среда, 26 февраля 2020 г.

ПОСТОЯННЫ ЛИШЬ ПЕРЕМЕНЫ

Ашот Гомцян | Постоянны лишь перемены

«В мире нет ничего постоянного, кроме самих перемен».
Гераклит

Photo copyright: pixabay.com
I. Экскурсы
I.1 Далекий экскурс
В далеком 1863 году футбол окончательно отделился от регби, но в первое время различий было не так много. До 1875 г. ворота были без перекладины как в регби; сетка же появилась в 1891-ом, игроки могли останавливать мяч руками, но делать пас руками не разрешалось. Долгое время вратарь не имел права брать руками мяч вне пределов своей площадки – полномочия его расширились лишь в 1912 году. Правило офсайда в нынешнем виде было принято аж через 50 лет после «родов» этого вида спорта, а номера на майках стали рисовать в 1933-ем. А такая одиозная фигура как арбитр вначале вообще не присутствовал… на поле. Сидел он себе на трибуне и время от времени потряхивал колокольчиком, а до того просто кричал. Свисток же появился случайно благодаря арбитру-полицейскому.
I.2 Ближний экскурс
«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам».
Никколо Маккиавелли

Вышеозначенные вехи футбола дают некоторое представление о его нелегком пути эволюции. Но идущий и ищущий не имеет права останавливаться. Так, после довольно блеклого чемпионата мира (в дальнейшем ЧМ) 1990 года грянули новые перемены. Было принято, на мой взгляд, реформаторское правило, согласно которому вратарю запрещалось фиксировать в руках посланный своим игроком мяч. В дальнейшем ФИФА разрешила производить четвертую замену во время дополнительной тридцатиминутки, а также использование VAR – видеопомощника рефери (впервые в истории мировых первенств на ЧМ-2018 в Москве). А совсем недавно – 2-го марта 2019 г. Международный совет футбольных ассоциаций (IAFB) внес семь существенных изменений, отменив, в частности, одно из самых нелогичных правил, которое гласило: «во время удара от ворот нельзя отдавать мяч партнеру, если тот находится в пределах штрафной площадки». IAFB также запретил игрокам атакующей команды стоять в стенке при штрафных ударах во избежание конфликтов между соперниками.
II. Отец неизвестен
«Люди хотят все изменить и одновременно хотят, чтобы все оставалось прежним, таким как раньше».
Паоло Коэльо

