«Литовский» раввин молдавской общины
Беседа с Шимшоном Даниэлем Изаксоном
Раввин Еврейской общины Республи- ки Молдова – относительно молодой человек. Он родился в Могилеве и сра- зу по окончании средней школы обра- тился к религии – учился в иешивах Москвы и Иерусалима. Был раввином Витебска и Вильнюса, последние пол- тора года работает в Кишиневе. – Рав Шимшон, я понимаю: вам трудно выкроить время для разго- вора – хлопоты, связанные с пред- стоящим через две недели откры- тием вашей синагоги. Но имейте в виду, это интервью попадет к чи- тателям на следующий день после ее открытия. Им интересно первы- ми узнать, что происходит в Киши- неве и в Молдове. – Мы открываем синагогу, вы- строенную в сохранившейся старой части нового еврейского общинного центра, построенного на историче- ском месте синагоги «Лемнэрия», существовавшей с 1835 г. От нее со- хранилась историческая фасадная стена и полуподвальное помещение бывшей миквы. Здание было в 1990 г. передано общине и реконструиро- вано в 2005 г. – То есть до недавних пор в здании работали светские еврейские орга- низации? – Да, и их много, здесь все кипит!.. Здесь есть «Сохнут», есть еврей- ский культурный центр, «Гилель», две еврейские школы, еврейский детский сад. Есть благотворитель- ный центр «Хэсэд Егуда». И есть Еврейская община Республики Молдова, объединяющая все еврей- ские организации. – И нет никаких альтернатив- ных структур, которые оспарива- ли бы ее главенство? – Ну, все организации хотят в чемто быть главными, но в отношениях с государством, с властями, во всех глобальных вопросах евреев Молдо- вы представляет община. Председа- тель Еврейской общины Молдовы – Александр Билинкис, успешный бизнесмен. У общины хороший кон- такт с властью. Есть ряд улиц с еврей- скими названиями: улица Иеруса- лимская, улица Рабби Цирельсона… Есть улица «Хабад-Любавич»! Это улица, где находится «хабадская» синагога. Исторически синагога не была «хабадской», но следы дина- стии Шнеерсонов здесь есть: супру- га шестого Любавичского ребе Не- хама Дина была дочерью одного из кишиневских раввинов. – Сколько времени вы уже работа- ете в Молдове? – Полтора года. После Вильнюса я несколько месяцев отдыхал, рассма- тривал разные предложения… – Чем привлек Кишинев? – Здесь широкий спектр достой- ных и успешных евреев, до сих пор обходивших дом еврейской молит- вы стороной. Понятно, что люди, нуждающиеся в поддержке и помо- щи, тянутся к синагоге, но для меня важно привлечь образованных и со- стоятельных. Такой же мотив был и у руководства общины, когда меня пригласили в Кишинев, где уже были три синагоги, заполненные прихо- жанами преимущественно очень по- чтенного возраста. – Синагога общинного центра будет ортодоксальной, «литов- ской»? – Да, хотя для руководства общи- ны это не было принципиально. – Тем не менее вы сейчас заполни- ли недостающий пазл в картине кишиневского иудаизма. А какие на- правления еврейской религии были характерны для Молдовы? – В этом отношении регион всегда был очень пестрым. Здесь было мно- го сефардов, даже был хахам-паши. Так в Османской империи называ- ли главных раввинов: «паши» – это министр, ну а «хахам» – мудрец. Об- щину, которая ведет свою историю с XIV в., частично составляли пересе- ленцы из Турции, Испании, а в более позднее время приезжали евреи из Польши. Вообще-то Молдова – пра- родина хасидизма, здесь могилы де- дов и прадедов великих хасидских лидеров. Первый хасидский сидур по нусаху (определенный канон ли- тургии. – Ред.) Аризаль был напи- сан рабби Шабтаем из Рашкова, это ныне Приднестровье, часть Мол- довы, которая известна огромным количеством легендарных лично- стей – Скулянский ребе, Рыбницкий ребе, ну и разумеется, легендарный раввин Йегуда-Лейб Цирельсон, один из крупнейших галахических авторитетов XX в., на протяжении нескольких десятилетий – главный раввин Бессарабии. Он написал мно- жество книг и респонсов на русском, румынском, идише, иврите и ара- мейском языках, он был обществен- ным деятелем – собирал подписи в поддержку Бейлиса. В центре горо- да есть руины его синагоги. Община ее выкупила (реституции у нас пока нет), и мы приступаем к реконструк- ции. Это колоссальный шаг. Когда получится, здесь будет главная сина- гога Кишинева. – Какие синагоги кроме вашей есть сейчас в молдавской столице? – Во-первых, старая «синагога стекольщиков» – «Глэйзер-шул», так она называлась. Она была всегда, это единственная городская синаго- га, которую не закрыли в Кишиневе, когда Хрущев боролся с религией. Туда все ходили. Сейчас там обо- сновался «Хабад». Был такой выда- ющийся раввин – реб Залман Абель- ский. Его еще Любавичский ребе, когда был жив, сюда послал. Реб Залман был прямо-таки уникальный дедушка, всеми уважаемый и цени- мый. Очень харизматичный, люди к нему тянулись. После того как он умер, его сыновья вместо того, что- бы приехать сюда и унаследовать его место, предпочли не менять свой об- раз жизни в Америке или в Израиле, а вести какие-то дела дистанционно. Число прихожан там уменьшилось. Но на большие праздники собирает- ся около ста человек, а регулярно – человек 30. Есть еще «Сенная сина- гога», там тоже есть свои лидеры, свои прихожане, тоже человек 30 по субботам. И есть «бухарская» сина- гога. – Неужели в Кишиневе много бу- харских евреев? – Здесь есть Медицинский уни- верситет, где учатся 1500 человек с израильскими паспортами. Среди них минимум 500 евреев и много израильских арабов. А евреи там почти все бухарские, их родители хотят, чтобы дети не слишком силь- но отходили от традиции, поэтому они вложились в аренду помещения рядом с университетом и поддержи- вают свою синагогу. Из 500 евреевстудентов молиться ходят человек 30–40. – А горские евреи в Кишиневе есть? – Да, есть несколько семей, при- личные, образованные люди. Они держатся очень дружно и даже обра- зуют свою общину. Часть из них по привычке ходит молиться в синагогу «Хабада», а часть ко мне. – В вашу синагогу тоже человек 30 ходят? – Это те, кто регулярно ходит в Шаббат! И я прошу заметить: 85% моих прихожан раньше вообще ни- когда не ходили в синагогу. – Из сказанного вами можно сде- лать вывод, что в Кишиневе есть более ста человек, которые регуляр- но ходят молиться в ту или иную синагогу. – Пожалуй, да. – А есть в городе кошерные еврей- ские кафе, рестораны? – «Сенная синагога» сейчас те- стирует возможность открыть в сво- их стенах пиццерию. Посмотрим, что из этого получится. – То есть кошерных точек обще- пита, как я понимаю, пока нет. Но при синагогах, видимо, имеются кухни. Много ли сейчас в городе лю- дей, которые реально нуждаются в кошерной пище? – Знаете, в этой сфере все работает не так, что спрос рождает предло- жение. Сначала должно появиться кошерное предложение, а оно уже будет формировать спрос. – Смысл вопроса: сколько в Киши- неве соблюдающих семей, кроме рав- винов? – Я думаю, пока не более чем пол- тора десятка. – Теперь давайте все-таки разбе- ремся, сколько всего евреев в Молдо- ве? – Звучат цифры от 5 до 15 тысяч. – А более точные цифры можно на- звать? – Очень трудно, все ведь зависит от того, как и кого считать. Но дело же не только в численности. Чтобы понять, что такое Молдова в еврей- ском мире, нужно знать, что когдато здесь были города, в которых жили одни только евреи. Здесь были сельскохозяйственные колонии, в которых евреи обучались земледе- лию для переезда в Эрец-Исраэль. Половина подписантов Декларации независимости Израиля – это евреи из Бессарабии. Первый министр ре- лигии Израиля родился в молдав- ском городе Маркулешты, где все жители были евреями; он был равви- ном города Унгены, где тоже полови- на населения были евреи. Из этого же города автор музыки «Атиквы» Шмуэль Коэн. Точнее сказать, он обработал для гимна Израиля мол- давскую народную мелодию. Ну, и Авигдор Либерман – бывший ми- нистр обороны Израиля – тоже ведь из Молдавии. – А что там с евреями в Придне- стровье? – В Тирасполе довольно заметная еврейская жизнь. Там есть даже си- нагога, но нет раввина. Есть община в Бендерах, туда приезжают ребята из «Хабада». – А туда можно без проблем ез- дить из Молдовы? – Да, на бытовом уровне все нор- мально. – Ну, это известная особенность еврейских связей, что они преодоле- вают признанные и непризнанные границы… – Увы, евреи довольно быстро уез- жают из Молдовы, а из Приднестро- вья тем более. Это одна из самых ни- щих стран Европы, но с паспортом, позволяющим при определенных ус- ловиях жить и работать в «нормаль- ной» Европе. – Молдова же не член Евросоюза? – Она на полпути. – А где сейчас больше евреев – в Молдове или в Румынии? – По данным Еврейской общины Румынии, там 3000 членов. Впрочем, если они считают так же, как и мы, то нет и 500. Но нужно понимать, ка- кими сокровищами они обладают: ежегодный доход общины Румынии от их предприятий, аренды и много- го другого – 24 млн долл.! – А у вашей общины есть перспек- тивы вернуть что-то из того, что было отнято у евреев в разное вре- мя? – В Молдове нет закона о реститу- ции. Мы его лоббируем вместе с Ев- росоюзом и ОБСЕ. – А сколько мацы продается на Песах? – Мы каждый год заказываем 4 т. Это на всю общину Молдовы. – У нас в Калининграде уходит 400 кг при наличии от одной до двух тысяч евреев – смотря как считать. Значит, цифра 15 тыс. для Молдовы имеет под собой основания. – Возможно, вы и правы… – Я знаю о вашем увлечении анти- квариатом – еврейскими древно- стями. Расскажите об этом. – Все начиналось с коллекции рав- винских печатей, у меня их около 30, есть даже XVII в. Потом добавились раввинские письма, уникальные ста- ринные книги. В частности, я собрал почти все книги, написанные равом Цирельсоном. Я собираю старин- ные камеи – это история еврейской мистики, которая в XXI в. уже, на- верное, забыта и потеряна, но знать ее необходимо. Могу похвастаться, что недавно приобрел несколько ру- кописных листов из трудов Рамбама XIV в., для меня это колоссальный живой аргумент вечности еврейской традиции: текст на листах, которые я приобрел, идентичен тому тексту, который мы читаем в книгах Рам- бама, напечатанных вчера, – буква в букву! Беседовал Виктор ШАПИРО
Беседа с Шимшоном Даниэлем Изаксоном
Раввин Еврейской общины Республи- ки Молдова – относительно молодой человек. Он родился в Могилеве и сра- зу по окончании средней школы обра- тился к религии – учился в иешивах Москвы и Иерусалима. Был раввином Витебска и Вильнюса, последние пол- тора года работает в Кишиневе. – Рав Шимшон, я понимаю: вам трудно выкроить время для разго- вора – хлопоты, связанные с пред- стоящим через две недели откры- тием вашей синагоги. Но имейте в виду, это интервью попадет к чи- тателям на следующий день после ее открытия. Им интересно первы- ми узнать, что происходит в Киши- неве и в Молдове. – Мы открываем синагогу, вы- строенную в сохранившейся старой части нового еврейского общинного центра, построенного на историче- ском месте синагоги «Лемнэрия», существовавшей с 1835 г. От нее со- хранилась историческая фасадная стена и полуподвальное помещение бывшей миквы. Здание было в 1990 г. передано общине и реконструиро- вано в 2005 г. – То есть до недавних пор в здании работали светские еврейские орга- низации? – Да, и их много, здесь все кипит!.. Здесь есть «Сохнут», есть еврей- ский культурный центр, «Гилель», две еврейские школы, еврейский детский сад. Есть благотворитель- ный центр «Хэсэд Егуда». И есть Еврейская община Республики Молдова, объединяющая все еврей- ские организации. – И нет никаких альтернатив- ных структур, которые оспарива- ли бы ее главенство? – Ну, все организации хотят в чемто быть главными, но в отношениях с государством, с властями, во всех глобальных вопросах евреев Молдо- вы представляет община. Председа- тель Еврейской общины Молдовы – Александр Билинкис, успешный бизнесмен. У общины хороший кон- такт с властью. Есть ряд улиц с еврей- скими названиями: улица Иеруса- лимская, улица Рабби Цирельсона… Есть улица «Хабад-Любавич»! Это улица, где находится «хабадская» синагога. Исторически синагога не была «хабадской», но следы дина- стии Шнеерсонов здесь есть: супру- га шестого Любавичского ребе Не- хама Дина была дочерью одного из кишиневских раввинов. – Сколько времени вы уже работа- ете в Молдове? – Полтора года. После Вильнюса я несколько месяцев отдыхал, рассма- тривал разные предложения… – Чем привлек Кишинев? – Здесь широкий спектр достой- ных и успешных евреев, до сих пор обходивших дом еврейской молит- вы стороной. Понятно, что люди, нуждающиеся в поддержке и помо- щи, тянутся к синагоге, но для меня важно привлечь образованных и со- стоятельных. Такой же мотив был и у руководства общины, когда меня пригласили в Кишинев, где уже были три синагоги, заполненные прихо- жанами преимущественно очень по- чтенного возраста. – Синагога общинного центра будет ортодоксальной, «литов- ской»? – Да, хотя для руководства общи- ны это не было принципиально. – Тем не менее вы сейчас заполни- ли недостающий пазл в картине кишиневского иудаизма. А какие на- правления еврейской религии были характерны для Молдовы? – В этом отношении регион всегда был очень пестрым. Здесь было мно- го сефардов, даже был хахам-паши. Так в Османской империи называ- ли главных раввинов: «паши» – это министр, ну а «хахам» – мудрец. Об- щину, которая ведет свою историю с XIV в., частично составляли пересе- ленцы из Турции, Испании, а в более позднее время приезжали евреи из Польши. Вообще-то Молдова – пра- родина хасидизма, здесь могилы де- дов и прадедов великих хасидских лидеров. Первый хасидский сидур по нусаху (определенный канон ли- тургии. – Ред.) Аризаль был напи- сан рабби Шабтаем из Рашкова, это ныне Приднестровье, часть Мол- довы, которая известна огромным количеством легендарных лично- стей – Скулянский ребе, Рыбницкий ребе, ну и разумеется, легендарный раввин Йегуда-Лейб Цирельсон, один из крупнейших галахических авторитетов XX в., на протяжении нескольких десятилетий – главный раввин Бессарабии. Он написал мно- жество книг и респонсов на русском, румынском, идише, иврите и ара- мейском языках, он был обществен- ным деятелем – собирал подписи в поддержку Бейлиса. В центре горо- да есть руины его синагоги. Община ее выкупила (реституции у нас пока нет), и мы приступаем к реконструк- ции. Это колоссальный шаг. Когда получится, здесь будет главная сина- гога Кишинева. – Какие синагоги кроме вашей есть сейчас в молдавской столице? – Во-первых, старая «синагога стекольщиков» – «Глэйзер-шул», так она называлась. Она была всегда, это единственная городская синаго- га, которую не закрыли в Кишиневе, когда Хрущев боролся с религией. Туда все ходили. Сейчас там обо- сновался «Хабад». Был такой выда- ющийся раввин – реб Залман Абель- ский. Его еще Любавичский ребе, когда был жив, сюда послал. Реб Залман был прямо-таки уникальный дедушка, всеми уважаемый и цени- мый. Очень харизматичный, люди к нему тянулись. После того как он умер, его сыновья вместо того, что- бы приехать сюда и унаследовать его место, предпочли не менять свой об- раз жизни в Америке или в Израиле, а вести какие-то дела дистанционно. Число прихожан там уменьшилось. Но на большие праздники собирает- ся около ста человек, а регулярно – человек 30. Есть еще «Сенная сина- гога», там тоже есть свои лидеры, свои прихожане, тоже человек 30 по субботам. И есть «бухарская» сина- гога. – Неужели в Кишиневе много бу- харских евреев? – Здесь есть Медицинский уни- верситет, где учатся 1500 человек с израильскими паспортами. Среди них минимум 500 евреев и много израильских арабов. А евреи там почти все бухарские, их родители хотят, чтобы дети не слишком силь- но отходили от традиции, поэтому они вложились в аренду помещения рядом с университетом и поддержи- вают свою синагогу. Из 500 евреевстудентов молиться ходят человек 30–40. – А горские евреи в Кишиневе есть? – Да, есть несколько семей, при- личные, образованные люди. Они держатся очень дружно и даже обра- зуют свою общину. Часть из них по привычке ходит молиться в синагогу «Хабада», а часть ко мне. – В вашу синагогу тоже человек 30 ходят? – Это те, кто регулярно ходит в Шаббат! И я прошу заметить: 85% моих прихожан раньше вообще ни- когда не ходили в синагогу. – Из сказанного вами можно сде- лать вывод, что в Кишиневе есть более ста человек, которые регуляр- но ходят молиться в ту или иную синагогу. – Пожалуй, да. – А есть в городе кошерные еврей- ские кафе, рестораны? – «Сенная синагога» сейчас те- стирует возможность открыть в сво- их стенах пиццерию. Посмотрим, что из этого получится. – То есть кошерных точек обще- пита, как я понимаю, пока нет. Но при синагогах, видимо, имеются кухни. Много ли сейчас в городе лю- дей, которые реально нуждаются в кошерной пище? – Знаете, в этой сфере все работает не так, что спрос рождает предло- жение. Сначала должно появиться кошерное предложение, а оно уже будет формировать спрос. – Смысл вопроса: сколько в Киши- неве соблюдающих семей, кроме рав- винов? – Я думаю, пока не более чем пол- тора десятка. – Теперь давайте все-таки разбе- ремся, сколько всего евреев в Молдо- ве? – Звучат цифры от 5 до 15 тысяч. – А более точные цифры можно на- звать? – Очень трудно, все ведь зависит от того, как и кого считать. Но дело же не только в численности. Чтобы понять, что такое Молдова в еврей- ском мире, нужно знать, что когдато здесь были города, в которых жили одни только евреи. Здесь были сельскохозяйственные колонии, в которых евреи обучались земледе- лию для переезда в Эрец-Исраэль. Половина подписантов Декларации независимости Израиля – это евреи из Бессарабии. Первый министр ре- лигии Израиля родился в молдав- ском городе Маркулешты, где все жители были евреями; он был равви- ном города Унгены, где тоже полови- на населения были евреи. Из этого же города автор музыки «Атиквы» Шмуэль Коэн. Точнее сказать, он обработал для гимна Израиля мол- давскую народную мелодию. Ну, и Авигдор Либерман – бывший ми- нистр обороны Израиля – тоже ведь из Молдавии. – А что там с евреями в Придне- стровье? – В Тирасполе довольно заметная еврейская жизнь. Там есть даже си- нагога, но нет раввина. Есть община в Бендерах, туда приезжают ребята из «Хабада». – А туда можно без проблем ез- дить из Молдовы? – Да, на бытовом уровне все нор- мально. – Ну, это известная особенность еврейских связей, что они преодоле- вают признанные и непризнанные границы… – Увы, евреи довольно быстро уез- жают из Молдовы, а из Приднестро- вья тем более. Это одна из самых ни- щих стран Европы, но с паспортом, позволяющим при определенных ус- ловиях жить и работать в «нормаль- ной» Европе. – Молдова же не член Евросоюза? – Она на полпути. – А где сейчас больше евреев – в Молдове или в Румынии? – По данным Еврейской общины Румынии, там 3000 членов. Впрочем, если они считают так же, как и мы, то нет и 500. Но нужно понимать, ка- кими сокровищами они обладают: ежегодный доход общины Румынии от их предприятий, аренды и много- го другого – 24 млн долл.! – А у вашей общины есть перспек- тивы вернуть что-то из того, что было отнято у евреев в разное вре- мя? – В Молдове нет закона о реститу- ции. Мы его лоббируем вместе с Ев- росоюзом и ОБСЕ. – А сколько мацы продается на Песах? – Мы каждый год заказываем 4 т. Это на всю общину Молдовы. – У нас в Калининграде уходит 400 кг при наличии от одной до двух тысяч евреев – смотря как считать. Значит, цифра 15 тыс. для Молдовы имеет под собой основания. – Возможно, вы и правы… – Я знаю о вашем увлечении анти- квариатом – еврейскими древно- стями. Расскажите об этом. – Все начиналось с коллекции рав- винских печатей, у меня их около 30, есть даже XVII в. Потом добавились раввинские письма, уникальные ста- ринные книги. В частности, я собрал почти все книги, написанные равом Цирельсоном. Я собираю старин- ные камеи – это история еврейской мистики, которая в XXI в. уже, на- верное, забыта и потеряна, но знать ее необходимо. Могу похвастаться, что недавно приобрел несколько ру- кописных листов из трудов Рамбама XIV в., для меня это колоссальный живой аргумент вечности еврейской традиции: текст на листах, которые я приобрел, идентичен тому тексту, который мы читаем в книгах Рам- бама, напечатанных вчера, – буква в букву! Беседовал Виктор ШАПИРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий