Кто позировал для «Происхождения мира» Курбе? Личность натурщицы раскрыта «на 99%»
Письмо Александра Дюма-сына помогло решить одну из величайших загадок в истории искусства. Благодаря этому посланию идентифицирована натурщица, которая позировала Гюставу Курбе для его скандальной картины «Происхождение мира». Эксперты «на 99% уверены», что художник писал парижскую балерину Констанс Кеньё.
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер,«Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан» (1862). Национальная галерея искусств, Вашингтон
Гюстав Курбе создал «Происхождение мира» в 1866 году по заказу турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, который собирал эротические картины. На протяжении десятилетий искусствоведы были убеждены, что полуобнажённый торс и бёдра художник писал со своей любовницы,натурщицы ирландского происхождения Джоанны (Джо) Хиффернан. Она же позировала для других работ Курбе, в том числе — «Прекрасной ирландки» и «Спящих»(последнюю тоже заказал Халил-бей). Одновременно у Джо была романтическая связь с другом и коллегой французского живописца — американцем Джеймсом Уистлером.
Однако теория о личности модели повергалась сомнению — главным образом потому, что тёмные волосы на картине Курбе не соответствуют пылающим рыжим кудрям Хиффернан.
Прекрасная ирландка (Портрет Джо)
1865, 55.9×66 см
Теперь свидетельства, найденные в переписке между французскими писателями Александром Дюма — сыном автора «Трёх мушкетёров» — и Жордж Санд, прямо указывают на бывшую танцовщицу Парижской оперы. Констанс Кеньё была любовницей османского эмиссара Халила Шерифа Паши (иначе Халил-бея) как раз в период написания полотна — летом 1866 года.
Французский историк Клод Шопп обнаружил связь с Кеньё, когда просматривал копии писем Дюма для своей книги. Его озадачило одно конкретное предложение: «Необязательно было изображать самое деликатное и самое громкое [интервью] мадемуазель Кеньё из Оперы». И лишь когда учёный сверился с рукописным оригиналом, он понял, что в его транскрипции произошла ошибка. Слово«интервью» было на самом деле «интерьером», то есть писатель имел в виду«внутреннюю часть» танцовщицы.
Французский историк Клод Шопп обнаружил связь с Кеньё, когда просматривал копии писем Дюма для своей книги. Его озадачило одно конкретное предложение: «Необязательно было изображать самое деликатное и самое громкое [интервью] мадемуазель Кеньё из Оперы». И лишь когда учёный сверился с рукописным оригиналом, он понял, что в его транскрипции произошла ошибка. Слово«интервью» было на самом деле «интерьером», то есть писатель имел в виду«внутреннюю часть» танцовщицы.
Происхождение мира
1866, 46×55 см
Шопп поделился своим открытием с руководителем департамента гравюр Французской национальной библиотеки Сильви Обена, которая согласилась, что моделью была Констанс Кеньё. В то время балерине было 34 года, и, уйдя из Оперы,она сражалась за внимание Халил-бея со знаменитой куртизанкой Мари-Анн Детурбе (или, как её ещё называли, Жанной де Турбе). Та держала популярный салон, а после замужества стала графиней де Луан. Кое-кто считал, что именно она позировала для «Происхождения мира». Но Обена говорит, что описания «красивых чёрных бровей» Кеньё больше соответствуют волосам на картине.
Слева: Констанс Кеньё в 1861 году. Фото Надара, источник — Wikipedia
Обена считает, что секрет личности натурщицы был известен узкому кругу посвящённых, но со временем забылся, поскольку Кеньё стала респектабельной дамой, известной своей благотворительностью.
Есть ещё один косвенный аргумент,подтверждающий догадку Шоппа. По словам Обена, после смерти в 1908 году Констанс Кеньё завещала Гюставу Курбе картину с камелиями, в центре которой изображён пышно распустившийся красный цветок. В то время камелии ассоциировались с куртизанками, благодаря роману Дюма «Дама с камелиями», который лёг в основу оперы Верди «Травиата». Обена считает, что это полотно было подарком Констанс от художника и его патрона Халил-бея.
Обена считает, что секрет личности натурщицы был известен узкому кругу посвящённых, но со временем забылся, поскольку Кеньё стала респектабельной дамой, известной своей благотворительностью.
Есть ещё один косвенный аргумент,подтверждающий догадку Шоппа. По словам Обена, после смерти в 1908 году Констанс Кеньё завещала Гюставу Курбе картину с камелиями, в центре которой изображён пышно распустившийся красный цветок. В то время камелии ассоциировались с куртизанками, благодаря роману Дюма «Дама с камелиями», который лёг в основу оперы Верди «Травиата». Обена считает, что это полотно было подарком Констанс от художника и его патрона Халил-бея.
Читайте также: Разгадана тайна «Садовника» Ван Гога
Спящие
1866, 200×135 см
Халил Шериф Паша, родившийся в Каире, был известным коллекционером искусства и игроком. Он происходил из турецко-албанской семьи, жившей на севере Греции, и в Париже заказал серию крупных работ (включая «Алжирских женщин») Эжену Делакруа, а также знаменитую экстравагантную жанровую сцену«Турецкие бани» Жану Огюсту Доменику Энгру.
Алжирские женщины
1834, 180×229 см
После того, как Халил-бей разорился, «Происхождение мира» пропало на два десятилетия и было обнаружено в 1889 году в лавке торговца антиквариатом за деревянной обшивкой. В 1910 году венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани привёз полотно в Будапешт, где оно находилось до конца Второй мировой войны, а после считалось утерянным.
В 1955 году картину приобрёл психоаналитик Жак Лакан для своего загородного дома. Но и там она была скрыта особым образом — за пейзажем, который специально написал Андре Массон, сводный брат Лакана. Этот ландшафт полностью повторял контуры на холсте Курбе и тоже назывался «Происхождение мира». С 1995 года произведение входит в собрание Музея Орсе в Париже.
В 1955 году картину приобрёл психоаналитик Жак Лакан для своего загородного дома. Но и там она была скрыта особым образом — за пейзажем, который специально написал Андре Массон, сводный брат Лакана. Этот ландшафт полностью повторял контуры на холсте Курбе и тоже назывался «Происхождение мира». С 1995 года произведение входит в собрание Музея Орсе в Париже.
Андре Массон, маскировочное панно для «Происхождение мира» Гюстава Курбе (1955). Музей Курбе в Орнане
Обложка французского еженедельного журнала Paris Match от 7 февраля 2013 года, сообщившего об обнаружении«головы» «Происхождения мира»
В 2013 году некий французский коллекционер-любитель объявил, что нашёл в одном из антикварных магазинов портрет, который мог быть частью картины Курбе. Открыватель предположил, что художник отрезал этот фрагмент холста, не желая компрометировать свою натурщицу. Однако кураторы Музея Орсе указали,что полотно из их коллекции имеет стандартный для того времени размер 46 на 55 см, а расположение головы на найденной картине не соответствует позе тела на «Происхождении мира».
Несмотря на прошедшие полтора века, картина Гюстава Курбе всё ещё считается провокационной и вызывает скандалы. Наиболее громкий из них привёл к многолетнему судебному разбирательству — иск подал учитель Фредерик Дюран,чья учётная запись на Facebook была деактивирована за размещение этого изображения.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The Guardian. Главная иллюстрация: Gettoimage.Co
Комментариев нет:
Отправить комментарий