Ш. и Г. Бродские
Уроки Мегилат Эстер
1. Единство
Подарки бедным - наиболее объективный символ национального единства. В праздник все должны радоваться, и для человека естественно послать подарок своим близким и друзьям. А как же те, у кого нет друзей и близких? У кого нет средств даже на скромную праздничную трапезу? Сказали мудрецы того поколения: каждый еврей, и мужчина, и женщина, должен послать денежный подарок двум беднякам. В этот день все евреи должны ощущать себя членами одной дружной и заботливой семьи. И может быть, настанет время, когда это ощущение не исчезнет после праздника...
2. Глупость в статусе государственной политики
То, что Ахашверош потребовал от царицы Вашти - продемонстрировать себя толпе пьяных мужиков - даже по нашим меркам воспринимается как неприличие. Как же это должно было восприниматься в те времена, да еще на Востоке? Совершенно очевидно, что ни одна уважающая себя царица, даже если бы она не была внучкой Невухаднецара, не выполнила бы подобный "приказ", да и сам царь, протрезвев, усовестился бы своего пьяного распоряжения и постарался бы предать дело забвению. Но недаром говорили наши мудрецы, что Ахашверош был нуворишем на троне. Как любой правитель, который не чувствует за собой объективного права на власть, Ахашверош панически боялся выглядеть глупым или недостойным трона в глазах "общественности". Чтобы реабилитировать себя, ему нужно обвинить Вашти, но в чем? В том, что она не слушается мужа? Это поставит его в еще более смешное положение. И тут на помощь приходит Мемухан (букв.: "Всегда готовый"). Такой "мемухан" обязательно найдется при любом правителе. Мемухан предлагает представить поступок Вашти... как государственное преступление. "Царица Вашти совершила преступление не только против царя, но и против всех министров, и всех народов империи!" - вещает Мемухан, развивая далее целую теорию. Царь в восторге, министры в восхищении. Так бедняга Вашти, которая всего-то защищала доступным ей способом свое личное достоинство, отправляется под пожизненный "административный арест" в качестве государственной преступницы и социально опасного элемента. А царь? Царь идет пить дальше - до следующей августейшей глупости...
3. Евреи - кому они нужны?
Осталось только понять, как то, что народ "разобщен и разбросан", связано с тем, что "нет смысла оставлять их в живых". Если бы евреи были едины, жили вместе и у них были бы авторитетные руководители, то было бы гораздо легче добиться соблюдения ими "царских законов". Достаточно было бы того, что эти руководители сделали бы эти "царские законы" основой своей политики. А так, что же - к каждому еврею полицейского приставлять?
4. О важности занятия политикой
Может быть, именно поэтому Мордехай хотел, чтобы евреи сами себя защищали, а не обращались за помощью к царской армии: нельзя лишать людей возможности выполнить такую важную заповедь.
Свет меноры , 3.03.2004
Комментариев нет:
Отправить комментарий