21.12.04.
Что делать? А ничего ...
Одностороннее отделение сулит
Израилю такой же период процветания,
как и соглашения в Осло.
Шимон Перес, Вечный Министр
...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Арсений
Тарковский
Моя жена и я сидели в кафе вместе с нашим хорошим другом и ланчевались,
т.е. по-старому - обедали, после лекции "Исламизм в СНГ и
антисемитизм". Лекция попахивала
"Королями и капустой" в том смысле, что она содержала мало
сведений об исламизме в СНГ и ровным счётом ничего - об антисемитизме. Хотя сам
по себе набор личных впечатлений докладчика был интересен, а его проникновения
в места, где для таких как он находиться крайне опасно - внушали уважение.
Наш разговор быстро сполз с лекционных впечатлений, и его несколько
ленивый поток вошёл в привычное русло, где после извива "Кто
виноват?" неизменно следует порог "Что делать?". "Ведь мы
не можем так просто сидеть, сложа руки", - сказал наш друг. "Нам
этого никто не позволит! Нельзя ограничиваться критикой. Нам нужна позитивная
программа. Что, по-вашему, надо всё-таки делать?".
Можно было просто отшутиться и на вопрос: "Что делать?",
ответить: "Продлолжать есть". Но серьёзность проблемы предполагала
аналогичный ответ. И поэтому я честно и прямо сказал то, что действительно
думаю на эту тему: "А ничего не делать! И ни у кого не спрашивать на это
разрешения." Цель этой заметки и состоит в том, чтобы в какой-то мере
обосновать уместность и перспективность именно такого подхода к ситуации в
Израиле и вокруг него.
В военное время бездействия и промедления очень опасны, поскольку отдают
инициативу противнику. По счастью для Израиля, во всех войнах, которые он вёл,
в особенности "шестидневной", оперативная и тактическая инициатива
была у Израильской Армии. Стратегически Израиль всегда был не заинтересован в
войнах и даже опасался их, особенно из-за угрозы, после примерно 1950 г полномасштабной
вовлечённости СССР на стороне арабов.
В мирной, в смысле отсутствия региональной войны, обстановке ситуация
иная, и умение выжидать, дать возможность противнику ошибиться становится особо
важным. Но у левых интеллектуалов, десятилетиями определявших политику Израиля,
вневоенные периоды заполнены интенсивнейшей деятельностью, которую они
почему-то именуют борьбой за мир. Желание обеспечить "справедливость для
всех и навсегда" давно стало
бедствием для Израиля. Огромный анти-израильский пропагандистский материал идёт
уже множество лет от израильтян - евреев. Одним из наиболее ярких примеров
здесь является по сути клеветническая кампания, связанная с историей Сабры и
Шатилы.
Лево-либеральные инициативы, суть которых сводилась всегда к отдаче
обретённого во время навязанных Израилю арабским окружением военных действий,
привели ко многим печальным последствиям, включая "договоры Осло"
1992-1994 гг., явно досрочное прекращение Ливанской войны в 1984 г ., побег из зоны
безопасности Ливана в 2000г. и ряд других. Не забудем и ставшую опасным
прецедентом отдачу Египту всего Синая, и эвакуацию Хеврона, и висящий
сегодня над Израилем своей бессмысленной угрозой план деевреизации Газы.
Все бесчисленные "инициативы" и "планы мирного
урегулирования", как оказалось, ничего не дали, кроме очернения Израиля в
глазах мирового общественного мнения.
Излишняя энергия (мерец на иврите) левых положительного для
страны не принесла. Конечно, большинство планов были стимулированы партийно -
групповыми интересами, однако при этом возникла опасная моралистская риторика,
навязанная обществу. Приведу два примера подобных настроений. Первый
премьер-министр Израиля Д. Бен Гурион писал: "Если мы потеряем
моральное право на существование в глазах своего народа и всего мира, Израиля
больше не будет" (курсив мой). Сейчас в этом высказывании поражает уже
сама постановка вопроса, будто для существования нужно какое-то дополнительное
моральное право. Сомневаюсь, что премьер какой-либо иной страны говорил
подобное о своей стране.
С другой стороны, казалось бы, для того,
чтобы этим "мы" не потерять моральное право на существование, им
следует действовать в интересах своей страны и своего народа. К сожалению,
морализирование развилось совсем в ином направлении. Чтобы не быть голословным,
приведу ещё одно высказывание. Вот как ситуацию поясняет один отставной
израильский генерал: "Каждый офицер и солдат должен действовать так, будто
он только сейчас вышел из Освенцима и не хочет делать с другими то, что только
что делали с ним." Трудно, однако, ждать от гражданина страны, чтобы он
десятилетиями отвечал на внешнюю угрозу, на террористический акт в частности,
как чудом выживший, фактически полумёртвый узник Освенцима.
Куда более уместно ожидать, что человек свободный, гражданин страны,
имеющей сильную армию, в которой служил или служит сам, наиболее важным будет
считать обеспечение безопасности своей лично, своих семьи и страны. Что
касается политеса по отношению к наседающим, иногда просто озверевающим, в том
числе и от безнаказанности, упомянутых в генеральском высказывании
"других", их судьба вероятно должна волновать лишь постольку,
поскольку связана с обеспечением своей безопасности. И, тем не менее, до
сегодняшнего дня энергично и направленно действует множество больших, средних и
малых групп и объединений, к примеру, "Шалом акшав" или "Максом
вотч", вся активность которых, если оценивать её объективно - в интересах
врага, который, стоит помнить, вовсе не выдуман, а реально существует и
регулярно о себе напоминает.
В течение ряда лет сам факт существования
множества "левосторонних" планов "мирного урегулирования"
позволял их авторам и сторонникам в СМИ, богеме и академии любую группу или
отдельного политика, таких планов не имеющих, представлять по определению неумелыми
и несостоявшимися. Это привело к созданию ряда скороспелых и недодуманных
планов и с другой стороны политического спектра.
Множество планов так или иначе связано с односторонним или двухсторонним
отделением от арабов "автономии", в которых непроницаемая стена могла
бы обеспечить спокойное со-существование по принципу "мы здесь - они
там" (или наоборот). Но подобная глухая стена невозможна, ибо её легко
преодолеть и сверху, и снизу, а то и прямо через неё. Здесь нет аналогии с забором,
каким владелец отделяет свой участок от нежелательного посетителя или уличного
хулигана. Террор есть целенаправленная, имеющая свои причины деятельность,
проводимая организацией, способной мобилизовать значительные финансовые,
технические и пропагандистские средства для поддержания своей активности. Его
забором не остановишь.
Трудно, но необходимо прямо сказать израильскому обществу: "нет
способа, быстрого и эффективного, разрешения конфликта с арабами. Это
хроническая, если не пожизненная болезнь. С ней придётся существовать. Те, кто
предлагают "быстродействующие" решения, - вводят вас в заблуждение.
Без коренных изменений в арабском обществе, на что уйдёт два поколения при
самом благоприятном стечении обстоятельств, и позитивных международных усилиях,
террор не остановить."
Сам Израиль в состоянии существенно понизить интенсивность
террористической войны, но ему и в этом целенаправленно мешают. Об этом я уже
писал в заметке "Победа Израиля в борьбе с террором: кому она мешает и
почему" (см., к примеру, MAOF http://rjews.net/maof
26.11.02).
Ситуация может изменится только с
появлением понимания "цивилизованным миром" того, что, скармливая
Израиль террористам, своего благополучия не купишь. События последнего времени
показывают, что здесь изменений пока мало. Иначе никак не понять торопливые
выборы в автономии Абу Мазена (близкого подельника убравшегося предыдущего
председателя) и выраженное с многих сторон желание его срочно финансиравать.
Стоит помнить, что вместо Гитлера привезли из концлагеря Аденауэра, а не
выдвигали Бормана, Розенберга или даже Канариса.
Обращает на себя внимание упорство, с
которым СМИ доказывают, что Абу Мазен - за мир с Израилем, но ему мешают
"своевольные" полевые командиры. Как раньше те же источники
утверждали буквально тоже самое о его предшественнике на славном посту. "В
"автономии" царит хаос, все вышли из повиновения" - утверждалось
постоянно, несмотря на энергичную, действовавшую организованно, слаженно и целенаправленно машину террора.
"Сможет ли Абу Мазен навести порядок после выборов?"- обсуждают
политологи, и говорят, что это ему будет очень трудно из-за массого
противодействия арабских "экстремистов". Поэтому столь часты призывы
всячески поддержать Абу-Мазена, деньгами и "доброй волей".
Считаю, точнее, уверен, что Абу-Мазен,
однако, и сам определённо сможет навести порядок, но его реальное, на деле,
представление о "порядке" совершенно иное, чем у "израильских
мечтателей", погружённых в сладкие грёзы об очередном успешном "плане
реализации" или "плане урегулирования": взрывы и убийства -
составной и непременный элемент его порядка. Наивно и упрощённо думать, что
замена первого вторым или даже третьим в иерархии управления локальными
бандитами кардинально изменит ситуацию в конфликте и противостоянии, по всей
видимости, глобального масштаба. Тут уйдёт, увы, гораздо больше времени и сил,
так что победа, к примеру, к концу января 2005 г . определённо не предвидится.
И это - та правда, с которой придётся, по моему мнению, сжиться общественности
не только в Израиле, но и далеко за его пределами.
"Не делать", что предлагается в данной заметке, в применении к
политике правительства в сегодняшней ситуации значит - обеспечивать успешное
функционирование общества, развивать хозяйство страны, способствовать прогрессу
её науки, образования и культуры, укреплять армию, активно противодействовать
террору, унимать своих капитулянтов, т. е. 5ую колонну, активно защищать
интересы страны за границей и многое другое, полезное и ежедневное. Что точно
надо не делать, так это позволять левым либералам, какими бы мотивами они на
самом деле ни руководствовались, втянуть себя в соревнование планов по
"окончательному урегулированию". Это
- вотчина господ Переса, Бейлина и им подобных. В этой вредной для
Израиля, вследствие нереальности даже относительно быстрого урегулирования,
деятельности пусть уж лидерство остаётся за ними. Ответ
"планотворцам" может вполне быть асимметричным, в духе столь высоко
чтимой ими мусульманской мудрости: "Собака лает, а караван идёт".
Мирон Я. Амусья, профессор физики,
Иерусалим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий