Александр Левин (часть 3)
ВЕЛИКИЙ СБРОД
Проблема Зла
Одна из величайших загадок нашей жизни — существование Зла. Традиционное объяснение, говорящее о том, что Зло обеспечивает свободу выбора, оставляет множество вопросов и неясностей. Например, какова природа Зла — в Каббале употребляют термин арамейского языка — «ситра ахра» (другая сторона), существует ли Зло в чистом виде, или это смесь, хаос, оболочка (на иврите «клипа»), которая скрывает Б–жественный свет, хотя сама черпает энергию от него же? Нужно ли и безопасно ли изучать природу Зла, или можно самому попасться в его сети? Не усиливаем ли мы его власть самими попытками понять? Как относиться к Злу, отделяться или беспощадно бороться, пока не уничтожишь, или вобрать в себя и преобразовать, заставить служить Вс–вышнему?
Если всё существующее содержит частицу света Творца, а значит и определённую цель, то, пытаясь уничтожить Зло, не восстаём ли мы против этого замысла Творца? Возможно, ли хотя бы отмежеваться от Зла, или Зло — это необходимая часть существования нашего мира, и невозможно ни уничтожить его, ни отделиться от него? Каким будет наш мир после прихода Машиаха, после наступления Великого Шаббата и отделения Добра от Зла?...
Книга «Зоhар» утверждает, что вторая фраза Торы «земля была беспорядочна и пустынна» (тоhу вавоhу) на самом деле должна бы быть первой, так как описывает состояние мира предшествующее творению. Первая же фраза Торы «В начале сотворил Г–сподь небо и землю» на самом деле должна быть второй, так как описывает последующий процесс творения. Третья и четвёртая фразы утверждают, что процесс творения происходил, как выделение частиц света из хаоса: «И сказал Г–сподь: да будет свет, и был свет. И увидел Г–сподь, что свет хорош, и отделил Г–сподь свет от тьмы». Затем Б–г приостановил этот процесс до сотворения человека, оставив для человека задачу окончания процесса преобразования хаоса и выделения частиц света. Ко времени сотворения первого человека (Адама), дерево познания Добра и Зла представляло собой единственное место хаоса, смешения Добра и Зла. Это дерево было — эрев рав1— большое смешение — говорит Зоар. (Интерсно, что гематрия2 выражения «ситра ахра» (другая сторона), означающего злое начало равна гематрии «эрев рав».) Если бы первый человек не нарушил запрет Б–га и не принял вовнутрь смесь Добра и Зла, то процесс совершенствования был бы завершён и дальнейшая история человечества выглядела бы совсем по–другому. Однако он ослушался Б-га - и весь наш мир оказался основан на смеси Добра и Зла, а большинство наших душ, вышедших из души первого человека (Адама), оказались смешением частиц Б–жественного Света с хаосом.
Создание еврейского народа преследовало те же цели, что и создание первого человека (Адама). Речь шла, фактически, о создании нового рода существ, души которых уже прошли очищение. Предполагалось, что эти существа будут «светом для народов» и помогут остальным душам земли пройти через процесс очищения, отделения частиц Б–жественного Света от клипот, оболочек. Однако Моше допустил ошибку аналогичную ошибке первого человека (Адама) и позволил душам хаоса — душам большого смешения (эрев рав) присоединиться к евреям во время выхода из Египта. Очевидно, Моше надеялся, что евреи смогут ассимилировать эрев рав, и он прекратит своё существование, как отдельная сущность внутри народа Израиля, однако этого не произошло — эрев рав остался отдельным образованием, и из–за этого еврейская история стала такой, каковой мы её знаем: полной крови, несчастий, разрушений, войн, бунтов против Б–га и раскаяний.
Эрев рав
В Торе выражение «эрев рав» встречается только один раз, в главе «Бо», где рассказывается о событиях непосредственно предшествующих выходу евреев из Египта, есть такая фраза: «И отправились сыны Израиля из Рамзеса в Сукот — около шести тысяч пеших мужчин, кроме детей. А также многочисленная толпа иноплеменников (на иврите эрев рав) вышла с ними, взяв с собой много скота мелкого и крупного». (Шемот 12: 37–12: 38)
Комментаторы пишут, что речь шла о группе иноплеменников, которые присоединились к евреям во время выхода евреев из Египта. Испугавшись египетских казней, эти люди формально приняли иудаизм, но в душе остались идолопоклонниками. Поэтому Тора и называет их иноплеменниками, а не обращёнными в иудаизм, статус которых приравнивается к статусу евреев. (Существует даже заповедь запрещающая попрекать обращённого в иудаизм — гера — его прошлым.)
Аризаль4 считает эрев рав типичной моделью нечестных людей, которые приняли иудаизм ради материальных или социальных выгод, а не по вере. Он, а вместе с ним и другие еврейские мудрецы считают, что эрев рав был инициатором всех восстаний, которые евреи подняли против Моше и против Б–га во время выхода из Египта, включая грех Золотого тельца, а в дальнейшем причиной всех несчастий, постигших еврейский народ, включая разрушение обоих Храмов и всех галутов (изгнаний). Это достаточно сильное обвинение, и хотя оно не снимает с евреев ответственности за эти трагедии, тем не менее роль инициаторов, зачинщиков, согласно мудрецам, всегда оставалась за эрев рав.
Помня этот опыт, царь Шломо запретил гиюр во время расцвета своего царства. Во времена прихода Машиаха гиюр тоже будет запрещён.
Несмотря на то, что само слово эрев рав в Торе упоминается всего один раз, еврейские мудрецы дают нам ключ, позволяющий проследить деятельность эрев рав и его влияние на судьбу Израиля: каждый раз, когда в Торе употребляется выражение «hаaм» — этот народ (народ — «aм» с определенным артиклем — «ha») имеются в виду не евреи, которых называют «Бней Исраэль» (дети Израиля), а эрев рав. Приведём несколько примеров с комментариями.
«И было, когда выслал фараон этот народ, не повёл их Вс–сильный через страну Плиштим, потому что короток этот путь — ибо сказал Вс–сильный: «Не передумал бы этот народ при виде войны и не возвратился бы в Египет». И Вс–сильный повернул народ на дорогу пустыни, к Красному морю. И вышли сыны Израиля вооружёнными из страны египетской» (Шмот 13:17–13:18).
Комментируя эти строчки, Рав Клонимус Калмиш Эпштейн в книге «Маор вашемеш» пишет, что, говоря об «этом народе» Тора подразумевает эрев рав, что если бы Моше вышел из Египта без эрев рав, то Б–г повёл бы евреев прямо в землю Израиля, и дарование Торы произошло бы на горе Мория, в построенном Храме.
Далее пишет он, что и долгая дорога в обход, вместо обычного пути из Египта в землю Кенаан по побережью Средиземного моря через землю Плиштим, и преследование армии фараона, и чудо перехода через Красное море, и многолетнее брожение по пустыне — всё служило единой цели: Б–г надеялся, что эрев рав оставит евреев и вернётся в Египет, или погибнет. Однако этого не произошло — эрев рав жаловался, обвинял Моше во всех трудностях и неудобствах, подбивал евреев на восстание против Моше..., но евреев не оставил.
Кульминацией вредительской деятельности эрев рав стал грех Золотого Тельца.
Написано в главе «Ки тиса»: «И увидел этот народ, что нет ещё Моше, которому пора спуститься с горы, и окружил этот народ Аарона, и потребовал: «Встань, сделай нам божество, которое пойдёт перед нами! Ибо человек этот, Моше, который вывел нас из страны египетской, пропал и не знаем мы, что сталось с ним» (Шемот 32: 1).
Комментаторы объясняют, что это было не просьбой и даже не требованием, а открытым восстанием эрев рав, который по численности представлял тогда четвёртую часть еврейского народа (около миллиона человек), то есть значительную силу. Восставшие убили Хура, оставленного вместе с Аароном начальником над евреями, пока Моше находился на горе Синай.
И только тогда Аарон, опасаясь дальнейшего кровопролития, попытался пойти на уступки эрев рав, чтобы оттянуть время.
От Б–га, который в это время передавал Моше секреты Торы, естественно не скрылось происходящее в стане евреев. «И говорил Б–г, обращаясь к Моше: Иди вниз, ибо растлился этот народ твой, который вывел ты из страны Египетской. Быстро сошли они с пути, который Я заповедал вам, — сделали себе литого тельца, и пали ниц перед ним, и принесли ему жертвы, и сказали: вот божество твоё, Израиль, которое вывело тебя из страны египетской. И сказал Б–г, обращаясь к Моше: Увидел Я, что этот народ — упрямый. Теперь оставь меня, ибо воспылал мой гнев на них, и уничтожу я их, а от тебя произведу великой народ».
(Шмот 32:7–32:9).
Спустившись с горы Синай, Моше призывает к себе верных Б–гу и приказывает им уничтожить идолопоклонников. Написано в Торе: «И сделали левиты, как повелел Моше, и пало в тот день из этого народа около трёх тысяч человек». (Шемот 32: 28)
Кроме выражения «этот народ» ещё несколько деталей обращают на себя внимание в этих фрагментах. Например, Б–г говорит: «...сошли они с пути, который Я заповедал вам... и сказали: вот Б–жество твоё, Израиль».
Кто же эти «они»?
Содержится в этих строчках ещё один ключ, позволяющий выделять эрев рав. Упрекая Моше, Б–г говорит ему: «Твой народ..., который ты вывел из земли египетской», в то время как евреев Б–г называет Своим народом, который Он сам вывел из Египта. Народ же, который Моше вывел из Египта по своему выбору — это был эрев рав.
Трудно даже вообразить насколько грех золотого тельца изменил историю евреев и всего человечества. Рав Йехиэль бар Лев пишет в «Йедид нефеш» — комментариях на книгу «Зоhар», что согласно первоначальному плану, то есть если бы евреи не совершили грех золотого тельца, то всему народу была бы дарована Тора на более высоком уровне — уровне Каббалы, Моше стал бы Машиахом, и Великий Шаббат, то есть эпоха Машиаха началась бы непосредственно во время получения Торы...
Позже, когда евреи подошли к границам земли Кенаан, и Моше послал разведчиков от каждого колена Израиля, когда весь народ Израиля, поверив обману разведчиков, отказался идти в землю Кенаан, Б–г, наказывая весь Израиль, снова говорит про эрев рав: «И сказал Б–г, обращаясь к Моше: До каких пор будет гневить меня этот народ, и до каких пор не поверят они в меня — при всех знамениях, которые я совершил среди него». (Шемот 14:10) И далее, ещё более определённо: «И говорил Б–г, обращаясь к Моше и Аарону: До каких пор терпеть Мне это злое общество, которое подстрекает сынов Израиля роптать на Меня?» (Шемот 14:26–14:27).
Эрев рав
из глубин веков к современности
Выражение эрев рав сложно перевести на русский язык, и в разных местах можно найти разные переводы: великое смешение, толпа иноплеменников, смесь, сброд, сборище, или уже, действительно, смешав высокий и низкий стиль — великий сброд. Такова методика эрев рав — смешивать: высокое и низкое, добро и зло, святое и обыденное, свет и тьму, верность традициям и атеизм, изучение Торы и ненависть к изучающим Тору в другой синагоге, верность истине и политическую корректность, красивые лозунги и грязные политические игры, еврейское духовное учение и что только ни попало — греческую культуру, просвещение, социализм, коммунизм, американскую демократию и поп–культуру.
Со времён выхода из Египта эрев рав настолько перемешался с евреями, что о каком–то генетическом различии говорить было бы нереально, речь идёт о душах и качествах души, и говорить приходится за небольшим исключением не о том, кто является истинным евреем, а кто эрев рав, а скорее о некой части эрев рав в каждом из нас.
Эрев рав
Эрев рав —
Евреи дали эрев рав способности, ум, учение, а те использовали полученную мудрость для своих нечистых целей и вернули евреям моральный релятивизм, согласно которому никаких абсолютных ценностей не существует и каждый по–своему прав.
В каждом поколении эрев рав с нами, в каждом поколении эрев рав искушает нас, подстрекает к греху и к восстанию против традиций своего народа.
Написано в «Тикуней Зоhар» (97а): «Изгнание, разрушение Храма и все страдания — всё пришло из–за того, что Моше принял эрев рав, и все злодеи в каждом поколении появляются из них, то есть из их душ — реинкарнация тех, кто вышел из Египта...»
Мы удивлялись, почему некоторые евреи не чувствовали себя дома в еврейской общине, с легкостью ассимилировались, а когда достигали какого–то социального положения и политической силы среди народов, то отворачивались от своих собратьев и отказывали им в помощи. Мы поражались, почему среди гонителей евреев и ненавистников еврейских традиций хуже и изощрённей всех были выходцы из еврейских семей — выкресты, социалисты, и т.д.
Рав Кук пишет: «Одно из негативных влияний эрев рав является то, что их значительные силы покинули Израиль во время долгих изгнаний. Однако это не является истинной потерей, так как они чужды духу Израиля. Потерянные элементы не стыкуются с Собранием Израиля, душой нации, поэтому они и были неспособны вынести тяготы и требования Изгнания. Грустно видеть, будто часть Израиля покидает нас, но на самом деле они никогда не слились с еврейским народом».
Но так как эрев рав — это свойство не генетики, а души, то видели мы и обратное, видели мы как люди, чьи деды и прадеды давно забыли путь в синагогу, вдруг совершали тшуву (раскаянье, возвращенье) и совершенно естественно вливались в лоно иудаизма. Наряду с ассимилированными евреями, равнодушными к традициям своего народа, видели мы и неевреев, которые почему–то всегда находились в кругу еврейских друзей, интересовались иудаизмом и делали гиюр, даже когда это вызывало социальные преследования.
Рав Кук говорил, что смешанные браки образуются двумя путями. Иногда еврейская душа видит еврейскую душу в теле нееврея и помогает ей реализоваться. Тогда нееврей радостно и искренне принимает гиюр, и семья живёт по еврейским традициям. А иногда душа из эрев рав находит в смешанном браке способ уйти из иудаизма.
Книга «Зоhар» рассказывает о пяти видах эрев рав, а также проливает свет о происхождении этих душ: «Нефелим, Гиборим, Анаким, Рефаим и Амaлеким.
Амелеким
Нефилим
Гиборим
Рефаим
Анаким
Виленский Гаон подходит с практической стороны к вопросу об эрев рав, выделяя характерные психологические черты. Согласно Виленскому Гаону эрев рав это:
1) склочники и злоязычники,
2) следующие за своими страстями до крайностей,
3) лицемеры, притворяющиеся праведными и честными,
4) гонящиеся за деньгами,
5) ищущие славы и строящие большие синагоги ради своего имени.
Хуже всех «склочники», которых называют амелеким, и сын Давида (Машиах) не придёт, пока они не будут стёрты с лица земли» («Адерет Элиягу» а так же «Эвен шлема»).
Прочитав эти строчки, каждый мог бы привести много примеров и имён людей, подходящих под вышеупомянутые категории. Но прежде чем начинать тыкать пальцем и называть имена, нужно помнить, что эрев рав и все вышеупомянутые качества являются частью индивидуальности каждого из нас, что начинать работу по выявлению и борьбе с эрев рав нужно с самих себя. Потому, что он,эрев рав, только и ждёт, чтобы мы начали вешать друг на друга ярлыки и перессорились, доказывая преимущества одного подхода перед другим, одной традиции перед другой и одного направления перед другим.
Страна победившей евсекции
Откуда взялся эрев рав в молодом еврейском государстве, созданном такими героическими усилиями евреев? Известно, что еврейские мудрецы начала ХХ века были обеспокоены участием евреев в социалистической революции в России и видели в еврейских революционерах, поднявшихся против своих братьев, «худших из эрев рав». Хaфец Хаим8 настолько явно представлял, какой вред еврейским интересам приносят евреи–революционеры, что лично проклял Зиновия Троцкого, вскоре после чего Троцкий бежал из России. Хaфец Хаим говорил: «Евреи из России сделали большую ошибку, когда евсекция начала свою деятельность. Им следовало бы немедленно подняться на борьбу с евсекцией, с самопожертвованием, готовностью отдать свои жизни. Многие, действительно бы погибли, но силы Сатаны были бы значительно ослаблены. Никто, однако, не был готов к борьбе и самопожертвованию, и евсекция набрала силу».
Рав Кук был обеспокоен социалистическими настроениями, которые завезли в Эрец Исраэль иммигранты из России и Европы и призывал своих учеников силой защищать еврейские традиции «против эрев рав, которые поднялись в наши дни, перед приходом Машиаха» (Игрот арайа. vol.1 p. 161).
Опасения рава Кука вполне оправдались, когда в Израиле стали строиться коммунистические кибуцы с портретами Сталина на стенах домов. Оправдались дважды, когда власть в молодом Израиле с самого начала попала в руки людей, для которых любовь к земле Израиля ещё что–то значила, но еврейские ценности явно отходили на задний план, когда дело доходило до политической борьбы. (Вспомните, как молодой Ицхак Рабин по приказу Бен Гуриона расстреливал бойцов «Эцель» и «Лехи», плывших на корабле «Альталена»).
И уже совсем не снилось раву Куку, что когда–нибудь в Израиль приедут религиозные евреи из Йемена, и правительство отправит их детей в социалистические кибуцы, чтобы с нееврейской жестокостью выбивать из этих детей еврейские традиции и воспитывать в духе атеизма...
Алию из России последней трети ХХ века многие сравнивали с выходом из Египта. И гематрия слова СССР, записанная ивритскими буквами, совпадает с гематрией слова Мицраим (Египет). Однако, подобно выходу из Египта, вместе с евреями из России вышел новый эрев рав. После первого чистого потока идеалистов, в подполье изучающих Тору, диссидентов, добивающихся выезда из Союза, и тех евреев, которые ехали в Израиль, по идеологическим соображениям, страну наполнил мутный поток людей приехавших сюда по экономическим и социальным причинам, неплохих людей в своём большинстве, но не имеющих и не желающих иметь ничего общего с иудаизмом, а также грязный поток откровенных дельцов, мафиози и преступников.
Конечно, ашкеназские евреи из России и Европы, были не единственными, кто занёс заразу эрев рав в молодое государство, однако, невозможно отрицать, что с момента возрождения государства Израиль и до сегодняшнего дня власть в Израиле принадлежит ашкеназской антирелигиозной элите, для которой еврейские духовные традиции, святость еврейской земли, еврейские ценности — это разменная монета, предмет купли–продажи, а истинной прибылью считается власть и деньги.
Не называя ничьих имён, не желая умалять заслуги еврейских государственных и военных лидеров, нужно признать, что в самом начале строительства молодого Израиля в фундамент страны была заложена бомба замедленного действия — эрев рав.
Вот и получилось, что воссоздали евреи свою страну — современную, с развитой культурой, наукой, технологией, медициной, сильную страну, способную дать отпор врагам. Но сильная, современная и гордая страна эта повернулась в сторону галута и смотрит на него с пугающей ностальгией, как бы задавая отцам сионизма тот же вопрос, который когда–то эрев рав задавал в пустыне Моше: «Зачем вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место?» (Бэмидбар, 20: 5) И бомба замедленного действия грозит взорваться теперь в любой момент и обрушить здание всей страны.
Поколение пустыни и последняя битва
Говорят мудрецы, что поколение, живущее во время перед приходом Машиаха, будет реинкарнацией поколения пустыни, то есть поколения вышедшего из Египта, но вместе с ним вернётся и эрев рав. Ещё говорят, что три врага есть у Израиля, которые будут противиться приходу Машиаха и выполнению Израилем своей миссии: Эсав (христианская цивилизация - духовная наследница Эсава, сына Ицхака), Ишмаэль (мусульманская цивилизация духовная наследница Ишмаэля, сына Авраама) и эрев рав. Тяжело и кровопролитно было противостояние с Эсавом — вспомните все гонения евреев в Европе, крестовые походы, инквизицию, погромы, Холокост, антисемитизм, процветающий в современной Европе.
Тяжело противостояние с Ишмаэлем — вспомните погромы, которые арабы учинили евреям до создания государства Израиль, войны арабов против еврейского государства, непрекращающийся террор.
Но самая тяжёлая и самая горькая война евреев с эрев рав, потому что эрев рав— это внутренний враг, которого тяжело отделить от самого себя. Эрев рав — это часть нас самих, это наши родственники, наши соседи, друзья, сотрудники на работе, члены одной общины.
Писал Виленский Гаон: «Так же как в хлебных злаках есть три вида отходов: полова, солома и отруби, так же и относительно Израиля, который уподоблен злакам, как написано (Иеремия 2: 3) «Свят Израиль Б–гу — первые злаковые плоды Его», существуют три вида отходов: Ишмаэль, Эсав и эрев рав. И, соответственно, Аврааму и Ицхаку, из которых вышли Ишмаэль и Эсав, придут два Машиаха — Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и они очистят Израиль от половы и соломы. «И будут как полова перед ветром» (Псалмы 1: 4), «А дом Эсава будет соломой» (Овадья 1: 18). Но полного очищения не будет, пока не очистят от эрев рав, которые соответствуют отрубям, очень сильно соединёнными с пшеничным зерном. Они (эрев рав) — отходы соответствующие Яакову (и они соответствуют уклонению от занятий Торой и сбрасыванию с себя ига Небесного царства). Они очень прикреплены к Израилю, и евреи перенимают их поведение. Они богаты и горды, и о них сказали мудрецы (Сангедрин 98): «Сын Давида не придёт пока не исчезнут грубые в Израиле». И подобно тому, как невозможно отделить отруби от пшеницы, если не перемолоть её, так же и отделить эрев рав от Израиля могут только тяготы изгнания» («Эвен шлема», перевод Пинхоса Зидмана).
Г–сподь сотрясает общество евреев, где бы они не находились: В Тель–Авиве, в Нью–Йорке, в Москве, в Бангкоке... Сотрясает тяжёлыми испытаниями, страшными трагедиями, невиданными чудесами. (Как чудо войны в Персидском заливе 1990–91 годов). Сотрясает так, как сотрясал Он тех евреев, которые много веков назад вышли из Египта и двигались к Красному морю — и всё для того чтобы, не выдержав этих испытаний, этих трагедий и этих чудес, откололся бы от Израиля эрев рав и вернулся бы обратно в Египет.
А что же делать нам? Сидеть пассивно и наблюдать, как откладывается Избавление, и множатся трагедии в Израиле? Или подняться против эрев рав,обличить его дела и его намерения? Или начать с внутренней работы над изгнанием внутреннего эрев рав, чтобы своими мыслями и поступками заслужить моральное право прогреметь подобно Меиру Кахане в Кнессете: «Где Йоси Сарид и его эрев рав??!»
Рав Гиллель Шклобер, ученик и родственник Виленского Гаона, писал:
«Армилиус, ангел эрев рав, это тот, кто пытается соединить Эсава и Ишмаэля, что могло бы разрушить Израиль и весь мир, не приведи Г–сподь. Главное желание эрев рав — это соединить Эсава и Ишмаэля и разделить двух Машиахов. Наша задача противостоять и бороться против подобных действий, мы должны разрушить злого Армилуса, выгнать эрев рав из Израиля. Эрев рав — это наш большой враг, потому что он разделяет двух Машиахов. Внешняя оболочка эрев рав оперирует с помощью обманных иллюзий и не напрямую. Поэтому война против эрев рав самая тяжёлая и самая горькая. Мы должны укрепить себя для этой войны, и каждый, кто не хочет участвовать в этой войне против эрев рав, становится, de facto, их союзником, и лучше бы такому человеку вообще не быть рождённым. "« («Коль атор», глава 2. часть 2: 2)
Рав Нахман из Браслава говорил: «Куда бы я не шёл, я иду в Иерусалим», подразумевая, что все его действия и устремления направлены на благо еврейского народа, его избавления и возвращения на землю Израиля.
Про эрев рав можно сказать, что куда бы он ни шёл, он идёт обратно, в Египет, обратно в рабство, галут, зависимость. Даже если он прикрывается красивыми идеями пост–сионизма, демократии и прав человека. И чтобы ни делал эрев рав— он делает Золотого Тельца — золотого тельца социализма, золотого тельца демократии, золотого тельца прав человека.
Эрев рав,
Дело не в ярлыках. Явление эрев рав, к сожалению, гораздо шире отдельно взятой партии или направления. Качества его, про которые писал Виленский Гаон, представлены на лице всего современного общества:
Склочники и злоязычники — это те партийные лидеры, для которых борьба за власть и межпартийные склоки важнее, чем судьба страны и жизнь своих братьев. («Всякий спор не во имя Небес — это от эрев рав, которые рвутся учить других и захватить власть» — Виленский Гаон, «Эвен шлема»).
Склочники и злоязычники - это пресса, которая под видом объективного изложения событий откровенно клевещет и фактически является орудием межпартийной борьбы, которая раздувает огонь между ашкеназами и сефардами, религиозными и нерелигиозными, но зато успешно соединяет Эсава и Ишмаэля — европейцев и арабов.
(Почитайте газеты «Ha’aretz» или «Jerusalem Post», которые симпатизируют больше арабам, чем евреям, или на русском языке «Русский израильтянин» то восхваляющий гомосексуалистов, то поливающий грязью и ложью батальон «Алия»).
Следующие за своими страстями — это строящие на святой земле публичные дома, подпольно торгующие сексуальными рабынями, устраивающие демонстрации гомосексуалистов и лесбиянок при попустительстве тех, кто мог бы этому помешать.
Написано в Торе о жалобах эрев рав во время странствий по пустыне: «И сброд, который среди них, стал проявлять прихоти. И заплакали сына Израиля, и сказали: Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. А теперь душа наша иссохла, нет ничего кроме мана этого перед глазами нашими!» (Бемидбар 11: 4–11: 6)
Также возмущается и современный эрев рав: ‘’Почему здесь только иудаизм, только евреи и синагоги — «ничего кроме мана?!» Нет, пусть здесь будет всё, что мы видели в странах галута: и свобода нравов, и бессмысленные развлечения, и свинина...»
Лицемеры, притворяющиеся праведными и честными — это наше «правосудие», наши судьи, лицемерно говорящее о демократии и правах народа, в то же время, жестоко преследующее инакомыслящих, точнее сказать право–мыслящих, содержащие в тюрьмах честных людей, преданных еврейской земле сионистов без суда и следствия.
Гонящиеся за деньгами — это наши бизнесмены, вроде Шимона Переса или Йоси Гиноссара, готового продать свою мать за пять процентов прибыли, которые, не смущаясь ничем, ведут бизнес с террористами.
Ищущие славы и строящие большие синагоги ради своего имени — это, к сожалению, большая часть наших светских и духовных учителей, которым мы доверяем своих детей, а значит и будущее страны. Но как часто в светских школах, перевирая еврейскую историю, под звуки гимнов «дедушке Рабину», выращивают некий тип «новoго израильтянина», как когда–то выращивали «новый тип советского человека», «Ивана, родства не помнящего». А в религиозных школах на одного действительно способного и знающего ученика держат сотни лентяев, которые, не торопясь, листают святые книги и размышляют о том, почему богатые евреи не дают им достаточно пожертвований - вместо того, что бы служить в армии и работать, то есть приность реальную пользу своему народа. В результате такой системы религиозные партии, от которых хотелось бы ожидать принципиальности, верности еврейскому народу и еврейской земле, идут на компромиссы не совместимые с духом Торы.
Без поддержки партии сефардских ортодоксов «ШАС» в своё время не были бы подписаны Ословские соглашения. Аналогично этому партия ортодоксальных ашкеназских евреев «Единство Торы» согласилась войти в правительство Шарона, предав тем самым еврейскую землю и своих братьев — евреев Газы. И это партии, объединяющие религиозных, живущих на земле Израиля и наиболее близких к еврейским традициям людей! Что уж говорить о многочисленных реформационных и консервативных общинах Америки, где иудаизм превратился в социальный клуб и какой–то диковинный культ. Не хочу утомлять читателей рассказами о том, как русскоязычный еврей пошёл в одну консервативную синагогу в Йом Киппур, чтобы прочитать изкор по отцу, но его не пустили потому, что у него не было с собой достаточно денег, чтобы купить входной билет, или о том, как другую консервативную синагогу возглавляли два раввина — двое мужчин, женатых друг на друге...
«В эпоху перед приходом Машиаха большинство раввинов будут из эрев рав... Исраэль сам по себе свят, а эрев рав работает только ради своей выгоды. Видно, что многие раввины, и хасиды и обычные евреи нашего поколения из–за наших многочисленных грехов — из эрев рав — и хотят стать во главе общин, и действуют только из собственной выгоды, ради почёта и денег, — пишет рав Хаим из Санза, и продолжает. — Поэтому нужно присоединяться к тем, кто истинно служат Б–гу, приносят себя в жертву Б–гу, а не ради каких–либо выгод». («Диврей Хаим», глава «Вайехель»)
И заканчивая описание характеристик эрев рав, представленных в современном обществе, нужно признать, что согласно Виленскому Гаону, хуже всех — склочники, то есть наши теперяшниелидеры, кующие внутреннюю и внешнюю политику государства Израиль, раскалывающую наш народ на части, и Машиах бен Давид не придёт, пока не исчезнут эти люди с политической арены.
Какова же судьба эрев рав во время прихода Машиаха? Рав Кук пишет, что не мог Моше настаивать на присутствии эрев рав в Израиле, если бы не было в этом и какой–то положительной стороны. Эрев рав имеет свою миссию. Вобрав в себя элементы учения евреев, он принесёт эти искры народам земли и поможет им воспринять святость Израиля. Однако, сыграв свою роль, согласно раву Куку,эрев рав покинет Израиль, будет исторгнут из среды еврейского народа. То есть душа эрев рав покинет Израиль, а каждый конкретный человек с конкретной смесью эрев рав в его душе должен будет принять решение с кем он идёт, потому что смесь будет разделена на составляющие части.
Многие еврейские учителя писали и пишут о том насколько мучительным и болезненным будет этот процесс для всех нас.
«Корень наших пороков — влияние эрев рав. Как написано в «Зоhаре»: «Они —эрев рав — наносят Израилю больший урон, чем все другие народы». Мы должны укрепить себя в великой вере, потому что как Израиль был освобождён из Египта по вере его, так будет и во время окончательного освобождения в будущем. Нам нужна вера, потому что мы увидим, как злодеи достигают успеха на своих путях, и даже, если мы увидим в них (эрев рав) хорошее — Тора и традиции, хорошие манеры, и особенно желание быть со всеми в мире — ведь мир это основа всего — даже в этом случае, как больной человек, нуждающийся в пускании крови, так и мы с кровоточащей душой должны будем отвергнуть этих людей в дни прихода Машиаха, даже если есть у них хорошие черты, потому что это будет время Очищения, Разделения и Суда» (рав Симха Иссахар Халберстам).
Рав Пинхас Уинстон приводит интересную точку зрения о поведении эрев рав в дни перед приходом Машиаха, которая объясняет, почему политические лидеры современного Израиля ведут страну по пути самоуничтожения. Рав Уинстон приводит цитату из Торы: «И не было воды для общества, и собрались они против Моше и Аарона. И спорил этот народ с Моше и сказал: Лучше было бы нам умереть, как умерли наши братья перед Б–гом... И зачем вывели вы нас из Египта?!» (Bэмидбар 20: 2–20: 3) комментирует её следующим образом: «Вот снова они, готовые использовать каждую трудную ситуацию и превратить её в наихудший сценарий, для того чтобы сломить дух сынов Израиля. Такова была модель поведения эрев рав снова и снова проявляющая себя в течение еврейской истории, и особенно в Конце Дней — угроза самоуничтожения, звучащая как бы изнутри еврейского народа и делающая нашу борьбу особенно горькой» (www. thirtysix. org).
Мучительной будет и борьба против эрав рав внутри каждого из нас, ибо в каждом из нас эрев рав обнажит свою суть и станет грозить самоуничтожением личности. Каждому из нас придётся сделать выбор, и многим будет казаться, что часть их личности, часть их человеческого существа умирает. Не менее мучительным будет и процесс социального размежевания, когда каждому придётся сделать свой выбор — между «да» и «нет», между светом и тьмой, между святым и обыденным, между евреями и эрев рав.
Только бы внутренняя война против эрев рав не привела к психическим расстройствам и разложению личности!
Только бы последняя битва с внешним эрев рав, и отделение эрев рав от сынов Израиля не привели к гражданской войне и к дальнейшему пролитию еврейский крови.
В еврейской душе есть всё необходимое, чтобы компенсировать отмирающие качества эрев рав и пережить приход Машиаха в цельности и сохранности.
У еврейского народа есть здоровое ядро, есть силы, есть мудрость и понимание, есть всё необходимое для того, чтобы выступить как единый народ, единое целое — без эрев рав.
В своих последних обращениях к жителям поселений Биньямин Кахане призывал «взять судьбу в свои руки», не полагаясь на дезориентированную, сбитую с толку армию, которая в ответ на убийства евреев передвигает холмы с одного места на другое и бомбит пустые дома. Обращаясь к жителям Шомрона, он говорил: «Мы пойдём к руководству израильской армии со следующим предложением: если вы оставили Гробницу Йосэфа в Шхеме, то оставьте и нас… Давайте рассуждать спокойно, логически. На самом деле, вы сами не хотите быть здесь, вы здесь лишь выполняете приказ… Слава Б–гу, у нас здесь, на холмах Шомрона, есть молодые люди с армейской выучкой, которые будут счастливы принять на себя ваши обязанности, и с высокой моралью, с энтузиазмом, а главное — с доверием к Б–гу — будут защищать эту землю, которую Он даровал нам».
С аналогичным посланием, обращаемся сначала индивидуально к каждому еврею: « Возьми судьбу в свои руки, приди к эрев рав, который внутри тебя и скажи ему: «Уйди! Оставь меня — жажда конфликтов, споров и привычка обсуждения грехов других ради утверждения собственной правоты, нетерпение удовлетворить свои страсти и прихоти чего бы это не стоило, желание казаться праведными и учить других тому, что не соблюдаю сам, страсть к наживе и бессмысленному накоплению благ, желание возвеличить своё имя. У меня есть здоровая душа со всеми необходимыми качествами, которая счастлива служить Б–гу и выполнять Его волю с высокой моралью и энтузиазмом!»
А потом, очищенные внутри от эрев рав, мы соберёмся и обратимся к тем, в которых эрев рав победил еврейскую душу, которые тоже сделали свой выбор:
«Оставьте нас! Давайте рассуждать спокойно, логически. На самом деле вы не чувствуете себя частью еврейского народа, вы здесь по приказу (Злого начала). Но время его истекло, поэтому оставьте нас, уйдите с достоинством, не доводя вражду до гражданской войны, которую вы всё равно проиграете. Слава Б–гу, у нас здесь, на холмах Йегуды и Шомрона, на Голанских высотах, на побережьях Средиземного и Красного морей, в песках Негева, в густонаселённых районах Тель–Авива — у нас есть свои кадры — военные, журналисты, учёные, врачи, равы, общественные лидеры, которые гордо называют себя евреями, которые любят свою землю и не станут ею торговать, которые любят своих братьев и не будут их предавать, которые счастливы служить Б–гу ради Его имени, а не ради возвеличивания своего, которые не боятся быть отличными от других народов и гордо несут своё имя «священников среди народов». И да будет так, Амен.
1 Эрев — смешение, а также вечер (когда тьма смешивается со светом), канун.Рав — многий, важный, многочисленный, а также учитель, раввин, хозяин. — Прим. авт.
2 На иврите каждая буква имеет цифровое значение. Сумма цифровых значений всех букв слова или выражения называется гематрией. Каббала утверждает, что все слова или выражения с одинаковой гематрией являются близкими по смыслу, или — диаметрально противоположными. — Прим. авт.
3 В книге Торы «Бамидбар» (11: 4) употребляется слово «асафсуф» — сброд, которое Раши считает синонимом выражения «эрев рав», так как речь идёт о тех же иноплеменниках, которые вышли из Египта вместе с евреями. — Прим. авт.
4 Аризаль (1534–1572) — один из величайших каббалистов за всю еврейскую историю, учивший и похороненный в Цфате. — Прим. авт.
5 Гиюр — обращение в иудаизм. В отличие от христианства и ислама, евреи не ставят перед собой цель обратить в иудаизм как можно большее количество людей. Более того, человеку, который хочет принять гиюр, по традиции несколько раз отказывают, предлагая ему всё обдумать и взвесить, ибо принятие иудаизма возлагает большую ответственность на человека. — Прим. авт.
6Рав Авраhам Ицхак haкоhэн Кук (1865–1935) — был первым главным равом Эрец Исраэль, находящейся тогда под британским мандатом. Он считается отцом религиозного сионизма. — Прим. авт.
8 Хaфец Хаим — рабби Исраэль Меир Акоhэн (1838–1933) — учёный и праведник, один из величайших фигур среди ашкеназских евреев конца ХIX и ХХ веков. — Прим. авт.
7 Комментируя эти строчки в лекции «Эрев рав» рав Ариэль бар Цадок замечает, что популярная в Америке традиция вывешивать в фойе синагог доски почёта с именами людей, давших пожертвования, на самом деле противоречит hалахе — еврейскому закону. (www.koshertorah.com)
Сайт движения "Твердыня Израиля"
Прислано из С.-Петербурга
Комментариев нет:
Отправить комментарий