Народов Мира» украинцу Андрею (Шептицкому). Начиная с первого обсуждения в 1967-м и, к великому сожалению, до сих пор (2017) Андрею (Шептицкому) «Яд Вашем» так и не присвоил звание Праведника. Когда в 1981-м в Израиле состоялось голосование, из 13 членов комиссии — двое воздержались, пятеро голосовали «за», шестеро — «против». Отказ был мотивирован тем, что митрополита обвинили в поддержке дивизии СС «Галичина», в идеологической близости к Гитлеру и в том… что он мог сделать для спасения евреев больше. После очередной неудачи 2007-го еврейская община Украины в мае 2008 признала Р. Шептицкого праведником. «Мы хотим отдать должное человеку, который спас сотни евреев, — сказал главный раввин Украины Моше Реувен Асман. — Мы должны не только бороться с антисемитизмом, ксенофобией, но и помнить героев, рассказывая о них подрастающему поколению». В память Андрея (Шептицкого) возле синагоги Бродского в Киеве было посажено «Древо Жизни». В ноябре 2013-го Андрей (Шептицкий) посмертно был удостоен Антидиффамационной лигой (американская еврейская неправительственная правозащитная общественно-политическая организация, противостоящая антисемитизму и другим формам нетерпимости по отношению к евреям) награды имени Яна Карского за отвагу в спасении украинских евреев.
В чём же загвоздка с «Яд Вашем»? Начну с того, что на протяжении более 20 лет (с 1972 по 1993) директором «Яд Вашем» был Ицхак Арад (Рудницкий) — партизанивший мальчишкой в литовских лесах, ставший впоследствии бригадным генералом ЦАХАЛ. Биография, казалось бы, безупречная, но, присмотревшись внимательнее, можно обнаружить очень неприятные моменты.
Например, факт, что после освобождения Литвы отряд «Вильнюс», в котором партизанил Арад, стал подразделением войск НКВД и был задействован в войне с литовскими «Лесными братьями» и польскими партизанами, боровшимися против повторной советизации края. Ну и, наконец, резкая критика Арадом в 2010 году присвоения звания Героя Украины Степану Бандере ставит под большое сомнение непредвзятое отношение Арада к номинациям и номинантам в «Яд Вашем». Это в годы его директорства Львовское общество еврейской культуры имени Шолом-Алейхема дважды подавало заявление о присвоении митрополиту Шептицкому звания «Праведник Народов Мира», но не получило даже формального ответа. Все решения «Яд Вашем» по этому вопросу основывались не на фактическом материале, а на «политической целесообразности», соответствующей политическим взглядам директора. Эти взгляды разделяло немало сотрудников, в частности Арон Вайс, бывший одним из ключевых научных сотрудников «Яд Вашем». Вместе со своим братом Шевахом (председателем кнессета и председателем совета директоров самого «Яд Вашем») они были видными активистами левой партии «Авода». По происхождению они с Галичины, всю их семью спасли из гетто соседи-украинцы, которые по настойчивым просьбам семейства Вайс были признаны Праведниками Народов Мира. Но личная порядочность обоих в вопросе митрополита Андрея не смогла преодолеть их политической ориентации. Как только вопрос касался украинских националистов и симпатизирующих им, то Арон Вайс и Ицхак Арад мгновенно из ученых превращались в левых политиков.
Помимо официоза, в Израиле находились и другие ярые противники присвоения Р. Шептицкому звания «Праведник». Например, Анатолий Кардаш, написавший целую «антимитрополитную» статью! «…Спасённая еврейская душа, разве не ведёт она в Праведники?» — мог бы в который раз спросить Д. Кахана. Я. Сусленский вздыхает: «Кахана, бывший главный раввин израильских военных лётчиков, сложил оружие». А мне представилось: раввин Кахана видит А. Шептицкого поглядывающим с того света на возню вокруг своего имени с улыбкой то ли укоризненной, то ли иронической, то ли даже горькой… Потому что митрополиту, Кахана знает, предстоит замаливать грех сделки с дьяволом…».
Товарищ Кардаш уже присоединился к митрополиту (Шептицкому), но, надеюсь, грубость и хамство бывшего сотрудника «Яд Вашем» будут прощены там, куда он ушёл…
4. Митрополит Андрей благословил создание дивизии Ваффен СС «Галичина».
Вопрос о дивизии СС «Галичина», поскольку он является краеугольным и для дела Андрея (Шептицкого), и для общего понимания, я выделяю в отдельную статью. Здесь же только укажу, что какое бы отношение ни было к самой дивизии, никакого благословения митрополит не давал. Вот свидетельское показание (Михаил Демкович-Добрянский, украинский общественный деятель, журналист, историк): «Я, подписавшийся Михаил, сын Ивана и Марии Демкович-Добрянских, приношу эту присягу на святой Крест и Евангелие. Моей присягой хочу подтвердить мое заявление о том, что митрополит Андрей не уделил своего благословения дивизии «Галичина», что слухи о таком благословении ложные и не соответствуют действительности. Слуга Бо-жий Андрей, что касается дивизии «Галичина», высказался двумя актами:
1. Положительно признал необходимость украинской вооруженной формации.
2. Назначил 12 военных капелланов под руководством о. Василия Лабы, профессора Богословской академии, ранее (в австрийской армии, и в галицкой армии) бывшего капелланом. Ни во времена, когда создавалась дивизия, ни позже никто из украинских деятелей, которые имели близкое отношение к дивизии, не знали ничего о благословении митрополита для дивизии «Галичина», потому что такого акта не было. Многие выдающиеся граждане высказывались о необходимости военной формации. Отчетливо сформулировал это Дмитрий Палиив. Его версию Владимир Кубийович (председатель УЦК) приписал митрополиту. Но от положительного признания потребности украинской вооруженной формации к благословению дивизии довольно далеко. Когда в середине 70-х годов официальный постулятор Ватикана передал украинскому постулятору около 50 вопросов в связи с деятельностью митрополита, отцы Хома и Музичка передали мне для обработки более 20 тем, остальные дали о. Ивану Гринёхову. Ни среди моих, ни среди его тем не было упоминания о благословении дивизии «Галичина». Ватиканский постулятор не мог бы этого не вспомнить» (Михайло Демкович-Добрянський // Патріархат. — 1999. — № 78 (343344).
Послесловие
Роман (митрополит Андрей) умер 1 ноября 1944 года во Львове после осложнения болезни (приблизительно через три месяца после взятия города советскими частями).
Казимир (архимандрит Климентий) — в 1947-м. Его, 78-летнего старика, арестовало НКВД в келье во время вечерней молитвы и после года следствия, унижений, допросов и принуждений подчиниться РПЦ приговорили к восьми годам заключения. Умер Климентий 1 мая 1951 года в печально известном Владимирском централе. В 1995-м году Климентию (Шептицкому) было присвоено в Израиле звание «Праведника Народов Мира». 27 июня 2001 года Климентий был провозглашён Папой Иоанном Павлом II католическим святым.
Станислав в 1923 году был назначен министром обороны Польши, но, оскорблённый Ю. Пилсудским после государственного переворота в мае 1926 года, вызвал последнего на дуэль, однако маршал не принял вызов. После этого Станислав подал в отставку с воинской службы. После отставки проживал в Кракове, политической деятельностью не занимался. Занимал должность президента Национальной ассоциации нефтепроизводителей. Что характерно, во время Второй мировой войны участия в движении сопротивления не принимал. В конце войны 78-летний генерал вступил в ряды Армии Людовой, также он был назначен главой совета Красного Креста в коммунистической Польше — этот пост он занимал с 1945 по 1950 год (до своей смерти). Что ж, в семье не без…
Леон вместе с женой Ядвигой и прислугой (всего 13 человек) 27 сентября 1939-го были расстреляны НКВД в родовой усадьбе Шептицких. Сын Льва, племянник митрополита Андрея и Климентия, Анджей Мария Станислав Александр, подпоручник Войска Польского, весной 1940-го стал одной из жертв Катынского преступления НКВД.
Такая вот история семьи Шептицких — история служения своему народу без пафоса и с честью…
ЛИТЕРАТУРА:
- Шимон Редлих. «Моральные принципы в повседневной действительности: митрополит Андрей Шептицкий и евреи в период Холокоста и Второй Мировой войны».
- Шимон Редлих. «Вместе и порознь в Бережанах: поляки, евреи, украинцы».
- Бриндак І. «Ще раз про «колабораціонізм» митрополита Андрея Шептицького» // Слово.— № 4 (44). — 2010. — С.42—46.
- Кардаш А. «Дело № 241».
Алик Гомельский
Комментариев нет:
Отправить комментарий