II.1 Ищем мать
Ничто не совершенно, в том числе и футбол. Каких изменений следует ждать завтра. Где то узкое место, через которое положительный поток энергии совершенствования проходит с трудом или не проходит вовсе. Китайцы считают, что если отец болезни неизвестен, то мать – это пища. Перефразируя сию мудрость, можно сказать, что если в футболе есть недуг, отец которого неизвестен, то мать – это точно грубость. На мой взгляд, пусть это покажется не оптимистичным, но в плане борьбы с ней функционерам, специалистам, арбитрам мало в чем удалось преуспеть. Это как коррупция и проституция, какой закон ни принимай, они все одно – лазейку найдут.
II.2 Мнение авторитетов
Послушаем мнение авторитетных людей, озабоченных засильем грубости на поле.
Пеле. 1. Ввести баскетбольное правило – удалять игрока после пяти фолов. 2. Удаление грубияна на тот отрезок времени, когда оказывается медицинская помощь его жертве вне поля.
Доменек (тренер сб. Франции на ЧМ-2006). Ввести скамейку штрафников, назначив, скажем, 15-минутное наказание.
Платини. 1. Ввести предупреждение белой карточкой. Получивший ее игрок удаляется на 10 минут. 2. Вне зависимости от места нарушения, квалифицирующегося как «фол последней надежды», кроме карточки наказывать также 11-метровым ударом.
Лев Филатов (один из лучших журналистов 70–80-х годов). Для особо грубых игроков составить черный список.
Не очень обольщаясь революционностью идей и действий руководителей мирового футбола Инфантино (ФИФА) и Сеферина (УЕФА), надо признать, что при них все же существенные перемены произошли (см. в главе «Ближний экскурс»), чего не скажешь о позорно покинувших свой пост Блаттере и Платини. В следующих главах мы попытаемся проанализировать возможность и полезность внедрения нововведений.
III. Qui prodest
III.1 Беседа с цифрами. Язык цифр
Впервые в истории чемпионатов мира (ЧМ) желтые карточки (жк) появились в 1970 году. Первую получил советский футболист Асатиани в матче СССР – Мексика. На том мундиале было показано всего 6 карточек. Абсолютный рекорд чемпионатов мира по карточкам принадлежит советскому арбитру Иванову, который показал 16 жк и 4 красные (кк) в матче Португалия – Нидерланды на ЧМ-2006. В наше время количество жк заметно возросло, но футбол от этого не стал корректнее и чище. Просканировав три представительных турнира – Лигу Чемпионов, Кубок УЕФА и Премьер-лигу (подробный расчет см. в конце), мы пришли к выводу, что средний показатель этих трех первенств составляет 3,99 жк за матч, округленно – 4,0. Таким образом, цифру четыре можно принять за норму. Половина же будет нормой каждой команды за матч. Делаем вывод – получение более 2 жк считать перебором. Теперь попробуем ответить на вопрос Qui prodest – кому выгодно.
III.2 Наглядный пример. Объяснение на пальцах
Встречаются команды А и Б. Команда А проявляет грубость, не давая играть сопернику, за что несет наказание в виде семи жк. В итоге А добивается желаемого результата, Б пополняет лазарет травмированными футболистами, огорчается по поводу неудачного для себя матча, а зритель без особого восторга покидает стадион. Понятно, что команда А в следующей игре, по всей вероятности, будет испытывать трудности с составом из-за перебора жк, но разве от этого команде Б легче? Что имеем в сухом остатке? В выгоде оказалась только команда А и в какой-то мере следующий ее соперник. Скажете, кому при таком раскладе предъявлять претензии. К арбитру? Формально он прав. Наказал же. Да, мог бы и кк достать, но не рискнул. Ну, пожурит его слегка инспектор матча и все, на этом проблема будет исчерпана.
Посмотрим, как решается сей вопрос в баскетболе, где эта часть правил лучше отшлифована, чем в футболе. Там тоже есть нарушения, карающиеся штрафными ударами (бросками) и удалениями. Но есть такое понятие как командный фол. Что мешает применить его к футболу? Пеле предлагает (см. главу II.2 «Мнение авторитетов») удалять игрока после пяти фолов. Возможно, это будет сложно сделать чисто технически. Предлагаю более простой вариант. Если две жк принять за допустимую командную норму, как было рассчитано в предыдущей главе, то за третью и каждую последующую жк наказывать удалением. Для начала можно применить более мягкий вариант – нормой считать три жк и кк наказывать, начиная с четвертой. Такое правило намного облегчит действия арбитра и субъективное отношение к тому или иному спорному эпизоду частично отпадет, не говоря о том, что преднамеренной грубости станет во много раз меньше. И как следствие – станет меньше травм.
Статистика свидетельствует, что больше всего повреждений получают нападающие и 17–19-летние игроки. При этом, травмы получает каждый пятый футболист. Вдумайтесь!
IV. Артистизм и актерство
IV.1 Артистизм
Может показаться, что эти похожие слова синонимы. Однако артистизм выражает мастерство, умение красиво преподносить свой талант, нестандартно решать трудные задачи. Таких футболистов не так уж и много. Назовем: Пеле, Диди, Круифф, Беккенбауэр, Стрельцов, Б. Чарльтон, Воронин, Платини, Бергкамп, Кантона, М. Лаудруп, Кипиани, Баджо, Рауль, Маркаров, Андриасян. Из игроков последних 15–20 лет – Роналдиньо, Чави, Иньеста, Месси. Нетрудно заметить, что все перечисленные игроки – это созидатели, интеллектуалы, с особым видением игры. Даже неискушенный в футболе человек не может не оценить их манеру держаться, осмысленные передвижения, в том числе без мяча, культуру паса.
Круифф: «Я больше всего ценю в игроке способность мыслить. Личности в футболе вовсе времена были и остаются на первом месте».
О Круиффе. Легкий и грациозный, он постоянно маневрировал по всему полю. Его пере¬мещения то и дело становились полнейшей неожиданностью для противника. Именно поэтому он получил прозвище «Летучий голландец». Соперников неимоверно за¬путывала его игра не только с мячом, но и без мяча…
О Пеле. Прежде всего, бросается в глаза его свободное передвижение по полю, хорошие футбольные манеры. Единственное, чему подчиняется Пеле – это закону выбора места, все остальное идет от вдохновения, рожденного игровой ситуацией. Но свободная импровизация может «взойти» только на дрожжах высокой техники. Это блестяще доказали Пеле и Диди, которые играли матчи «с листа». Первого из них метко прозвали архитектором, а второго инженером нового эстетического футбола (Мартын Мержанов, главный редактор еженедельника «Футбол», 1960–1966 гг.).
Возможно многим хотелось бы в вышеозначенном списке увидеть Марадону и Роналду. Но о них речь пойдет в следующей главе.
IV.2 Актерство
«Какой артист погибает…»
Нерон

В настоящем артистизме не может быть фальшивости, а то, чем отличается мастерство Марадоны от других талантов его уровня, это актерство. Из того же теста и Роналду, но, не греша против истины, надо признать, что в последнее время в его поведении произошли существенные перемены в лучшую сторону. «Актерам» от футбола нужно восхищение толпы, аплодисменты, чаще в ущерб командным интересам. Их гордыня тешится энергией толпы, но это отнюдь не качественный товар.
12 лет назад во время интервью с лучшим из тренеров сборной Армении незабвенным Ианом Портерфилдом, я задал вопрос: «Что бы вы изменили в футболе, какое новое правило бы ввели». Резкий, незамедлительно последовавший ответ поразил меня. «Я бы сразу удалял за симуляцию». Настоящий мужик (в хорошем смысле этого слова) Портерфилд, не переносящий фальши, позерства, конечно же, под симуляцией подразумевал актерство. И если это такой серьезный, мешающий футболу фактор, то и борьба с этим явлением должна вестись серьезно. Да, доблестные арбитры иногда наказывают «артистов» карточкой, но не за актерствование вообще, а в основном за мастерски исполненное картинное падение в штрафной площади с целью получить пенальти или за затяжку времени. Но это мало влияет на чистоту игры. В первом случае может вмешаться VAR (см. ниже), а вот для избавления от манипуляций с временем есть очень простой, а главное совсем недорогой способ.
V. Чистое время
Время может растягиваться, сжиматься, уходить и приходить, но оно имеет право быть чистым.
Нам осталось изменить самую малость, чтоб сделать футбол идеальным (ну, почти идеальным). Введя новые «устрашающие» санкции, сначала мы существенно поубавили грубость, затем попытались разобраться с «актерами», но, чтобы окончательно избавиться от оных, надо отнять у них… время. Сколько народу обслуживает матч? 9, 12? Пусть будет на одного больше. И этот один пусть держит в руках хронометр и фиксирует чистое время, как в хоккее и баскетболе. И уже никто не будет пытаться сжать или растянуть его. Никто не будет откидывать мяч в сторону после свистка, пререкания с судьей будут сведены к минимуму. И ни один судья не будет ломать голову над тем, сколько добавить – две, три или три с половиной минуты. Кстати, почему добавляются только круглые цифры? За 20–30 секунд невозможно забить гол? Кто решил, что на замену, или празднование гола уходит именно 30 секунд? Господа, эти прикидки на глаз футболу не нужны. Что может быть проще? Арбитр свистнул – время пошло, еще раз свистнул – время остановилось. Единственное исключение нужно оговорить для случая, когда финальный свисток может пресечь опасную атаку. В таком случае судья должен жестом показать, что время матча истекло, и он дает возможность завершить атаку, на что хватит 25–35 секунд. Такой эпизод пусть решается на его усмотрение. И чтобы окончательно снять все вопросы, я предлагаю это самое чистое время сократить на 10 минут, т.е. играть два тайма по 40 минут. Еще один штрих: в целях экономии времени запись в блокнот фамилии нарушителя получившего карточку, нужно перепоручить лайнсмену или кому-либо из бригады VAR.
Но чтобы футбол стал еще чище надо определить значение и важность компьютерной техники. Это означает, пришла пора поговорить об одной весьма полезной и уже всем знакомой системе.
VI. Ни сварщик, ни варщик, ни видеоварщик
VI.1 Варчиф
И варщик, и сварщик связаны с процессом варения. А как назвать того, кто связан с процессом видения, наблюдения за игрой с помощью системы VAR (videoassistant referee – видеопомощник арбитра). Диспетчер, наблюдатель, редактор? Я бы назвал его editor-in-chief-VAR, т.е. главный редактор (коротко VAR-chief). Слово «главный» здесь ключевое. Да, именно так: по моему глубокому убеждению главным должен считаться именно он, а не его визави в поле. Предвижу возражения типа «он далеко от событий, не может чувствовать пульс игры, все равно свистеть будет не он, окончательное решение не ему принимать» и прочие подобные тити-мити. Важно понять, что VAR-chief (варчиф звучит почти как варщик) главным должен быть не только по статусу, но и по уровню. Таких специалистов отнюдь не трудно найти. Я могу понять арбитра (сам был арбитром), который, все же не доверяя до конца системе VAR, самолично вышагивает к экрану и часами проверяет правильность решения «варщика», то бишь варчифа. Это происходит от того, что за матч отвечает в первую очередь он, а не некий дядя за пультом. А сей некий дядя, в отличие от того вышагивающего по газону, имеет возможность во много раз быстрее – всего за пару секунд, просмотреть повтор с разных ракурсов и очень быстро дать знать коллегам в поле.
Итак, если VAR-chief авторитетный специалист с большой степенью доверия и именно он является главным арбитром, то: а) сокращается время томительных пауз, б) уменьшается недовольство игроков и зрителей, в) повышается эффективность и оперативность принятия решений во время спорных ситуаций.
VI.2 Парашют. Видеорефери тоже потеют
