“Кахоль вэ-лаван, зэ цэва шели” – “синий и белый, это мой цвет”, – так поётся в лирической песне, известной каждому израильтянину. Слова ее, незамысловатые, по-детски простые, понятные каждому, с особой силой эмоционального восприятия звучат в эти дни, когда празднуется 61-я годовщина провозглашения государственной независимости Израиля и вся страна пестрит флагами цвета небес, разными по своим размерам – от впечатляюще больших до самых маленьких, прикрепляемых изнутри к ветровым стеклам автомобилей.
“Кахоль вэ-лаван, зэ цэва шели (“синий и белый, это мой цвет”), “Кахоль вэ-лаван, цивъэй адмати (синий и белый – цвета моей земли), “Кахоль вэ-лаван, кахоль вэ-лаван – зэ цэва шели коль йомай лэ-олам (синий и белый, синий и белый – это мой цвет – все мои дни, навсегда), кахоль вэ-лаван – кмо шир, кмо халом (синий и белый – как песня, как мечта), кахоль вэ-лаван – тиква лэ-шалом (синий и белый – надежда на мир)”… Далеко не всем известно, что музыкально-поэтическое произведение это создавал Исраэль Рашель, человек, появившийся на свет в тот самый исторический день – рождения еврейского государства, и посвятил он песню советским евреям, которые вели в 70-х – 80-х годах прошлого века борьбу за право на репатриацию в Израиль. А позднее Исраэль Рашель стал посланником Еврейского агентства “Сохнут” в Одессе, лично занявшись организацией выезда репатриантов на историческую родину.
Что же касается воспетого израильского знамени, то у него – своя история. Флаг Государства Израиль окрашен в белый цвет, по краям которого проходят две горизонтальные синие полосы. Белый цвет флага символизирует непорочность и чистоту сионистских идеалов, а синие полосы обозначают небо Земли Обетованной. В центре флага расположена шестиконечная звезда – Маген Давид. Согласно древнееврейским источникам, легендарный царь Давид имел свою печать, которая состояла из двух равносторонних треугольников. Один из них призван был обозначать огонь V (перевернутая), второй – воду V. Печать Давида, как надо понимать, являлась комбинацией двух треугольников, направленных остриями вверх и вниз. Вместе с этим, по иудейским воззрениям, слова “огонь” и “вода” в своем созвучии эквивалентны слову “небо”, которое, в свою очередь, выступало эквивалентом слова “Б-г”. Таким образом, пентаграмма на флаге выступает не только символом огня и воды, но и бескрайней выси, и Творца Вселенной. По мнению комментаторов, белая лилия, которая состоит из шести лепестков в виде Маген Давида, и есть тот цветок, символизирующий народ Книги, о котором говорит знаменитая “Песнь Песней”:
“Я – нарцисс Шарона, лилия долин!
Как между тернами лилия, так подруга моя между дев”.
Израильский исследователь Ури Офир полагает, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой Менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок. Ури Офир считает, что это была именно белая лилия (Lilium candidum), которую по форме удивительно напоминает Маген Давид. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священнослужитель зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида. Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Этим, по мнению историка, объясняется древность и значение Маген Давида. “Щит Давида”, как принято называть этот знак, в качестве символа приверженности иудейской вере, впервые встречается в 1354-ом году, когда еврейская община Праги получила право на собственный флаг, на котором была изображена шестиконечная звезда. В XV веке этот символ использовался как торговая марка еврейских печатников Праги и Амстердама. Позже его можно было встретить в еврейских общинах крупнейших городов Европы. Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул в 1817-ом году, включило шестиконечную звезду в фамильный герб.
Выдающийся немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг в своём главном философском труде “Звезда спасения” (1921 г.), предложил собственное трактование Маген Давида. Он рассматривает его, как символическое выражение отношений между Б-гом, человеком и мирозданием. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных понятия, рассматриваемых философией: Б-г, Человек и Мироздание. Другой отражает позицию иудаизма по отношению к этим понятиям и их соотношению между собой – Творение (между Б-гом и Мирозданием), Откровение (между Б-гом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует “Звезду спасения”.
Сочетание цветов и фигур на современном флаге напоминает о том, что Государство Израиль – это возрожденный на земле праотцев еврейский очаг. Стоит отметить: знак, состоящий из переплетённых равносторонних треугольников, был известен у ряда народов в древние и более поздние времена, о чем немало написано, но далеко не все объяснено. Скажем, до сих пор загадкой является его изображение на могильных плитах у испанских басков, которые исповедуют христианскую религию.
Полотнище израильского знамени повторяет традиционную расцветку еврейской молельной накидки – талеса (на иврите – талит). На вопрос о том, кому конкретно принадлежала идея сложить два этих элемента воедино – талес и Звезду Давида, нет точного ответа, но доподлинно известно, что прообраз нынешнего израильского флага был изготовлен к третьей годовщине поселения Ришон Ле-Цион, основанного в 1882 году группой из десяти репатриантов из Украины, возглавляемых Залманом Давидом Левонтином, которая приобрела 835 акров (3,4 кв.км) земли к юго-востоку от современного Тель-Авива, недалеко от арабской деревни Аин Кара. Подобный флаг был принят на Первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 году в качестве знамени набиравшего силу политического движения – сионизма, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине – в Эрец-Исраэль. А в мрачный период прихода к власти в Германии национал-социалистов и последовавшей Катастрофы восточно-европейского еврейства, во многих городах и странах фашистские власти использовали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака евреев. Эта эмблема отделяла еврейское население от местного нееврейского, и служила унизительным клеймом. Вот как поется об этом в песне, завоевавшей широкую популярность в исполнении звезды еврейской эстрады из Лос-Анджелеса Светланы Портнянской (к слову, песня эта, о чем, к сожалению, известно лишь немногим, переведена на иврит и на идиш и звучит на этих языках):
“Звезда Давида, твои два цвета, –
Как две приметы одной судьбы:
Ты желтым цветом светила в гетто,
Ты над Израилем сияешь голубым”.
Уместно напомнить: один из проектов, в котором с успехом участвовала упомянутая талантливая исполнительница, как раз и назывался: “Мы – звезды Давида”…
…Флагом подмандатной Палестины служило полотнище, верхняя половина которого была синей, а нижняя – белой, в центре же как раз и располагалась библейская звезда Давида, а спустя несколько дней после того, как сионистская мечта о возрождении еврейской государственности на Земле Обетованной превратилась в реальность, возник вопрос: может ли и должен ли флаг сионистской организации использоваться в качестве знамени новообразованного государства, или надо его менять. Но дискуссия, возникшая по этому поводу, длилась не долго: современный флаг был утвержден по решению Высшего государственного совета от 26 октября 1948 года, то есть уже через несколько месяцев после того, как Давид Бен-Гурион на судьбоносном заседании руководства еврейского ишува 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по иудейскому летосчислению) зачитал Декларацию Независимости Израиля. В 1997-м году была принята поправка к закону “Флаг и символ”, обязывающая (чего не предписывалось прежде), вывешивать государственный флаг Израиля на фронтальной части зданий образовательных учреждений, так, как это принято во многих других странах мира. А к празднованию 60-летнего юбилея Государства Израиль в страну прибыл бело-голубой флаг, аналога которому нет и не было ранее – составивший 660 метров в длину и 100 метров в ширину, весом в 5,2 тонны, он был замерен представителями Книги Гиннеса на предмет регистрации его в качестве рекордного по размерам. Предпринимательница и последовательница евангелистской христианской церкви Галиндез-Гупана с Филиппин приняла решение спонсировать изготовление огромного знамени, выражая, тем самым, степень свой любви к Израилю и к израильтянам, а также делая такой вот подарок к 50-летию установления дипломатических отношений между Филиппинами и Государством Израиль.
В добавление ко всему сказанному: суда израильского торгового флота плавают под синим флагом с белым овалом, в центре которого изображена все та же “Звезда Давида”. На боевых кораблях Военно-Морского Флота Израиля тоже реет флаг – синий стяг и такого же цвета Маген-Давид, изображенный в белом равностороннем треугольнике, расположенном в левой части флага.
На этом рассказ на затронутую нами тему можно было бы, в принципе, и завершить, если бы ни еще одно очень важное обстоятельство. В канун праздника Независимости в Израиле, по традиции, отмечается День поминовения солдат, павших во всех израильских войнах и жертв арабского террора. Торжественно-траурные церемонии проводятся по всей стране. В военных лагерях, школах, синагогах, общественных местах, а также во многих домах зажигаются поминальные свечи. В День памяти и в предшествующую ему субботу в синагогах читаются предписанные Верховным раввинатом молитвы. Ветераны самообороны и ЦАХАЛа несут почетный караул у памятников бойцам-героям на фоне государственных флагов Израиля. Право жить свободными и быть счастливыми на земле предков оплачено непомерно высокой ценой – молодых жизней. Вот и минувшая антитеррористическая операция “Литой свинец” в секторе Газы пополнила список погибших сыновей еврейского народа новыми именами. Увы, беда приходит и в мирные дни, ибо с фактом существования еврейского государства недруги не смирились и, стало быть, борьба за независимость для израильтян, по большому счету, еще не завершена. Личное мнение автора этой публикации, в данной связи, таково: традиционную и известную во всем мире расцветку израильского государственного флага, быть может, стоило бы изменить, превратив полотнище из двухцветного в трехцветное:
Не война, но нет и дня без боя,
Даже и не снится нам покой…
Я бы знамя бело-голубое
Алой бы дополнил полосой.
Яркий этот цвет не будет внове:
Целят в нас открыто и тайком,
И навеки братья мы по крови,
Нашей крови, пролитой врагом.
Павших вспоминаем поименно
И храним живую их мечту.
Пусть же обозначат и знамена
Видимую красную черту.
Там, за нею, родины просторы
И времен связующая нить,
И любовь, и вера, от которой
Только в небо можно отступить.
“Кахоль вэ-лаван, зэ цэва шели (“синий и белый, это мой цвет”), “Кахоль вэ-лаван, цивъэй адмати (синий и белый – цвета моей земли), “Кахоль вэ-лаван, кахоль вэ-лаван – зэ цэва шели коль йомай лэ-олам (синий и белый, синий и белый – это мой цвет – все мои дни, навсегда), кахоль вэ-лаван – кмо шир, кмо халом (синий и белый – как песня, как мечта), кахоль вэ-лаван – тиква лэ-шалом (синий и белый – надежда на мир)”… Далеко не всем известно, что музыкально-поэтическое произведение это создавал Исраэль Рашель, человек, появившийся на свет в тот самый исторический день – рождения еврейского государства, и посвятил он песню советским евреям, которые вели в 70-х – 80-х годах прошлого века борьбу за право на репатриацию в Израиль. А позднее Исраэль Рашель стал посланником Еврейского агентства “Сохнут” в Одессе, лично занявшись организацией выезда репатриантов на историческую родину.
Что же касается воспетого израильского знамени, то у него – своя история. Флаг Государства Израиль окрашен в белый цвет, по краям которого проходят две горизонтальные синие полосы. Белый цвет флага символизирует непорочность и чистоту сионистских идеалов, а синие полосы обозначают небо Земли Обетованной. В центре флага расположена шестиконечная звезда – Маген Давид. Согласно древнееврейским источникам, легендарный царь Давид имел свою печать, которая состояла из двух равносторонних треугольников. Один из них призван был обозначать огонь V (перевернутая), второй – воду V. Печать Давида, как надо понимать, являлась комбинацией двух треугольников, направленных остриями вверх и вниз. Вместе с этим, по иудейским воззрениям, слова “огонь” и “вода” в своем созвучии эквивалентны слову “небо”, которое, в свою очередь, выступало эквивалентом слова “Б-г”. Таким образом, пентаграмма на флаге выступает не только символом огня и воды, но и бескрайней выси, и Творца Вселенной. По мнению комментаторов, белая лилия, которая состоит из шести лепестков в виде Маген Давида, и есть тот цветок, символизирующий народ Книги, о котором говорит знаменитая “Песнь Песней”:
“Я – нарцисс Шарона, лилия долин!
Как между тернами лилия, так подруга моя между дев”.
Израильский исследователь Ури Офир полагает, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой Менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок. Ури Офир считает, что это была именно белая лилия (Lilium candidum), которую по форме удивительно напоминает Маген Давид. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священнослужитель зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида. Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Этим, по мнению историка, объясняется древность и значение Маген Давида. “Щит Давида”, как принято называть этот знак, в качестве символа приверженности иудейской вере, впервые встречается в 1354-ом году, когда еврейская община Праги получила право на собственный флаг, на котором была изображена шестиконечная звезда. В XV веке этот символ использовался как торговая марка еврейских печатников Праги и Амстердама. Позже его можно было встретить в еврейских общинах крупнейших городов Европы. Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул в 1817-ом году, включило шестиконечную звезду в фамильный герб.
Выдающийся немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг в своём главном философском труде “Звезда спасения” (1921 г.), предложил собственное трактование Маген Давида. Он рассматривает его, как символическое выражение отношений между Б-гом, человеком и мирозданием. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных понятия, рассматриваемых философией: Б-г, Человек и Мироздание. Другой отражает позицию иудаизма по отношению к этим понятиям и их соотношению между собой – Творение (между Б-гом и Мирозданием), Откровение (между Б-гом и Человеком) и Избавление (между Человеком и Мирозданием). Наложение этих треугольников друг на друга и образует “Звезду спасения”.
Сочетание цветов и фигур на современном флаге напоминает о том, что Государство Израиль – это возрожденный на земле праотцев еврейский очаг. Стоит отметить: знак, состоящий из переплетённых равносторонних треугольников, был известен у ряда народов в древние и более поздние времена, о чем немало написано, но далеко не все объяснено. Скажем, до сих пор загадкой является его изображение на могильных плитах у испанских басков, которые исповедуют христианскую религию.
Полотнище израильского знамени повторяет традиционную расцветку еврейской молельной накидки – талеса (на иврите – талит). На вопрос о том, кому конкретно принадлежала идея сложить два этих элемента воедино – талес и Звезду Давида, нет точного ответа, но доподлинно известно, что прообраз нынешнего израильского флага был изготовлен к третьей годовщине поселения Ришон Ле-Цион, основанного в 1882 году группой из десяти репатриантов из Украины, возглавляемых Залманом Давидом Левонтином, которая приобрела 835 акров (3,4 кв.км) земли к юго-востоку от современного Тель-Авива, недалеко от арабской деревни Аин Кара. Подобный флаг был принят на Первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 году в качестве знамени набиравшего силу политического движения – сионизма, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине – в Эрец-Исраэль. А в мрачный период прихода к власти в Германии национал-социалистов и последовавшей Катастрофы восточно-европейского еврейства, во многих городах и странах фашистские власти использовали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака евреев. Эта эмблема отделяла еврейское население от местного нееврейского, и служила унизительным клеймом. Вот как поется об этом в песне, завоевавшей широкую популярность в исполнении звезды еврейской эстрады из Лос-Анджелеса Светланы Портнянской (к слову, песня эта, о чем, к сожалению, известно лишь немногим, переведена на иврит и на идиш и звучит на этих языках):
“Звезда Давида, твои два цвета, –
Как две приметы одной судьбы:
Ты желтым цветом светила в гетто,
Ты над Израилем сияешь голубым”.
Уместно напомнить: один из проектов, в котором с успехом участвовала упомянутая талантливая исполнительница, как раз и назывался: “Мы – звезды Давида”…
…Флагом подмандатной Палестины служило полотнище, верхняя половина которого была синей, а нижняя – белой, в центре же как раз и располагалась библейская звезда Давида, а спустя несколько дней после того, как сионистская мечта о возрождении еврейской государственности на Земле Обетованной превратилась в реальность, возник вопрос: может ли и должен ли флаг сионистской организации использоваться в качестве знамени новообразованного государства, или надо его менять. Но дискуссия, возникшая по этому поводу, длилась не долго: современный флаг был утвержден по решению Высшего государственного совета от 26 октября 1948 года, то есть уже через несколько месяцев после того, как Давид Бен-Гурион на судьбоносном заседании руководства еврейского ишува 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по иудейскому летосчислению) зачитал Декларацию Независимости Израиля. В 1997-м году была принята поправка к закону “Флаг и символ”, обязывающая (чего не предписывалось прежде), вывешивать государственный флаг Израиля на фронтальной части зданий образовательных учреждений, так, как это принято во многих других странах мира. А к празднованию 60-летнего юбилея Государства Израиль в страну прибыл бело-голубой флаг, аналога которому нет и не было ранее – составивший 660 метров в длину и 100 метров в ширину, весом в 5,2 тонны, он был замерен представителями Книги Гиннеса на предмет регистрации его в качестве рекордного по размерам. Предпринимательница и последовательница евангелистской христианской церкви Галиндез-Гупана с Филиппин приняла решение спонсировать изготовление огромного знамени, выражая, тем самым, степень свой любви к Израилю и к израильтянам, а также делая такой вот подарок к 50-летию установления дипломатических отношений между Филиппинами и Государством Израиль.
В добавление ко всему сказанному: суда израильского торгового флота плавают под синим флагом с белым овалом, в центре которого изображена все та же “Звезда Давида”. На боевых кораблях Военно-Морского Флота Израиля тоже реет флаг – синий стяг и такого же цвета Маген-Давид, изображенный в белом равностороннем треугольнике, расположенном в левой части флага.
На этом рассказ на затронутую нами тему можно было бы, в принципе, и завершить, если бы ни еще одно очень важное обстоятельство. В канун праздника Независимости в Израиле, по традиции, отмечается День поминовения солдат, павших во всех израильских войнах и жертв арабского террора. Торжественно-траурные церемонии проводятся по всей стране. В военных лагерях, школах, синагогах, общественных местах, а также во многих домах зажигаются поминальные свечи. В День памяти и в предшествующую ему субботу в синагогах читаются предписанные Верховным раввинатом молитвы. Ветераны самообороны и ЦАХАЛа несут почетный караул у памятников бойцам-героям на фоне государственных флагов Израиля. Право жить свободными и быть счастливыми на земле предков оплачено непомерно высокой ценой – молодых жизней. Вот и минувшая антитеррористическая операция “Литой свинец” в секторе Газы пополнила список погибших сыновей еврейского народа новыми именами. Увы, беда приходит и в мирные дни, ибо с фактом существования еврейского государства недруги не смирились и, стало быть, борьба за независимость для израильтян, по большому счету, еще не завершена. Личное мнение автора этой публикации, в данной связи, таково: традиционную и известную во всем мире расцветку израильского государственного флага, быть может, стоило бы изменить, превратив полотнище из двухцветного в трехцветное:
Не война, но нет и дня без боя,
Даже и не снится нам покой…
Я бы знамя бело-голубое
Алой бы дополнил полосой.
Яркий этот цвет не будет внове:
Целят в нас открыто и тайком,
И навеки братья мы по крови,
Нашей крови, пролитой врагом.
Павших вспоминаем поименно
И храним живую их мечту.
Пусть же обозначат и знамена
Видимую красную черту.
Там, за нею, родины просторы
И времен связующая нить,
И любовь, и вера, от которой
Только в небо можно отступить.
Источник: kackad.com
Автор: Фредди Бен Натан
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий