Мария Магдалина, золотое сечение, угорь с апельсинами и музыкальная гармония — ищем на знаменитой фреске вместе с Россом Кингом, автором книги «Леонардо да Винчи и „Тайная вечеря“». А также выясняем, почему Генри Джеймс назвал фреску да Винчи «трудолюбивым калекой» и, в конце концов, что там насчет теории Дэна Брауна?
Гадать о смыслах и символах, заложенных да Винчи в его многострадальное произведение, не брался, наверное, только ленивый. Ученые, искусствоведы, любители теорий заговоров и живописи многие столетия ломают копья по поводу того,что именно и зачем написал художник на одной из стен трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане. На всемирной любви к загадке «Тайной вечери» заработан не один миллион долларов. Чего только стоит пресловутый«Код да Винчи» Дэна Брауна (не говоря уже об экранизации бестселлера). Написанная канадцем Россом Кингом книга«Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря» шума наделала несравнимо меньше. А зря: достоверной информации и занимательных фактов о творении Леонардо в ней куда больше, чем в романе американца. «Артхив» выбрал наиболее интересные из них.
Канадский писатель Росс Кинг (Ross King,р. 1962), живущий сейчас в Великобритании, сделал имя на книгах,объясняющих отдельные шедевры или события в истории искусства. В его библиографии — издания о флорентийской живописи,о Микеланджело, расписывающем потолок Сикстинской капеллы,о рождении импрессионизма.
Цветная революция да Винчи
Специфика нанесения красок на свежую штукатурку при создании фресок связывала художников по рукам. Они могли использовать лишь те пигменты, что выдерживали влияние известковой штукатурки. И это были не самые яркие оттенки — например, умбры или охры. Леонардо не желал мириться с ограничениями, ему во что бы то ни стало хотелось добиться яркости, которую давали минеральные пигменты, не способные противостоять извести: ультрамарин, азурит и киноварь.Эксперименты с составом красок для «Тайной вечери», по сути, стали началом конца настенной росписи да Винчи. Но это широко известный факт (о том, как фреска стала разрушаться еще при жизни Леонардо читайте в аннотации).
Любопытнее то, что в поисках способа сделать цвета максимально яркими художнику удалось открыть закон дополнительных цветов. За несколько столетий до того, как в 1839 году француз Мишель-Эжен Шеврёль изобрел цветовой круг, на примере которого изучают азы рисования, Леонардо рассуждал о том, как насыщенность тех или иных оттенков меняется в зависимости от расположенных рядом с ними цветов.
Да Винчи писал, что особенно ярко выглядят цвета, «окруженные своими прямыми противоположностями». Так, согласно его теории, красный выигрывает в соседстве с желтым или белым, но никак не фиолетовым. Более того, его можно в некотором роде считать предтечей импрессионизма благодаря утверждению: «Поверхность всякого теневого тела причастна цвету противолежащего ему предмета».
То, что тени не черные и не серые, но приобретают оттенки в зависимости от разных условий — революционная по тем временам мысль, недоступная пониманию современников. Но Леонардо пошел еще дальше, разработав состав для изображения синей тени: смесь шеллака (смолы оранжевых оттенков, выделяемой самками некоторых насекомых-червецов) и яри-медянки — сине-зеленых кристаллов ацетата меди. Присутствуют цветные «импрессионистские» тени и на «Тайной вечере».
То, что тени не черные и не серые, но приобретают оттенки в зависимости от разных условий — революционная по тем временам мысль, недоступная пониманию современников. Но Леонардо пошел еще дальше, разработав состав для изображения синей тени: смесь шеллака (смолы оранжевых оттенков, выделяемой самками некоторых насекомых-червецов) и яри-медянки — сине-зеленых кристаллов ацетата меди. Присутствуют цветные «импрессионистские» тени и на «Тайной вечере».
- Фрагмент "Тайной вечери" с синими тенями.
- Цветные тени станут фишкой импрессионистов - и даже снег у них никогда не будет белым (Игорь Грабарь. Зимнее утро, 1907).
Не всякое сечение – золотое
Часто исследователи пытаются объяснить гармонию пространства и композиционных решений на работах да Винчи применением принципа золотого сечения, или, как его еще называют, «божественной пропорции». Одним из доказательств считают то, что художник был в дружеских отношениях с математиком-францисканцем Лукой Пачоли,автором трактата «О божественной пропорции». К тому же Леонардо нарисовал иллюстрации к этой работе своего товарища.Только вот написание «Тайной вечери» было окончено за 10 лет до того, как он работал над ними. Да и сам Пачоли нигде не упоминал о том, что золотое сечение — ключ к безотказно работающему приему композиционного построения для произведений искусства. Кроме того, в многочисленных заметках да Винчи полностью отсутствует всякое упоминание о божественной пропорции. Разве не упомянул бы он о ней хотя бы раз, рассуждая о пропорциях в своем «Трактате о живописи», если бы он действительно усматривал в золотом сечении формулу идеальной композиции?
- Леонардо да Винчи. Иллюстрация к трактату Луки Пачоли "О божественной пропорции", 1498
- Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 1492
Росс Кинг приводит в пример два примера подтасовок, когда исследователи выдают желаемое за действительное. Действительное соотношение роста «Витрувианского человека» да Винчи с расстоянием от его пупка до ступней (что иногда считается доказательством наличия золотого сечения в построении человеческого тела) составляет 1,512. Это число куда меньше, чем значение божественной пропорции — 1,61803.
Так же неубедительно выглядят выкладки о том, что художник вписал фигуру святого Иеронима в «золотой прямоугольник» на неоконченной картине, датируемой 1480-ми годами. Как ни старались исследователи построить прямоугольник так, чтобы подтвердить свою теорию, фигура святого все равно вписывается в него довольно неубедительно: на то, что совершенно не поместилась рука, нам почему-то предлагают закрыть глаза.
- Леонардо да Винчи. Святой Иероним в пустыне, 1482
- Попытка втиснуть святого в прямоугольник. Иллюстрация из книги Росса Кинга.
Музыкальная гармония «Тайной вечери»
Итак, Леонардо да Винчи не был приверженцем теории «божественной пропорции». Но все же пространство «Тайной вечери» подчиняется определенной закономерности. Создание музыкальных инструментов было одним из многочисленных увлечений художника, и он верил, что принципы музыкальной гармонии можно воплотить и в архитектуре.В этом первопроходцем он не был: еще Пифагор выдвигал подобные идеи. Не чужды были они и кумиру да Винчи,итальянскому ученому-гуманисту Леону Баттиста Альберти, считавшему, что музыкальные гармонии «способны заполнить взгляд и разум несказанным восторгом» и деятелям искусства стоит воспользоваться ими в своих работах. Более того,надгробный памятник Козимо Медичи авторства Верроккьо, одного из учителей Леонардо, создан в соответствии с музыкальным ладом.
Надгробный памятник Козимо Медичи,созданный Верроккьо. Его симметричные геометрические формы воспроизводят музыкальные созвучия. Фото: forum.awd.ru
На одном из набросков к «Тайной вечере» записаны в столбик несколько чисел: 3.4.6. -6.3−6-4 = 32. Росс Кинг считает, что эти расчеты указывают на планы Леонардо рассчитать параметры пространства картины по принципам музыкальной гармонии. Дело в том, что ноты и тональные интервалы можно передавать числами, исходя из того, как будет меняться высота звука в зависимости от длины струны, например. Если разрезать струну пополам, то ее звучание изменится на октаву, поэтому октаву можно обозначить соотношением 1:2. Две трети от целой струны дадут интервал в пятую долю(2:3), а три четверти струны — четвертую долю (3:4).
Предположительно, числа на эскизе да Винчи отображают соотношение между четвертой и пятой частями октавы (3:4:6), октавой (3:6) и пятой частью (4:6). Если стену трапезной в пространстве «Тайной вечери» разделить на 12 частей,то потолок на первом плане содержит шесть таких отрезков, что дает соотношение 1:2 (октава). Дальняя стена содержит 4 таких части, а ширина между центрами боковых окон — 3. Таким образом, получается пропорция 12:6:4:3 — такое же соотношение, как между шпалерами на стене. Возможно, Леонардо действительно пытался превратить ноты в музыку,которую можно увидеть.
Предположительно, числа на эскизе да Винчи отображают соотношение между четвертой и пятой частями октавы (3:4:6), октавой (3:6) и пятой частью (4:6). Если стену трапезной в пространстве «Тайной вечери» разделить на 12 частей,то потолок на первом плане содержит шесть таких отрезков, что дает соотношение 1:2 (октава). Дальняя стена содержит 4 таких части, а ширина между центрами боковых окон — 3. Таким образом, получается пропорция 12:6:4:3 — такое же соотношение, как между шпалерами на стене. Возможно, Леонардо действительно пытался превратить ноты в музыку,которую можно увидеть.
Был ли Леонардо да Винчи еретиком?
Художник, кажется, был идеальной мишенью для всевозможных теорий заговоров. Действительно, круг его интересов был настолько широк, что не только для среднестатистического жителя средневековой Европы, но и современников более просвещенных эпох такой тяготеющий к знаниям и вечно озабоченный различными опытами эксцентрик затягивал если не на дьяволопоклонника, то на алхимика или как минимум еретика.На самом деле с религией у Леонардо все обстояло гораздо сложнее. Обладая привычкой не принимать на веру буквально ничего, он подвергал пристальному изучению все, что попадало в его поле зрения. Приступив к работе над «Тайной вечерей», он приобрел и начал тщательно штудировать Священное писание. Об этом свидетельствуют его заметки,сделанные по ходу чтения Библии, где он задается вопросами вроде: могли ли сорок дней и сорок ночей проливных дождей полностью покрыть поверхность Земли до того уровня, на котором находят ракушки, и если да, куда потом ушла вода, и так далее.
В попытках ответить на свои вопросы да Винчи заходит в тупик: «Здесь естественные причины отсутствуют, потому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо». И это не единственный случай, когда результатом научных изысканий художника становилось убеждение в том, что к мирозданию причастны высшие,непостижимые эмпирическим путем, силы.
Славой еретика Леонардо обязан Вазари, который в первом издании своих «Жизнеописаний» 1550 года представил живописца чудаковатым безбожником, не чуравшимся еретических рассуждении. Но 18 лет спустя, во втором издании своего бессмертного хита, Вазари не только благополучно «забывает» о ереси да Винчи, но вносит существенное дополнение о том, что «чувствуя приближение смерти, <Леонардо да Винчи> стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры».
Возможно, такая резкая смена позиции была связана со знакомством Вазари с Франческо Мельци в 1566 году. Любимый ученик и главный наследник художника познакомился с Леонардо еще в детстве и был близок с ним до самой смерти. Видимо, ему удалось развеять заблуждения составителя летописи Ренессанса. И, хотя «ложечки нашлись», осадочек остался, и репутация еретика прочно закрепилась за да Винчи на долгие века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий