«Порги и Бесс» - первая настоящая американская опера – в
постановке New York Harlem Theatre вскоре в Израиле
«Порги и Бесс» - вершина творчества Джорджа Гершвина и первая американская национальная опера, получившая мировое признание и до сих пор являющаяся одним из самых популярных произведений мировой оперной сцены. Основанная не только на джазовых и блюзовых мотивах, но и на мелодиях спиричуэлс, эта опера демонстрирует глубокое понимание Гершвином самой душу негритянской музыки. «Порги и Бесс» так и осталась единственной оперой композитора. Кто знает, чем бы еще восхитил музыкальный мир Джордж Гершвин, не оборвись его жизнь в возрасте 38 лет, через 3 года после премьерной постановки, снискавшей в дальнейшем славу народной американской оперы? «Порги и Бесс», без сомнения, хорошо знакома израильскому зрителю, и даже тем, кто не слышал саму оперу, безусловно, известен знаменитый шлягер «Summertime», да и большинство мелодий этой первой национальной американской оперы, пользуются исключительной популярностью и постоянно звучат в исполнении выдающихся музыкантов.
«Порги и Бесс» -
как любая опера, и как никакая другая современная опера, полна легенд. Вот к
примеру, оказывается, что самая известная ария, знаменитая колыбельная Клары «Summertime» базируется на украинской колыбельной песню «Ой ходить сон коло вікон»,
которую Гершвин услышал в Нью-Йорке в 1929 году в исполнении Украинского
Национального Хора. Вторая легенда – впрочем, столь недавняя, что все еще является
правдивым фактом, заключается в том, что когда в 2010 году в Тель-Авиве показывали
«Порги и Бесс» в исполнении Кейптаунской оперы, активисты левого лагеря
устроили акцию протеста перед зданием «Гейхал ха-Тарбут», где проходили тогдашние
гастроли. Что будет на сей раз? Будет опера «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина в
постановке New York Harlem Theatre - постановке оригинальной, даже экстравагантной, сильной,
динамичной, с прекрасным хором, отличной джазовой интерпретацией, солистами и
оркестром под управлением Уильяма Баркхаймера. Красивая история любви от обоих Гершвинов
– Джорджа и Айры - все еще свежа, жива, интересна и чувствительна. Ожидания
этой постановки были велики. Успех - также велик, ну а эмоции, как обычно,
захватывают и бьют через край.
Из Нью-Йорка в Израиль из New York Harlem Theatre,
основанного в 1981 году и успешного работающего в области мюзиклов и
современной оперы, приезжают 48 исполнителей– солисты и хор, и оркестр из 50
музыкантов. Спектакли оперы «Порги и Бесс», впервые показанной в 1935 году, в
Израиле пройдут в начале марта 2017 года в Хайфе и Тель-Авиве.
«Порги и Бесс»
стала не только первой в истории США национальной оперой (написанной евреем из семьи
российских эмигрантов), но и вошла в число лучших музыкальных произведений XX века. В основу либретто лег довольно популярный в 1920-е годы роман Дюбоса
Хейворда «Порги» о жизни бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах
Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги Хейворд списал с нищего безногого, которого
часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке,
запряженной козой. Жители городка Чарлстон знали несчастного под кличкой
Козлиный Сэмми.
Роман Хейворда поразил Джорджа Гершвина с первых страниц.
Он
сразу почувствовал удивительную силу его образов. Гершвин написал Хейворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить
оперу на его сюжет. Уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить
будущую оперу. Идея захватила обоих, но большая загруженность помешала сразу
приняться за работу.
Пьеса Дюбоса и Дороти Хейворд «Порги» также имела немалый
успех. Но когда Дюбос Хейворд и Айра Гершвин сделали из нее оперное либретто, а
брат Айры, знаменитый Джордж, написал музыку, это произвело впечатление
разорвавшейся бомбы. Описанная выше встреча произошла в 1926 году, но лишь в
1935 году прошла премьера оперы «Порги и Бесс» - сначала в Бостоне (30 сентября
1935 года), потом на Бродвее – и эта опера до сих пор остается в современном
оперном репертуаре. Публика приняла новую оперу с еще большим
энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина; критики восхищались драматическим
и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс»
народной оперой. «Вот, наконец, первая настоящая и вполне американская опера», -
резюмировала пресса. Европы эта опера достигла в 1945 году: тогда «Порги и
Бесс» была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из
европейских актеров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только
после того, как ее показала американская негритянская труппа, совершавшая
европейское турне. Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после «Порги и Бесс»,
даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, по-видимому, не поколебала столь
прочного положения «Порги и Бесс» в музыкальной жизни западного мира.
За первые полтора года в Нью-Йорке эта опера выдержала
124 постановки в «Алвин-театре» - цифра весьма солидная для любой оперы
классического репертуара. Но несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин
на материальный успех не оправдались: они потеряли более 10 тысяч долларов,
вложенных в постановку. Джордж не огорчался. «Когда и где опера
приносила доход?» - спрашивал он. Центральные арии оперы «Порги и
Бесс», созданные
братьями Гершвин - Summertime, It Ain't Necessarilly So, I Love You, Porgy,
Bess, You Is My Woman Now, A Woman is a Sometime Thing, I Got Plenty o'Nuttin исполняются
не
только оперными солистами,
но
и
джазовыми вокалистами. Но особым вниманием джазовых певцов пользовался «Летний день». К примеру, замечательная
американская певица Сара Воан, обладательница голоса с диапазоном в три с
половиной октавы, записала в 1957 году альбом - Sarah Vaughan Sings George Gershwin. Еще одного доказательство того, что подлинное признание и понимание «Порги
и Бесс» пришло после смерти композитора. В течение нескольких десятилетий
продолжается триумфальное шествие этой оперы по материкам и континентам. Опера
вышла за пределы американской музыкальной культуры. И на сей раз ее вскоре можно будет увидеть и в Израиле.
Линк
на видео:
New
York Harlem Theatre. «Порги и Бесс».
Опера в трех действиях Джорджа Гершвина на либретто Дюбоса
Хейворда и Айры Гершвин, основанном на пьесе «Порги» Дюбоса и Дороти Хейворд.
Художественный и музыкальный руководитель: Уильям
Баркхаймер.
Сценограф: Майкл Скотт, художник по костюмам: Кристина Джаннини.
Спектакль на английском языке с титрами на иврите
Сценограф: Майкл Скотт, художник по костюмам: Кристина Джаннини.
Спектакль на английском языке с титрами на иврите
Комментариев нет:
Отправить комментарий