Исчезновение кинематографа, как искусства, напрямую связано с
утратой национальной составляющей. Современный либерализм и здесь приложил свою
тяжелую, властную руку, когда убийство многообразия, неповторимости живой жизни
стран и народов напрямую связано с очевидным упадком разных искусств. Только
однажды мне удалось принять участие в создании по-настоящему еврейского фильма:
«Мы едем в Америку». Все остальные попытки наталкивались на стену тупого
равнодушия. Ниже одна из этих попыток.
Аркадий Красильщиков
По мотивам прозы Феликса Канделя.
ОН ДОЛЖЕН ПРИЙТИ
Наброски к сценарию
Один из героев нашей истории в огромном библиотечном зале. В
его руках объемистая подшивка старых газет из архива.
- Это газета «Восход»,
Петербург, 1894 год, - старик начинает рассказывать, ни к кому особенно не
обращаясь. – «Местечко Горошки Волынской губернии, 17 июня. Неделю назад в
нашем местечке распространился слух, что в понедельник 13 июля должен явится на
землю Машиах… В 21 первый день месяца сиван 5654 года будет с утра туман и мрак,
а к вечеру дивный свет, и тогда вот придет Мессия…»
Старик откладывает
подшивку и обращается теперь уже к нам:
- Я родился в этом
местечке Горошки 13 июля 1930 года.
Вот оно, местечко
Горошки - туманным, летним утром…
«На выходе в степь, за крайним строением, сидели на бугре
старики и терпеливо глядели вдаль. Реб Шабси и реб Иоселе, реб Фишель и реб
Шмерль. Реб Гирш и реб Берл. И отдельно еще реб Хаимке – на стуле с подушечкой.
Кто-то же должен предупредить, когда появится избавитель: «Иди! Он уже на
подходе! Что вы медлите!»
Семь стариков в одном
ожидании, но с разной судьбой. Лишь на первый взгляд эти семеро похожи друг на
друга. Значит, и вера в пришествие Мессии у них разная.
Можно начать эту
историю с начала пути к холму у степи, на окраине старого еврейского местечка:
места, которое уже давно перестало быть еврейским, но каждый из семерки
стариков родился именно здесь, много десятилетий назад.
Путь реб Шабси
начнется с международного аэропорта. И первые свои слова он скажет своей
спутнице-внучке по-английски.
Реб Иоселе запрет свою
сапожную мастерскую в соседнем городе. Ему будет достаточно старого, ржавого автобуса, «ковыляющего»
по плохой дороге, чтобы попасть к Холму ожидания на окраине местечка.
Реб Фишель, как и
Иоселе, все еще рабочий человек: великий мастер настройки концертных роялей
(еще лучше органов). От звуков настройки он и начнет свой путь к степным
просторам своей родины.
Реб Шмерль - знаменитый ученый и все еще преподаёт в
университете. Он покинет аудиторию в обычной, цивильной одежде, но перед
дорогой переоденется в те, черные одежды, в которых мы и увидим его рядом с
другими стариками.
Реб Гирш, в самом
начале пути, покинет больницу. Ему скажут, что это нельзя делать, что он может
умереть в дороге. Но Гирш ответит, что нет прекрасней смерти, чем смерть в
движении.
Реб Берл начнет свой
путь к ожиданию Мессии в море, на роскошном туристском лайнере. Он все еще
молодится, реб Берл, и ухлестывает за дамами. Может показаться, что он совсем
не стремиться оказаться на окраине старого местечка, но он будет там.
И, наконец, реб
Хаимке. Он – старый солдат – этот старик. Вместо ампутированной 70 лет назад
ноги – протез, в руке Хаимке палка, а на груди воинский орден. Впервые мы
увидим его у развалин старого еврейского кладбища. Реб Хаимке – единственный,
кто живет в местечке Горошки. Сюда он вернулся после войны к родным могилам, и
здесь он проработал пол - века портным.
Это он собрал
стариков, родившихся в местечке. Нашел
их в разных городах и странах и собрал вместе, сказав, что они сядут там, где в
их детстве, всегда сидел реб Иосиф и ждал Мессию. Вот они сядут, как он
когда-то сидел. И тоже будут ждать.
Никто из стариков не
подумал, что реб Хаимке сошел с ума. Они помнили равви Иосифа, и решили соединить
некогда разорванную цепь в одно целое.
До войны с Гитлером в
местечке проживало 375 лиц мужского пола, после войны осталось в живых меньше
трети. На день сегодняшний – только эти семеро остались живы и хранят память о
времени роковом.
Старики наши
благородны, мудры и красивы, но одна старость – это слишком утомительно.
Старика из Америки пусть сопровождает внучка, а старика из Израиля – внук.
Молодость нетерпелива. Молодым некогда ждать, пусть и Мессию. Молодые торопят саму жизнь и, в конечном итоге,
полюбят друг друга.
Реб Гирш – великий
знаток Торы скажет с важным видом, увидев молодых у холма ожиданий:
- Мудрецами сказано:
преемственность поколений равносильна опыту очевидцев. Кто не знает, откуда он
пришел, не будет знать, куда ему идти.
Но без благости,
всхлипов и сантиментов. Старики наши начнут спорить и ссориться с первых минут
общения.
Реб Хаимке первым
устроится на пригорке. Затем появится реб Иоселе. Никаких приветствий и
объятий.
- Где ты сидишь? –
скажет он издалека. – Все забыл! Ничего не помнишь. Иосиф всегда ждал Мессию
здесь, а не там.
- Он мне будешь
указывать – где, - не поворачиваясь, отзовется Хаимке, оставаясь на месте.
- Радость и страх, -
скажет при встрече реб Берл. – Я рад, что вы все живы. И мне страшно: неужели я
так же стар, как и вы.
- И даже старше, –
обидится реб Шмерль. – Потому что глуп. Траур по покойнику – семь дней, траур
по дураку – всю его жизнь. Возраст не имеет значения. Сказано было Беном
Дизраэли: «Вопрос, стоящий сегодня перед обществом таков: человек, кто он –
обезьяна или ангел? Господа, я на стороне ангелов».
- Перестань! –
возразит реб Иоселе. – Где те ангелы? Человек – это некогда спятившая обезьяна.
Это так, по мелочи.
Будут споры о главном. Однажды американец - реб Шабси скажет израильтянину реб
Берлу:
- Ваша жизнь там –
одно Мертвое море смерти, одна соль. Еврею предначертано быть солью в супе, а
не в солонке. Что твой Израиль? Не дождались Машиаха, собрались в одном месте
на радость Сатане!
- Рогатый тебя, в твоей Америке, быстрей достанет, -
отзовется сионист – реб Берл. – Жить нужно со своим народом, в своей стране,
под охраной своей армии.
У каждого старика своя
новелла. Семь стариков, семь историй и каждая связана с многострадальной, но
полной веры и надежды историей народа Торы. Здесь можно использовать игровые и
документальные съемки.
Сионист – реб Берл
будет спорить с реб Шабси, вспоминая о чудовищной хронике гитлеровских
концлагерей времен холокоста. Здесь же возможны кадры с Варшавским гетто.
- Они найдут нас, где
угодно. Они даже в чистой воде обнаружат следы еврейской соли, - говорит на
фоне этих кадров реб Шабси. – В галуте нет спасения.
У реб Берла своя
правда. Своя хроника арабского террора и войн Израиля с соседями.
- Разве о таком
государстве мы мечтали? Разве в такой стране восторжествует справедливость и
добро? Израиль жив насилием, убийством. Наша судьба быть жертвой, а не палачом.
Именно в этом – великий урок миру.
Тут возможна даже
драка между двумя стариками. Реб Шабси даст затрещину реб Берлу. Берл не
захочет быть только жертвой, вопреки своей проповеди, и он ответит Шабси.
Стариков разнимут, разведут по разным углам «ринга».
- Понял! – будет
кричать их своего «угла» Шабси. – Сам не хочешь быть жертвой. Быть жертвой –
это смерть! А мы - народ жизни!
Но прежде, первым,
споёт свою новеллу, реб Гирш:
Там возле
рек вавилонских,
Как мы
сидели и плакали.
К нам
приходили смеяться:
«Что же вы
сидите и плачете?
Что же не
поете, не пляшете?»
О! О! О!
Там возле
рек вавилонских,
...Ерушалаим
- сердце мое!
Что я спою
вдали от тебя?
Что я увижу
вдали от тебя
Глазами,
полными слез?
Там возле
рек вавилонских,
Нет нам покоя и радости.
И мы увидим и ту реку
и плачущих стариков на её берегу и местных жителей, смеющихся над стариками.
Пусть они сидит «с глазами, полными слез», а те, что смеются, пляшут вокруг
них.
В общем, тихими и
спокойными посиделки стариков не будут.
Как отмечено, и вера в
пришествие Избавителя у стариков разная. Пессимист – реб Иоселе не станет
скрывать свои сомнения в приходе Мессии. Ничего хорошего от будущего он не
ждет. И новелла его горька:
15 век. Средневековый
городок на юге Германии. Небольшое здание синагоги набито до отказа. Вопреки
традиции – женщины, мужчины, старики, дети – все вместе, тесно, плечом к плечу.
Стоят в скорбном молчании.
За стенами синагоги
торопливые, деловитые люди. Прибывает воз с хворостом. Люди эти обкладывают
синагогу горючим материалом, готовят большой костёр.
И вот уже искры от
огнива – и вспыхивают сухие ветки – в окне дом молитвы, где собрались все
жители этого городка.
И дым сочится сквозь щели, закрытых ставнями
окон. И тогда собравшиеся начинают молиться и петь…
- Сколько было таких «Хотынь» в истории «избранного народа»?-
скажет реб Иоселе. - Сотни, тысячи? А мы все
верим и верим. И что, если они
правы? Правы люди огня. Палачи, а не жертвы.
Реб Фишель поставит Иоселе на место. Он – знаток Талмуда – и
скажет так:
- Да сгниют кости тех,
кто вычисляет дату конца времен. Ибо они говорят: вот подошло время, и он не
пришел, значит, не придет никогда. Скажу тебе проще: да будут прокляты вещатели
Апокалипсиса!
А еще реб Фишель
скажет:
- Что я тебе напомню,
Иоселе: когда явится Мессия, все останется по-прежнему, разве что люди
устыдятся своей глупости. Вот и ты устыдишься – один из первых.
Реб Хаимке, к стыду
своему, в молодости верил в совсем иное пришествие: наступление коммунизма,
даже членом КПСС был. Некогда он даже проповедовал именно это «светлое
будущее». В какой-то момент бедного реб Хаимке даже упрекнут, что был он
лжемессией. И напомнят о подобном случае ложного пророчества, на заре времен, в
городе Багдаде.
Дома-хижины с плоскими
крышами. Пыльная площадь между домами. Толпа евреев на площади и лжемиссия в
белом балахоне до пят и чалме.
Проповедник горяч, убедителен, он
простирает руки к небу, он клянется, что час избавления близок, что светлое
будущее всего человечества рядом: стоит только уверовать, подняться на крышу и
произнести молитву.
И бедняги послушны.
Они поднимаются на крышу: мужчины, женщины, дети, старики и старухи. Они ждут в
молитве, подняв голову к небу. Ждут на закате и в ночи
А в это время
проповедник с друзьями выносят из их домов ковры и посуду, украшения и даже
жалкую мебель.
Людям веры в светлое
будущее не нужна земная жизнь. И вот они, один за другим, медленно поднимаются
вверх, к ночному небу и звездам…
Здесь, может быть,
самое место хронике, документальным кадрам, с рассказом о том, чем живут люди
сегодня. Место странной фрески-мозаики, соединяющей войны и насилие с любовью и
добротой, уродство убитой человеком природы с прекрасными пейзажами, лица-улыбки
с лицами, искаженными ненавистью.
- У престола
Всевышнего стоит чаша, - будет говорить в это время реб Гирш. – От злодейств
палачей, от людской несправедливости в чашу падает слеза Господа. И когда она
наполнится, придет Мессия.
- Перестань, - тяжко
вдохнет реб Иоселе. – Быть может, слезы в той чаше сохнут веками… Может быть… И
бездонна она?
Хронику и мистику
необходимо связать в один, крепчайший узел.
Пессимист Реб Иоселе
гнет своё. Его очередной рассказ о гарроте и дыбе, о кострах инквизиции, о людях
огня в сутанах, под крестом…
- Не знаю, не могу понять…Загадка неразрешимая… Вся наша
история, как камера пыток, - скажет реб Шмерль. - Изгнания, гаррота и дыба,
костры и погромы, газовые камеры и расстрельные рвы… И так все 40 веков… Почему
мы всё еще есть? Почему не исчезли?
Может быть, задуманный
нами фильм и станет попыткой разрешить этот неразрешимый вопрос.
Реб Гирш, например,
расскажет старую притчу, вспомнив Мартина Бубера: «Ребенком я прочитал старое
еврейское предание, которое не смог понять. В нем было сказано: «У ворот Рима
сидит прокаженный нищий и ждет. Это Мессия». Я пошел к одному старику и
спросил: «Чего он ждет?» Старик ответил так, что я понял его лишь через много
лет. Он сказал: «Тебя».
Возможно, мы увидим
ворота Древнего Рима, и старика прокаженного и ребенка, а не просто услышим эту
притчу о силе веры, надежды и любви.
И реб Гирш скажет
однажды: «Наши мудрецы и пророки страстно желали прихода Мессии – не для того,
чтобы править миром, не для того, чтобы властвовать над народами. Все это зло –
править и властвовать… И не для того, чтобы есть, пить и веселиться, а для
того, чтобы целиком отдаться постижению Библии и мудрости в том мире, где ничто
не станет отвлекать их от учения».
В финале пусть старики
забудут, хотя бы на время, о Мессии и устроят свадьбу под хупой для внучки реб
Шабси и внука реб Берла.
Реб Берл опытен в
делах семейных и скажет он внуку так: «Любая боль – только не боль сердечная.
Любое зло – только не злая жена. Ибо сказано: «Лучше жить со львом и драконом,
нежели со злою женой». Добра твоя невеста?
- Очень! – поклянется
внук и начнет перечислять достоинства девушки.
- Остальное неважно, -
остановит его реб Берл.
И в день свадьбы тихо
уйдет из этого мира реб Гирш. Так тихо, что старики не заметят это, а увидят
вдали, в дымке утреннего тумана, всадника на белом коне, повернутся к нему
лицом, все поймут, и двинутся по степи, все шестеро, всаднику навстречу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий