вторник, 31 июля 2018 г.

ОХОТНИКИ ЗА НАЦИСТСКИМИ СОКРОВИЩАМИ

Картина или жизнь
Обширная коллекция из конфискованных артефактов должна была переехать в Музей фюрера в Линце. Ее основу составили полотна, принадлежавшие Ротшильдам. Гитлер поручил соорудить масштабный архитектурный комплекс из театра, библиотеки, дома оперы и гостиницы. Завершить композицию предполагалось склепом на холме, где в будущем упокоился бы лидер Третьего рейха. В Линц шли поезда с купленным и награбленным искусством из Италии, Польши и Голландии. Ничем не примечательный городок должен был превратиться в процветающий культурный центр. Сбором экспонатов занимался, в том числе, Карл Габершток. Антиквар сделал блестящую карьеру. В 1907-м он владел небольшим магазином, а в 1930-х стал личным искусствоведом Гитлера. Габершток специализировался на полотнах старых мастеров. Его агенты колесили по Европе, инкогнито приобретая шедевры для фюрера. Всего на формирование коллекции для музея в Линце потратили 138 миллионов рейхсмарок. Больше 20 тысяч артефактов были конфискованы во Франции и Польше.
Фото2.jpg
Карл Габершток
Многие из экспонатов так и не достигли пункта назначения, осев в домах нацистских руководителей. Так, на Геринга работал известный арт-дилер Вальтер Андреас Хофер. Рейхсмаршал интересовался, в первую очередь, картинами голландских и французских мастеров. В его особняке хранились «Венера и Адонис» Кранаха-Старшего, «Портрет сестры художника» Рембрандта, «Инфанта» Веласкеса, «Триумф Марка Фурия Камилла» Аполлонио ди Джованни и «Музыкант» Жана-Батиста Патера. Геринг собрал больше 4 тысяч предметов искусства. Мебель, скульптуры, монеты и старинные музыкальные инструменты — рейхсмаршал оказался неразборчивым коллекционером. Он приказал Хоферу не стесняться в средствах, приобретая полотна. Агент шантажировал продавца, пока тот не снижал цену до минимума.
Фото3.jpg
Из коллекции Геринга. «Музыкант», Жан-Батист Патер
В 1943-м Геринг спрятал часть коллекции на соляном руднике. Большой удачей стал тот факт, что шахты оказались оптимальным тайником из-за температуры, влажности и отсутствия света. Для хранения картин выбирали и другие места: брошенные поезда, подвалы и замаскированные бункеры. 19 марта 1945-го Гитлер отдал приказ об уничтожении культурных ценностей на территории Германии. План получил название «Нерон» в честь императора, который поджег Рим. Такая же участь ожидала коллекцию в шахте в Альтаусзе (Австрия). Произведения искусства попытались спасти рабочие. 12 мая в город вошли американские войска, спустя 5 дней экспонаты подняли на поверхность. Сегодня собрание оценивают в 3,5 миллиарда долларов.
Да Винчи в гостиной генерал-губернатора
Обширную коллекцию собрал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Помимо полотен Йорданса и Дюрера, он присвоил себе археологические находки, например, мечи викингов. Богатую добычу деятель нацистской партии получил в результате «хрустальной ночи». После погромов в ноябре 1938 года были арестованы 30 тысяч евреев. Более 600 принадлежавших им галерей ликвидировали. Отряды Гиммлера следили за сохранностью произведений искусства.
Фото1.jpg
Американские солдаты у картины Мане «Зимний сад», спрятанной в шахте
Еще один крупнейший арт-дилер — генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк. Он занимал этот пост с 1940-го по 1945-й год. Среди местных жителей Франк был известен не только жестокостью, но и слабостью к живописи. Чтобы не пропустить любопытных экземпляров, генерал-губернатор издал декрет о конфискации произведений искусства. Жители обязались сообщить властям о местонахождении картин, скульптур и памятников. Произведения, связанные с историей Польши, были уничтожены. А вот картину да Винчи «Дама с горностаем» генерал-губернатор повесил в своей гостиной. Когда Франка судили в Нюрнберге, к его делу был приложен длинный список разграбленных библиотек и коллекций. Среди них — крупнейшее собрание семьи Чарторыйских. Первые экспонаты появились в фамильном особняке в 1801 году. Одним из них стал «Пейзаж с милосердным самаритянином» Рембрандта. В библиотеке Чарторыйских хранились 70 тысяч старинных рукописей и книг, часть из них была конфискована Франком. После Второй мировой войны экспонаты так и не вернулись к владельцам; польские коммунисты передали собрание в национальный музей.
фото6.jpg
Картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»
В годы Второй мировой войны некоторые музейные работники вели учет конфискованных полотен. Французский искусствовед Роза Валлан рисковала жизнью, передавая Сопротивлению данные о похищенных ценностях. Валлан работала в музее Же-де-Пом. Он был транзитным пунктом на пути в Германию. Роза свободно владела немецким языком и вела учет каждого предмета, поступившего в Же-де-Пом. Роза завела карточки на 20 тысяч артефактов; записывала дальнейший маршрут произведения искусства и передавала эти данные Сопротивлению, чтобы не допустить бомбардировки того или иного объекта. После войны часть картин вернулась к владельцам благодаря деятельности Валлан. Всего после 1945-го были возвращены более 45 тысяч объектов, около 2 тысяч остаются невостребованными и сегодня. В Лувре почти 300 картин, владельцы которых так и не нашлись. Чтобы установить факт владения, необходимо предоставить старые семейные фотографии и другие свидетельства.
Фото4.jpg
Дилеры неплохо наживались на фашистских конфискациях. В 2011-м году в Германии была обнаружена подпольная коллекция, принадлежавшая Корнелиусу Гурлитту. 80-летний мужчина был задержан во время таможенного осмотра поезда, следовавшего из Швейцарии в Мюнхен. Он имел при себе 9 тысяч евро. Документов у него не было; выходило, что такой гражданин никогда не проживал на территории Германии. В квартире дедушки-отшельника таможенники обнаружили 1406 картин. Он периодически продавал работы, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Корнелиус никогда не приглашал к себе родственников, и они не знали о собрании. В ходе расследования выяснилось, что полотна приобрел в 1930-е годы отец задержанного Хильдебранд Гурлитт. После войны Хильдебранд заявил, что картины были уничтожены во время бомбардировки Дрездена. Мужчина скончался в 1956-м, и коллекция перешла его сыну Корнелиусу. В 2014-м обвиняемый выдал второй тайник в Австрии. Здесь хранились еще 240 картин. В подпольном собрании — Эмиль Нольде и Эрнст Людвиг Кирхнер. 6 мая 2014 года Гурлитт скончался. Все произведения он завещал Бернскому музею изобразительных искусств.
Фото5.jpg

Продолжение следует. В новой публикации diletant.media расскажет о борьбе с «дегенеративным» искусством, бесследно исчезнувших картинах и подвиге музейных работников.
Гитлер объявил войну футуризму и кубизму в 1935 году. В одном из выступлений он подчеркнул, что эти художественные течения «отравляют» чистую арийскую кровь нездоровыми концепциями. Авангардизм был запрещен во имя немецкого народа, из музеев исчезли картины и скульптуры модернистов. В прессе эти работы называли отвратительными и уродливыми. Арт-агенты воспользовались кампанией против так называемой вырожденческой живописи; они заключали сделки с европейскими аукционными домами или прятали полотна, дожидаясь удобного момента для продажи. Известно, что картины модернистов хранил у себя Йозеф Геббельс.
Фото2.jpg
Выставка «дегенеративного искусства» в Мюнхене 
В 1937-м запрещенные произведения выставили в галерее в Мюнхене. Экспозиция должна была дискредитировать современное искусство. Картины в залах намеренно повесили так, чтобы у посетителей возникло ощущение хаоса. Кроме того, в галерее было очень душно, места гостям не хватало. Авторы каталога предупреждали посетителей: «Больной мозг авангардиста покушается на ценности самосохранения сообщества (…) Немцы в изображении авангардиста выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха — в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка». План по дискредитации нового искусства провалился. К «запрещенке» потянулись из разных уголков Третьего рейха. Экспозицию осмотрели больше 2 миллионов человек. А выставку «величайшего германского искусства», расположенную неподалеку, посетили меньше 700 тысяч немцев. Сцены из сельской жизни и изображения атлетически сложенных юношей мало интересовали публику.
Фото1.jpg
Образцы запрещенного искусства уничтожали весело, под музыку оркестров и «огненные речевки». В марте 1939 года в Берлине в огне погибли больше 1000 картин и 3000 акварелей. В их числе — работы одного из крупнейших акварелистов XX века Эмиля Нольде. Спустя три года у галереи Жё-де-Пом в Париже сожгли около 600 работ, включая шедевры Дали и Пикассо. Судьба «правильного» искусства сложилась иначе; шедевры старых мастеров должны были переехать в музей фюрера в Линце. Кроме того, они оседали в частных коллекциях. В разгар войны их прятали в рудниках и железнодорожных вагонах. Крупнейшим стал тайник в австрийской шахте Альтаусзее. Именно здесь хранился Гентский алтарь, созданный братьями Хубертом и Яном ван Эйком в 1432 году.
Фото6.jpg
Фрагмент Гентского алтаря
Алтарь состоит из 24 панелей, на них изображены 258 человеческих фигур. Спасти артефакт удалось, в том числе, благодаря «хранителям памятников». Это движение было создано по инициативе Эйзенхауэра и Рузвельта. К нему примкнули искусствоведы, историки и сотрудники музеев. Они с риском для жизни «охотились» за культурными ценностями, конфискованными нацистами. Хранители определяли местоположение шедевра и договаривались с союзниками, чтобы не допустить бомбардировки объекта. Они реставрировали полотна и возвращали их на родину. Подразделение состояло из нескольких десятков художественных «разведчиков».
«Охотникам» удалось найти полотно Рембрандта «Ночной дозор», на котором изображена стрелковая рота нидерландского ополчения. Художник написал групповой портрет в 1642 году. История полотна напоминает детектив. Искусствоведы обнаружили его в XIX веке на волне нового интереса к творчеству Рембрандта. В начале Второй мировой «Ночной дозор» вывезли из музея в Амстердаме. В течение нескольких лет картина путешествовала по стране, пока ее не присвоили агенты Третьего рейха. Хранители памятников нашли работу Рембрандта в 1944 году. Свернутое в рулон полотно хранилось на глубине 35 метров в одной из пещер у города Маастрихт. В 1947-м специалисты провели реставрацию картины. Удалив слой копоти, эксперты выяснили, что сцена «Ночного дозора» на самом деле происходит днем.
Фото5.jpg
«Ночной дозор»
Всего за последний год войны «хранители» спасли более 50 работ Рембрандта. В шахте Альтаусзее вместе с картинами голландского художника хранилась статуя «Мадонна Брюгге» Микеланджело. В 1944-м нацисты вывезли ее из Брюгге под матрасами в грузовике «Красного креста».
В тайниках Третьего рейха обнаружили также бюст Нефертити из Египетского музея в Берлине. Произведение древнеегипетского искусства вывезли в Германию в 1913 году под видом неоконченного портрета; сверху его покрыли гипсом. В разгар войны артефакт поместили в шахту Меркерс вместе с золотым запасом Германии. Золото союзники забрали, а ящики с экспонатами открывать не стали. Их увезли в музей Висбадена. После 1945-го музейщики открыли коробку с надписью «Разноцветная королева», где хранился бюст Нефертити. Кстати, тогда о претензиях на артефакт заявили представители советской зоны оккупации Германии. Но Нефертити осталась в Западном Берлине. Журналисты окрестили ее «красивейшей жительницей города» и самым ярким музейным экспонатом Берлина.
Фото7.jpg
К поиску картины фламандского художника Ганса Мемлинга «Мадонна с младенцем и ангелами» хранители приступили уже после войны. Полотно было изъято из коллекции Ротшильдов в 1938 году и попало к Герингу. Рейхсмаршал пообещал картину американскому полковнику Уильяму Куинну в обмен на гарантии безопасности. Куинн согласился на сделку, после этого след «Мадонны» теряется. «Хранители» приступили к поиску картины в 1947 году. По их версии, к исчезновению полотна могли быть причастны американские военнослужащие. Поиск длился несколько лет, его координировали в Федеральном бюро расследований. Найти картину так и не удалось. Сегодня она оценивается в четверть миллиона долларов.
Фото4.jpg
Церковь, где немцы хранили украденные полотна
Многие произведения искусства погибли во время пожаров. Так, «Святой Матфей с ангелом» и «Портрет куртизанки» Караваджо были уничтожены огнем в Берлине. Такая же участь ожидала работы Рубенса и Кранаха.
Фото3.jpg
После Второй мировой войны уцелевшие произведения искусства начали возвращаться к владельцам. В Германии появилось ведомство, ответственное за возврат культурных ценностей. Процесс затянулся на десятилетия, некоторые из картин до сих пор не нашли своих хозяев. В прессе широко освещался реституционный процесс Марии Альтман. Она отсудила у австрийского музея 5 картин Густава Климта, принадлежавших ее дяде, еврейскому предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру. Альтман подала иск в 1998-м, когда в Австрии начал действовать закон о реституции предметов искусства. Спустя 8 лет арбитражный суд Вены принял решение о возвращении работ Климта Марии. Похищенные нацистами ценности вернули себе и Ротшильды. В 1999-м они продали семейную коллекцию (около 250 лотов) за 90 миллионов долларов.
Автор Ольга БУХТЕЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..