«Лучше пользоваться новыми технологиями, чем не пользоваться ими». Так считает руководитель судейского департамента ФИФА Массимо Бузакка, который приводит любопытные цифры. На чемпионате мира в Бразилии команды в среднем играли 57 минут из 90. То есть 33 минуты уходили на всевозможные паузы. Иногда на исполнение «стандартов» уходит по полторы минуты. Естественно, внедрение технологии VAR приводит к дополнительным паузам в игре. Однако, по мнению судей, во многих случаях обращение за помощью к видеоассистентам может занять всего пять-семь секунд. Но самое важное, что время, потраченное на эти «видеопаузы», обязательно должно компенсироваться арбитрами в концовках таймов – в отличие от тех самых среднестатистических 33 минут, которые теряются безвозвратно.
В использовании системы видеопомощи рефери Пьерлуиджи Коллина подчеркивает важность психологического аспекта. Ведь предоставление возможности арбитру изменения своего решения при помощи VAR снимает с него психологическое давление и дает возможность спокойно и уверенно доработать матч до конца. Кроме того, по словам Коллины, VAR предоставляет арбитрам что-то вроде подушки безопасности, парашюта, которые позволят им исправить ошибки, допущенные по ходу матча.
На одной из пресс-конференций перед началом чемпионата мира 2018 года журналистов заинтересовал вопрос, в каком облачении – гражданском или спортивном – будут работать на матчах видеоассистенты.
– Поверьте мне, рефери тоже потеют, поскольку находятся под нагрузкой, проводят напряженную работу, – заявил Коллина. – Поэтому логично, что они будут работать в своей комнате не в костюмах и рубашках, а в привычной судейской форме.
VI.3 Copa America/Copa antifootball
Последнему розыгрышу Кубка Америки 2019 года больше подошло бы название «Кубок беспредела» или «Кубок антифутбола». Такого бездарно организованного турнира с беспомощными и слабо соображающими арбитрами и непонятно действующей системой VAR надо еще поискать в анналах истории. Чтобы читатель не обвинил автора в эмоциональности и предвзятости, обратимся к всесильной статистике. Так, в восьми матчах плей-офф этого самого «Кубка антифутбола» зафиксировано 298 фолов. Это в среднем 37 за матч (в финале было аж 46 нарушений). Для сравнения – в Английской Премьер-лиге этот показатель чуть ли не вдвое меньше – 21 фол. Истинная картина бездарности этого турнира станет ясной, если вспомнить, как из-за нарушений матчи этого турнира останавливались через каждые 2,5 минуты. В некоторых случаях эти паузы «заполнялись» спорами, а иногда и потасовками. После чего между «варщиками» и арбитром начинались переговоры. Последнего что-то не устраивало, он шел к экрану и долго туда всматривался. Повторы на табло не показывались и, естественно, сие томительное ожидание зрителю было отнюдь не по душе, и он «от души» выражал свое негодование. В общем, ни капельки футбола, одни сплошные разборки и лицезрение того, как тупицы превращают футбол в антифутбол. А ведь за год до Copa America на чемпионате мира в России VAR апробацию прошел успешно и, казалось, применение системы со временем станет более продуктивным.
VI.4 Итог
Для поднятия продуктивности VAR главным в матче должен стать VAR-chief. Если хотите, он должен быть дирижером, суметь четко разграничить обязанности между членами своей бригады и управлять ими как дирижер. Нелишне напомнить, что каждый из членов команды кроме знания компьютера должен разбираться в футболе. Пусть сдает экзамен. Распределение ролей означает, что один на своем мониторе вычерчивает только линию офсайда, второй следит за линиями поля (ушел мяч или нет), третий – держит крупный план во время угловых и штрафных и т.д. Однако, следует принять во внимание, что 37 процентов болельщиков Бундеслиги не одобряет VAR из-за того, что выяснение истины отнимает много времени. Этот соцопрос доказывает мысль, выраженную в последнем абзаце главы VI.1 Варчиф (выделено курсивом).
Постскриптум. Мысль Арсена Венгера.
– Я желаю, чтобы мои футболисты были благовоспитанны на поле и в обыденной жизни. Изучая японскую борьбу сумо, выяснил одну очень важную вещь. После окончания поединка по лицам борцов невозможно определить победителя: он не показывает свои эмоции, дабы не оскорбить побежденного. Это невероятная психология, которую постоянно старался внедрить в моей команде.
Расчет желтых карточек
Лига Чемпионов (ЛЧ): групповой этап, 1–2-й тур – 3,84 жк за матч (122 жк в 32 матчах).
Кубок УЕФА (КУ): плей-офф (2 последних тура) + два первых тура группового этапа – 4,43 жк за матч (399 жк в 90 играх)
Английская Премьер-лига (I + VIII туры) – 3,7 жк за матч (296 жк в 80 матчах).
ЛЧ + КУ + Премьер-лига = 3,84 + 4,43 + 3,7 = 11,97.
Примечание: одна красная карточка приравнивается к двум желтым.
***
Международный совет футбольных ассоциаций (IAFB) ознакомился с моими предложениями касающихся изменений в правилах футбола. Вот их ответ.
Law Enquiries <lawenquiries@theifab.com>

Dear Sir
Thank you for your detailed set of proposals which we have read with interest and will consider at an appropriate stage in our future review of the Laws of the Game.
Thank you for taking the time to write to The IFAB.

Best wishes
David Elleray
Technical Director of The IFAB

Von: Ashot Gomtsyan <a.r.gomtsyan@gmail.com>
Datum: Montag, 27. Januar 2020 um 20:20
An: “Lukas Brud (The IFAB)” <lukas.brud@theifab.com>
Betreff: Suggestions relating to the changes in football rules

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..