Итак, ровно два года (с 1 марта 2014 года) я слушаю радио. За это время мне открылись невиданные прежде глубины. Я не подозревал, что человек - в широком гуманитарном значении - на такое способен. Каждый раз, когда я включаю радио - мне кажется, что ничего нового я не услышу, всякий раз оказываюсь посрамлен. "Новое" - это не информация, не способ подачи, а способность этих людей извергать из себя, доставать со дна новые и новые энергии, запасы, отыскивать все новые грани ненависти. Ненавидят ли они кого-то конкретно?.. Раньше мне так казалось, но сегодня я убежден, что объект для них неважен. Важно само это чувство, оно первично. Очередной враг - это наклейка, фантик. Враг - ничто. Ненависть - все.
За два года кое-что изменилось. Раньше были островки, вулканы, сильные толчки метана из-под земли. Сейчас ненависть разлита тонким слоем по всему пространству, она стала вязкой, клейкой массой, она скрепляет смыслы, она вторглась в речевую ткань, служит для связки слов в предложениях. Она "безосновна" - как сказал бы философ,она теперь совершенно ни для чего, она сама по себе, она ради себя самой.
Каждый раз возникает логичный, хотя и наивный вопрос: ради чего? ради кого?
80% языкового ада обрушивается на головы каких-то Других - Европы, Америки, Запада, чьих-то презренных толерантности, благодушия, беспечности и коварства; за эти годы было произнесено мириады хлестких выражений, сделано миллионы саркастических выпадов, а кое-когда и оскорблений (выражения в эфире типа "старушка Меркель" являются экспрессивной нормой). Но те, кому эти слова предназначаются, с вероятностью 99,99 никогда не услышат, не поймут, не оценят этого. Это в своем роде грандиозная афера - как если бы человек каждый день, 600 дней подряд разговаривал с самим собой, а его кто-то умудрился бы его записать. Это потрясающий психоаналитический опыт: да, именно - в сущности они все это время говорят сами с собой. С собственными страхами, фобиями, кошмарами.
"Достоевщина" - нет ничего хуже этого слова, оно используется по причине интеллектуальной лени говорящего. Но в данном случае все-таки уместно это назвать так. Все эти ведущие и их монологи, их поддакивания и их радостный смех по поводу чужих неудач, и мрачные пророчества по поводу мира - все это приобрело вид единого тотального Монолога, это, конечно же, "Записки из подполья". День за днем к микрофону садятся герои Достоевского. Они рассказывают- грандиозные, невыносимые, невыразимые вещи. О себе. Рядом с нами каждый день осуществляется невероятный многоголосый Карнавал Подвала. Приглашение в Подвал. Повесть о настоящем Подвале. В отличие от книги, это никогда не заканчивается. Иногда на помощь герою приходят его друзья - Кафка и Ионеску. А когда кажется, что просвета нет, на помощь им спешит герой трилогии Беккета, и он открывает дверь, откуда веет такой Чернотой, что все, что казалось Тьмой до этого, кажется рассветной жижей.
С первым днем весны вас, друзья. Литература продолжается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий