Рокер Шнуров и профессионалы
Самая последняя и, пожалуй, самая значимая по резонансу новость этих дней в желтой прессе (или в нашей так называемой светской жизни) – объявленный в интернете развод певца Сергея Шнурова, фронтмена группировки «Ленинград», и его жены Матильды. По этому поводу высказываются разные мнения – от измен до того, что тут просто пиар-ход. Но уж кому-кому, а Шнурову популярности не занимать, к тому же она и без того всегда на пределе зрительского внимания. Отмечу сразу, что человек он талантливый, чувствует конъюнктуру, работает на массового зрителя, каждый раз оправдывая ожидания публики.
Мне он представлялся прежде панком, как бы тем, кто выступает против чего-то в обществе, резко обозначая свою позицию, в данном случае, в музыке. Теперь я думаю, что Шнуров – рокер, если даже не попсовик с элементами рока. При том, что ему позволено то, чего не простили бы другим. На его концертах и в его клипах забубенное сквернословие не запикивают, оно в его выступлениях столь же норма, как и отлично аранжированная мелодия с четко продуманными словами.
Он может показаться деспотом: сразу после взлета успеха песни»Экспонат» уволил ее исполнительницу, обосновав это «звездной» болезнью той. Скоро уволил и одну из двух новых солисток коллектива, которая с тем же темпераментов, дрыгая ногами, исполняя ту же и другие песни «Ленинграда».
Несомненно, Шнуров – человек достаточно образованный и даже культурный, поскольку понимает, что на одном мате популярности не добьешься. Он и патриот, и пофигист одновременно, выражая вроде бы специфику национального сознания с звучащих на его концертах текстах. Однако, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, поскольку и себе на уме, но реагирует на все быстро и четко, выражая стереотипы мышления сограждан вроде бы изнутри, но все же явно – со стороны, как это бывает в кино или в театре в постановках на современном материале.
Но речь не об этом. Каждый его клип – произведение искусства: великолепная операторская работа, отличный сценарий, кастинг и все такое. Наряду с отвратной раскованностью персонажей, матерщиной на каждом шагу. То есть, и без музыки Шнурова его клипы представляют нечто завершенное и классное по исполнению. А уж с песнями – просто выглядит все шедеврально, если бы не было все похабно по художественному посылу, прямолинейно и не дерзко, а банально и цинично (когда артист сквернословит не от души, а по роли – это не позиция, а амплуа, игра в злободневность.)
И вот тут главный парадокс в риторическом плане: все, кто участвует в создании клипов на композиции Шнурова – от массовки до режиссеров и сценаристов (про группировку его я не говорю, хотя и к ним это имеет прямое отношение, поскольку музыка , которую они играют, сама по себе – хорошо до невероятия) – не понимают, что своим талантом, собственным мастерством тиражирую гнусность и агрессию, бескультурье и вседозволенность? Несомненно, прекрасно отдают себе отчет в том, что делают. Иначе бы клипы Шнурова не имели бы оглушительной статистики просмотров в полсотни миллионов. А, если так, то зачем же тогда сотрудничают с тем, с кем чувство брезгливости или такт помешали бы это делать. Что тут может служить оправданием? Большие гонорары, возможность получить таким образом репутацию крутых профессионалов или что-то еще? Не знаю, не могу понять, ведь и первое, и второе и третье, любое надцатое, связанное с пропагандой такого как бы народного творчества есть подлость, если не преступление. Это только кажется, что Шнуров просто выразитель народных комплексов и установок. На самом деле, он развратитель, разрушитель культуры и национальной духовности. Вот как это совмещается, с одной стороны, с тем, что ему как бы многое разрешено, с другой, с тем, что он подается как мастер своего дела, благодаря тому, что его обслуживают в буквальном смысле слова мастера своего дела? Конечно, можно тут построить конспирологическую версию, что так удобно для власти: и оппозиционность вроде есть, и массовая агрессия через творчество Шнурова находит себе неуличный выход и бунтарство переводится на язык запрещенной лексики. Как бы там ни было, при всем таланте, который у Шнурова несомненен, он вряд ли бы добился чего-то без аранжировщиков и клипмейстеров. Но им, что называется, по барабану. Во всяком случае, создается пока такое впечатление, ведь уровень постановки и съемки клипов не меняется, а постоянно высокого уровня, несмотря на смену их режиссеров.
Два слова стоит сказать и об еще одной «звезде» отечественного как бы шоу-бизнеса. Это Ольга Бузова, бывшая телеведущая скандальной передачи и жена футболиста, а теперь раскрученная певица. Где-то прошла информация, что она вроде бы и школу и институт закончила с отличием, но посмотришь на крашеную блондинку, послушаешь ее песни (лично мне хватает тридцати секунд, чтобы не вызвать приступ тошноты), и думаешь, как вот она, такая недалекая, мягко говоря, не слишком умная (постоянно заявляет, что у нее год не было секса), со специфической внешностью девушки низкой социальной ответственности (что подчеркивается демонстративно эпатажными нарядами везде и всегда) – может иметь около 10 миллионов подписчиков в интернете и собирать полные залы.
Конечно, срабатывает эффект Золушки, девушки, которая как бы сама себя сделала. Но ни таланта, ни харизмы, ни особого ума, даже женской логики у нее нет, танцует она ужасно, поет еще хуже. Однако, сольную карьеру в качестве певицы начала с нескольких концертов в Кремлевском Дворце в Москве и со столь же значимой площадки в Питере. (Обычно, такие площадки завершают гастрольные туры известных артистов, а тут – начало карьеры и с такой помпой.)
Несомненно, что Бузова, о которой теперь каждый день говорят и всегда в связи с очередным как бы просчетом ее, популярна примерно столько же, как и Шнуров, не имея ни его харизмы, ни его вкуса и масштаба личности. Ясно, что продюсеры ее продвигают активно и последовательно, внушая, что такое ничто и никак можно сделать мегапопулярной и заработать на этой неплохие дивиденды. Но тут, как со Шнуровым – то, что кажется однозначным на первый взгляд, на самом деле – часть айсберга. Шнуров будет петь и без мощной подпитки, поскольку доказал за двадцать лет существования группировки «Ленинград», что умеет это делать хорошо и эффектно. Бузова же закончится сразу, как только продюсеры решат , что она больше не нужна. И исчезнет разведенная вокалистка в небытие.
Но вот то, что оба – Шнуров и Бузова – сейчас властители дум значительной части российских зрителей – вряд ли случайность. Это то, что жаргонно называют – развлекалово. Такое оно сейчас, потому ,что востребовано и удобно, потому, что другого и не требуется, хотя есть и официальная культура, с ее стандартами и границами тематическими и творческими. Но и то, и другое на равных одновременно. И потому не совсем понятно тогда, что есть андеграунд – то, что поют два названных выше исполнителя, или то, что звучит на официальных к случаю или к празднику концертах на солидных площадках и тиражируется на главных каналах ТВ? Где, заметим, также работают настоящие профессионала, и еще какие, в чем не стоит даже сомневаться. Потому и когнитивный почти диссонанс, при том все-таки, что его нет и не может быть по определению. Так рокерство преобразилось в эпатаж, а эстрада – в продюсерские изыски по продвижению пустышек. Так было и прежде, но сейчас достигло такого уровня и масштаба, что одной интеллигентской критикой, недовольством тут не обойдешься, тем более, что подобные «шедевры» лезут отовсюду. И с ними невозможно ничего сделать. Или, что вернее, не хотят ничего делать, поскольку лучше такое слушать, чем с плакатами ходить на улицу. Так что, очевидна и тактика, и стратегия в том, что называется теперь массовым искусством, которое тоже курируют профессионалы своего дела.
Илья Абель
Комментариев нет:
Отправить комментарий