Как это делалось в Одессе»: в роли Бени Крика – Евгений Цыганов
Проект «Линия жизни. Израиль» представляет спектакль «Как это делалось в Одессе» по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Премьера
спектакля состоялась в июне 2017 года в лондонском
театре The Tabernacle – при содействии лектория Arbuzz Project и фонда «Генезис». Единственное представление в
Тель-Авиве – 6 июля, в центре Сузан Далаль.
«Одесская» проза Бабеля – это, в сущности, поэзия. Поэзия пышных застолий и кровавых разборок,
артистического шантажа и страстной любви. Благородные бандиты и живописные
лавочники, красные и белые, традиционные устои и ветры революции,
евреи и остальные граждане…
Спектакль «Как это делалось в Одессе» создан двумя актерами - Евгением Цыгановым и Дмитрием Высоцким, а их
партнерами по сцене выступают композитор и музыкант Михаил Химаков и Дина
Бердникова – актриса и основатель проекта Arbuzz.
«Как это делалось в Одессе» – не
просто спектакль. В нем воссоздана атмосфера дореволюционной Одессы - через декорации, мастерство актеров, благодаря оригинальной игре света и тени, показом фотографий того
времени, проецируемых на большой экран. Особое место в этой необычной
постановке принадлежит музыке, которая становится полноправным партнером: так,
минуту назад игравший контрабас превращается в труп человека, убитого при
очередном налете, а король одесских налетчиков Беня Крик исполняет под гитару знаменитую
песню тех времен «Лимончики». Напомним, что «Одесские рассказы» повествуют о банде
налетчиков, живших в еврейском районе Молдаванка, где родился и вырос сам
автор. Их главарь Беня Крик, прототипом которого, по мнению историков, стал
Мишка Япончик – противоречивый и трогательный образ, ловкач и романтик кровавых
времен, который пользуется и сегодня огромной любовью читателей.
Однако, куда более сильное впечатление на советскую власть произвел другой
сборник Бабеля, «Конармия», откровенно противоречивший революционной пропаганде того времени и
героическим мифам о всадниках революции. В числе врагов писателя оказался один
из главных советских военачальников - маршал Семен Буденный, который в статье «Бабизм
Бабеля», опубликованной журналом «Красная новь», назвал его «дегенератом от литературы».
Конец писателя был куда более трагичен, чем у его героев: в 1939-м году
Бабеля арестовали, обвинили в шпионаже, жестоко пытали и вынудили признать нелепые
обвинения. Его приговорили к высшей мере наказания, и расстрельный список, где фигурировало
имя Бабеля, подписал лично Сталин.
Прах писателя покоится в общей могиле на Донском кладбище, а литературное наследие
репрессированного разделило его судьбу: с 1939-го по 1955-е годы имя Бабеля
было изъято из советской литературы, и реабилитировано лишь в период оттепели –
благодаря усилиям Константина Паустовского. В 1957-м году вышел в свет его
сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля
одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы.
Тексты этого сборника, тем не менее, были подвергнуты жесткой цензуре, и лишь
когда советская эпоха ушла в прошлое, массовый читатель смог в полной мере
оценить уникальную, яркую и живописную прозу Бабеля.
«Дима Высоцкий из Театра на Таганке - прекрасный актер, и это было
великое счастье, что он загорелся нашей идеей. Изначально мы говорили о читке на двоих, но затем Дима
привел своего давнего друга Женю Цыганова и музыканта Мишу Химакова, а также сценического
художника Сашу Дашевскую, с которой они вместе работают в театре «Мастерская
Петра Фоменко» – и у нас
получился настоящий музыкальный спектакль: Женя играет на гитаре, Дима – на флейте и на трубе, я –
на бубне, а Химаков на контрабасе. Сейчас этот спектакль подрос, окреп, в чем-то
переоформился, в чем-то полностью изменился, а в чем-то
остался ровно таким же, но с более глубокими нотками», - рассказывает живущая
в Лондоне Дина
Бердникова.
Звезда этого проекта - Евгений Цыганов, которого называют самым загадочным
и демоническим актером российского театра и кино. Евгений Цыганов родился в
семье научных работников, рос вполне обычным ребенком и посещал музыкальную
школу по классу фортепиано – без всякого, как он не раз отмечал, удовольствия. Но
в мире нет случайностей – именно там его заметил некий режиссер и решил
попробовать мальчика в спектакле. Так, в девять лет Евгений оказался в театре
на Таганке, где проработал четыре года, играя во всех спектаклях, где были
детские роли. В 1996 году юноша, имеющий за плечами серьезный сценический опыт,
поступил в училище имени Щукина и по окончании был принят в труппу московского
театра «Мастерская Петра Фоменко» – «не приходя в сознание», как шутит сегодня Цыганов.
Первый раз на съемочной площадке Цыганов оказался с подачи известного
режиссера Юрия Грымова, который доверил 22-летнему дебютанту роль в фильме «Коллекционер».
Следующей работой стала роль в картине «Займемся любовью», за которую Цыганов
получил свою первую премию на «Кинотавре», а за ней последовали картины «Космос
как предчувствие», «Питер FM», «Оттепель», «Битва за Севастополь».
Телезрителям Цыганов известен по сериалу «Дети Арбата», где его партнершей была
блистательная Чулпан Хаматова.
В 2015-2016 гг. Евгений
Цыганов участвует в благотворительном спектакле «Прикасаемые» с участием
слепоглухих и зрячеслышащих актеров.
В 2010-м году в рамках проекта
телеканала «Звезда» «9 мая. Личное отношение» как кинорежиссер снял новеллу
«Случайный вальс».
В 2014-м году Евгений
Цыганов впервые выступил в качестве театрального режиссера, поставив
спектакль «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной в театре «Мастерская
Петра Фоменко», где также сыграл одну из ролей и выступил в качестве музыканта.
С 1993-го года по 1997-й год играл в рок-группе «А. S.», а затем
Евгений Цыганов с приятелем создали новую группу «Гренки»,
которая активно выступала в музыкальных клубах, выпустила один альбом и распалась к 2004 году. Сегодня
вместе с музыкантами Андреем Муравкиным и Михаилом
Химаковым играет альтернативный рок в группе «Пока прёт».
Спектакль «Как это делалось в Одессе».
Тель-Авив, пятница, 6 июля 2018 года, Центр Сузан Далаль, начало в 20:30
Комментариев нет:
Отправить комментарий