70 миллионов за одиночество. Картина Эдварда Хоппера идёт на рекорд
Знаковая картина Эдварда Хоппера «Чоп суи» (1929) станет «звездой» распродажи коллекции американских модернистов, некогда принадлежавшей миллиардеру Барни Эбсуорту. Ожидается, что за 85 произведений искусства, выставленных на торги Christie’s, будет выручено свыше 300 млн долларов. Другими топ-лотами вечера будут работы Джексона Поллока, Виллема де Кунинга и Джоан Митчелл.
Жанровая сцена «Чоп суи» (так называется популярное в США блюдо из мяса,овощей и риса, которое готовили китайцы-эмигранты) остаётся «важнейшей картиной Эдварда Хоппера, находящейся в частных руках». Christie’s описывает её как «уникальное отображение духа времени в один из самых интересных периодов трансформации Нью-Йорка».
На картине изображены две собеседницы, сидящие в кафе за столиком у окна, и ещё одна пара на заднем плане. Сцена похожа на воспоминание, в котором всплывают отдельные детали, но всё за их пределами остаётся пустым фоном.
На картине изображены две собеседницы, сидящие в кафе за столиком у окна, и ещё одна пара на заднем плане. Сцена похожа на воспоминание, в котором всплывают отдельные детали, но всё за их пределами остаётся пустым фоном.
Чоп суи
1929, 96.5×81 см
Возможно, картина воплощает конкретную мысль о прошлом, и тогда этим можно объяснить пристальное внимание художника к героине и игнорирование окружающей обстановки. По свидетельству биографа Гейла Левина, «Чоп суи» связан с недорогим китайским рестораном, который посещали Хопперы. Возможно,Джо — жена живописца — позировала ему.
Эдвард Хоппер, «Чоп суи» (фрагмент)
Заставляя зрителя сосредоточиться на определённых элементах сенсорной иконографии, Хоппер разворачивает не повествование,а тему изоляции и самости,характерную для его творчества. Женщина в зелёном повёрнута к своей спутнице, но, похоже, не общается с ней. Отстранённость подчёркивается и парой на заднем плане: мужчина не смотрит на даму, с которой он сидит.
Заставляя зрителя сосредоточиться на определённых элементах сенсорной иконографии, Хоппер разворачивает не повествование,а тему изоляции и самости,характерную для его творчества. Женщина в зелёном повёрнута к своей спутнице, но, похоже, не общается с ней. Отстранённость подчёркивается и парой на заднем плане: мужчина не смотрит на даму, с которой он сидит.
По данным Bloomberg, за эту картину аукционисты планируют выручить порядка 70 млн долларов. Это станет рекордом для произведений Эдварда Хоппера. Сейчас самое дорогое его полотно, проданное на открытых торгах, — городской пейзаж«Восточный ветер над Вихокеном» (1934). В декабре 2013 года оно ушло с молотка за 40,5 млн долларов.
Восточный ветер над Вихокеном
1934, 86.4×127.6 см
На аукционном подиуме подиуме появятся ещё две жемчужины коллекции Эбсуорта — «Композиция с красными штрихами» (1950) Джексона Поллока,за которую планируют выручить около 50 млн долларов, и «Женщина как пейзаж»(1955) Виллема де Кунинга, предварительно оценённая в 60 миллионов. Последним полотном некоторое время владел знаменитый комик, музыкант и писатель Стив Мартин. Оно дважды появлялось на аукционах — в 1990-м и 1996 годах — но оба раза не находило покупателя. В 1997-м Эбсуорт купил его в закрытой сделке.
- Джексон Поллок, «Композиция с красными штрихами» (1950). Частная коллекция
- Виллем де Кунинг, «Женщина как пейзаж» (1955). Частная коллекция
Барни Эбсуорт сколотил состояние на туристическом бизнесе, но гораздо более известен как коллекционер, филантроп и покровитель музеев. В своей автобиографии он признался, что не интересовался искусством до 23-х лет — пока не приехал в Париж и не пошёл в Лувр «просто лишь потому, что это была неотъемлемая часть города; но то, что я там увидел, меня изменило».
Сначала Эбсуорт решил собирать голландские картины XVII века и японские свитки. Но после визита к частному коллекционеру в Роттердаме, который показал ему полотна Рембрандта и Франса Хальса, американец понял, что не сможет конкурировать с собирателями старых мастеров. На родине он встретился с искусствоведом Чарльзом Бакли, который посоветовал ему сосредоточиться на произведениях американских модернистов.
Сначала Эбсуорт решил собирать голландские картины XVII века и японские свитки. Но после визита к частному коллекционеру в Роттердаме, который показал ему полотна Рембрандта и Франса Хальса, американец понял, что не сможет конкурировать с собирателями старых мастеров. На родине он встретился с искусствоведом Чарльзом Бакли, который посоветовал ему сосредоточиться на произведениях американских модернистов.
Барни Эбсуорт в своём доме на фоне картины Эдварда Хоппера «Чоп суи». Фото Brian Smale via Christie’s
Уильям Джеймс Глакенс, «Кафе Лафайетт (Портрет Кей Лорель)», 1914. Частная коллекция
Первым полотном в коллекции,которую сейчас называют «антологией американской живописи XX века», стало «Кафе Лафайетт (Портрет Кей Лорель)» Уильяма Глакенса. Эбсуорт,по его словам, «с первого взгляда влюбился» в изображение девушки с бокалом вина, написанное в 1914 году.
Он выложил за него 29 тыс. долларов на аукционе в Нью-Йорке. Сейчас,более четырёх десятилетий спустя,оно оценивается в 250 — 350 тыс. долларов.
Также коллекционер заплатил 310,5 тыс. долларов за абстракцию Джоан Митчелл «12 ястребов на 3 часа» на аукционе в 1997 году. Теперь Christie’s надеется продать полотно за 14 — 16 млн долларов. На фото ниже — пара зрителей перед этой картиной, а также другие произведения из коллекции Барни Эбсуорта, которые будут предложены ценителям на аукционе.
Распродажа коллекции Барни Эбсуорта, который скончался в апреле 2018 года в возрасте 83-х лет, пройдёт 13 ноября. Пока же все произведения совершают мировое предпродажное турне, которое включает остановки в Париже, Нью-Йорке,Гонконге, Лондоне, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта аукционного дома Christie’s, artnet News, Bloomberg и ряда других источников
Спасибо!
ОтветитьУдалить