С прошедшим праздником, веселым и
кошерным! Заодно и с юбилеем независимого Израиля! О том, как его отме- тили в России, поговорим в следующем
номере. А пока – о прошедшем Песахе.
История Исхода полна удивительных
аллюзий с последующими событиями
еврейской истории. Это же символич- но, что праздник возрождения еврей- ского государства следует за праздни- ком освобождения сынов Израилевых
из египетского плена. И вот еще инте- ресное совпадение – случайное ли?
Израиль вдвое старше АСКО
35 лет назад, 29 марта 1983 г., за несколь- ко часов до начала первого пасхального
седера решением Секретариата ЦК
КПСС на основании предложения
Отдела пропаганды и агитации ЦК
КПСС и КГБ СССР был создан Анти- сионистский комитет советской обще- ственности (АСКО). Были утверждены
штаты и оклады работников, проект
постановления Совмина СССР о ма- териально-техническом обеспечении
комитета, включая средства спецсвязи,
транспорт, прикрепление руководите- лей АСКО к поликлинике 4-го управ- ления Минздрава и столовой лечебного
питания. Также было поручено под- готовить обращение инициативной
группы советских граждан. Собрание
«советских граждан еврейской нацио- нальности» состоялось вскоре, почти
в 35-й День независимости Израиля. В
числе граждан были очень достойные
и талантливые люди – дважды Герой
Советского Союза генерал-полковник
Давид Драгунский, автор «Катюши»
композитор Матвей Блантер, созда- тель «Семнадцати мгновений весны»
кинорежиссер Тамара Лиознова… Это
были люди, сохранившие сильное и
аутентичное еврейское самосознание
(многие из них хорошо говорили на
идише) и при этом во многом опреде- лившие культурный облик страны, где
прожили свою жизнь. Если вдумать- ся, выбор еврея не быть сионистом и
жить сегодня вне Израиля – такой же
признак внутренней свободы, как и
выбор быть сионистом и вернуться на
историческую родину. Но в те годы
участие в созданной сверху еврейской
организации означало не что иное, как
участие в обреченной на неудачу пого- не фараона за смельчаками, поведшими
народ по дну расступившегося Черм- ного моря. И кстати, попытки генерала
Драгунского создать сеть республи- канских и областных «антисионист- ских комитетов» не были поддержаны
«фараоном», заподозрившим, что от
«антисионизма» до «сионизма» в его
фараоновском понимании – не так уж
далеко.
И еще – с юбилеем!
А ведь не вспомнился бы этот полуюби- лей бесславно канувшего в Лету АКСО,
если бы не юбилей Элины Авраамовны
Быстрицкой – актрисы, по праву счи- тавшейся эталоном женской красоты
на советском экране, украсившей 35 лет
назад президиум того самого собрания
«советских граждан», транслировав- шегося по Центральному телевидению.
Помню, какое сильное впечатление
произвела на евреев старшего поколе- ния картина президиума в Колонном
зале Дома Союзов, заполненного людь- ми, которыми втайне гордились и ко- торые вдруг вслух говорили о том, что
они евреи, хоть и требуют к ответу из- раильскую военщину. Правда, не все
говорили так много и красноречиво,
как Быстрицкая. Аркадий Райкин, на- пример, что-то мямлил, уставив глаза в
стол, словно за Станиславским пытался
сказать: «Не верю» (впоследствии в
списке членов АКСО Райкина не ока- залось). А Элина Авраамовна до сих пор
появляется то среди подписывающих
какое-нибудь письмо вместе с Иосифом
Давыдовичем, то на сцене. На YouTube
есть ролик с прошлогодней записью, на
котором она удивительно чисто для ее
возраста поет «Где же вы теперь, дру- зья-однополчане?». В искусстве Элина
Авраамовна не фальшивила.
То ли из Египта, то ли из шкафа
Новость прошлогодняя, но в пасхаль- ную неделю, когда принято рассказы- вать о выходе из Египта, она особо живо
разошлась по Сети из публикации
Лины Торпусман (подробнее о ней – в
«ЕП», 2017, № 8), рассказавшей об од- ном coming out – «выходе из шкафа»
(правда, не в том смысле, как это приня- то понимать). Вот что она пишет: «Мы
дожили до ответа на свои сомнения и
догадки. До ясного ответа, исходящего
от самого объекта нашего старинного
подозрения… – небезызвестный Евге- ний Сатановский, видный бизнесмен,
президент Института Ближнего Вос- тока, бывший президент Российского
еврейского конгресса (РЕК) и, по его
личной оценке, выдающийся еврей- ский подпольщик, борец с режимом,
прилюдно, как на духу, признался в
давней, с 1982 г., работе на КГБ». Лина
Торпусман напомнила о том, как ев- рейский деятель и российский пропа- гандист, выступая в качестве эксперта
в Совете Федерации, допустил резкий
выпад в адрес мусульман Дагестана,
а в ответ на возражение сенатора от
республики заявил: «Я с этой темой
работаю с 1982 г. Организация, в кото- рой, так уж получилось, я работал с этой
темой, тогда называлась Комитет госу- дарственной безопасности Советского
Союза. И командовал ею Юрий Вла- димирович Андропов…» Тут надо за- метить, что в 1982 г. Андропов ушел из
КГБ на повышение – на пост секретаря
ЦК КПСС вместо умершего М. А. Сус- лова. Интересно, что этот сдвиг в вер- хушке партийного руководства совпал
не только с появлением в КГБ Евгения
Сатановского, но и с появлением в пу- бличном пространстве вышеупомяну- того АКСО. Когда-нибудь архивы от- кроются, и, как писал поэт, «о сколько
нам открытий чудных готовит просве- щенья дух»!
После 40 лет блужданий
Еще одна вовремя подоспевшая новость
о том, что рано или поздно еврей прихо- дит в Землю Израиля. Харви Кейтель,
Лиор Ашкенази («Фокстрот») и Марк
Иванир («Список Шиндлера») полу- чили главные роли в первом англоязыч- ном фильме знаменитого российского
режиссера Павла Лунгина «Эсав» –
экранизации одноименного романа
израильского писателя Меира Шале- ва. В съемках также примут участие
Юлия Пересильд, Ксения Раппопорт и
Шира Хаас. Сюжет является современ- ным пересказом библейской истории
о братьях-близнецах Исаве и Иакове.
Лунгин не раз обращался к еврейской
теме, она проходит красной нитью че- рез такие его ленты, как «Такси-блюз»,
«Луна-парк», «Олигарх», «Бедные
родственники». Но еврейство в этих
картинах не связано со стремлением к
неким духовным высотам. Более того,
духовные искания в фильмах послед- него времени («Остров», например)
связаны с тематикой православной,
а в фильме «Дирижер» исполнение
«Страстей по Матфею» митрополи- та Иллариона (Алфеева) происходит
на фоне какой-то совсем бездуховной
и унылой израильской суеты. Однако
в последние годы Лунгин все больше
проявлял интерес к духовным аспектам
еврейской жизни – даже пек мацу вме- сте с президентом РЕК Юрием Канне- ром. Интересно, куда все же приведут
режиссера 40 лет блужданий по кине- матографической пустыне? Увидим – в
будущем году.
Вот ты смеешься…
1 апреля кемеровский губернатор
Аман Тулеев совсем, казалось бы, не в
шутку после трагического пожара объ- явил о своей отставке. Тут же извест- ный израильский блогер и острослов
Шауль Резник язвительно поинтересо- вался в Facebook: собирается ли Путин
повесить на дереве Амана Тулеева и его
сыновей? На эту запись отреагировал
раввин Самары Ниссон Руппо. «Вот
ты смеешься, – написал он в коммен- тарии, – а около 20 лет назад были ко- робочки для мишлоах манот (подарки
с угощением на пурим. – В. Ш.), там
был нарисован лабиринт и написано:
„Найди и уничтожь злого Амана“, и это
попало в общины Кемерово и Новокуз- нецка, прокуратура там потом этим за- нималась. Там теперь в Пурим только
Гомон». То есть во избежание нежела- тельных аллюзий имя пуримского зло- дея-царедворца кузбасские евреи про- износили на ашкеназский манер.
И о Путине
Владимир Путин российских евре- ев с праздником свободы поздравить
не забыл, но раввинов Берла Лазара и
Александра Бороду в Кремль не вызы- вал. Однако же какая пасха без еврея
с бородой? По Сети гуляет фотогра- фия давнего объекта наших обзоров –
церковного старосты и театрального
деятеля, стоящего у самого алтаря
перед началом пасхальной всенощной
во храме Христа Спасителя. Подпись
гласит: «Кехман вчера в ожидании
Путина. Подловил президента в алта- ре. Хитрый еврей!»
Виктор ШАПИРО
Виктор ШАПИРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий