Мирон Я. Амусья,
профессор физики
Жизнь – через
радость
(О пользе личных
впечатлений)
Я знаю мелодию, знаю и текст,
И авторов знаю прекрасно;
Тайком они попивали вино,
Пить воду советуя гласно.
Г. Гейне «Германия
(Зимняя сказка)»
Последнее время масса пишущих людей
сосредоточилась на теме заката Европы, а то и её смерти. Конечно, имеется в
виду Западная Европа. Мне просто не приходилось читать ни слова о закате той её
части, что простирается до Урала. Там, вероятно, нет ни признака заката, ни упадка.
С одной стороны, понятно, какой уж там упадок. Слова столетней давности
великого поэта бодрят и сегодня:
Горит Восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
Но «закат Западной Европы», скорая
смерть западной цивилизации – длинноватые выражения. Поэтому проще и короче писать
– Гибель Европы или попросту ГЕ.
За последнее время я несколько раз
высказывался на тему того, что день грядущий им готовит. Читавшие вполне могли
уяснить мою точку зрения – признаков ГЕ я не замечаю, а в качестве модели
«делать жизнь с кого?» неизменно предлагаю Запад. Отмечу, что и без моих
поучений по западному пути сейчас уверенно идёт и здоровенный кусок Востока –
Япония, Китай, Индия, да и целая куча стран помельче. Они не только выбрали
свой путь, но в то, что уместно называть западной цивилизацией, на взгляд
постороннего наблюдателя, внесли свои, разумные дополнения. Отмечу, что даже
то, что предстаёт в политике Китая просто захватом территории, есть включение
искусственно созданных островов – порождения современной западной технологии. Как
разительно это отличается от захватов с помощью «вежливых человечков» или
обыкновенных бандитов, что воистину не есть западный путь.
Моё отрицание ГЕ кардинально отличается
от апокалиптических прогнозов, которые делают такие известные писатели с
философским[i]
уклоном, как, например Б. Гулько, В. Топаллер, М. Веллер и ряд других. Опираясь
на мнение главным образом других – известнейших философов, мыслителей, деятелей
СМИ, наконец, да и вспоминая свои пионерские[ii]
(Веллер) писания на эту тему, они расходятся лишь в дате ГЕ – от нескольких лет
до пары десятилетий. Мой возраст, особенно в отношении верхнего предела, затрудняет заметить по-философски спокойно «поживём
– увидим». Да и плохо верю я философам, норовящим предсказывать будущее, сколь
бы громки не были их имена.
Помню, как известными буквально всему
миру сделалась «пара гнедых», прилюдно спорившим о том, наступил ли с
исчезновением СССР конец истории (Ф. Фукуяма), о котором он объявил
в 1989, и его учитель и оппонент С. Хантингтон, предрекавший,
наоборот, столкновение цивилизаций. А правду можно получить, слегка
перефразировав великого поэта, чуть на другую тему написавшего «конец мой – ещё не конец: конец – это чьё-то
начало». Да и нет в мире никаких двух и более цивилизаций – есть лишь одна
цивилизация, или её отсутствие.
Трудно не заметить, что «плачь по
Европе» исходит не только и не столько от общих гуманистов. Они на то и гуманисты,
чтобы всё время кого-то или что-то оплакивать. Плачем, с искренним злорадством,
или явно нарочитым сочувствием исходят те СМИ и комментаторы разного ранга, для
которых даже словарь давно изменился, и Европа с большой буквы стала в пылу
борьбы за своё место у хозяйской кухни, гейропой, с буквы маленькой. Поясняю,
для тех, кто не понял тонкий намёк – в моих глазах разговор про ГЕ стал пропагандистским
орудием тех, кто в самом существовании Европы как социально-культурного
явления, а не куска суши, видит для себя опасность. Замечу, что, в то же время,
стенания по поводу нашествия мигрантов в Германию звучат так, будто у
комментаторов буквально отрывают кусок пособия, которое выплачивает Германия тем,
кого относит к категории «беженцев».
Ставши элементом борьбы с Европейским
союзом, самим образом жизни почти полумиллиарда человек, идея ГЕ стала
пропагандистским оружием массового поражения, на которое возлагают, за
отсутствием чего-то более весомого и близкого к истине, большие надежды. Ведь
на войне как на войне, особенно, если одна из воюющих сторон в тщетном желании
победить освободила себя от всех и всяческих ранее заключённых конвенций. Да и
как может «просвещённый» предрекатель ГЕ, втайне мечтающий, а на словах – просто
уверенный в скорой ГЕ, ограничивать себя какими-то конвенциями с такими
гейропными названиями, как например, женевские?
Бывая в этой самой Европе весьма
регулярно и отнюдь не всегда по-туристски кратко, работая в разных
университетах в Германии, Франции, Великобритании, Дании, я не мог не составить
себе представления о развитии там науки и культуры, не мог не задумываться,
имея там внучку, о будущем этой части мира. Поэтому моё отрицание ГЕ есть не
проявление старческого упрямства, а взвешенная и продуманная, в меру моего
понимания, точка зрения.
Тем не менее, отправляясь в Европу
впервые после высадки осеннего десанта мигрантов[iii],
я решил внимательно расспросить знакомых мне живущих там людей и самому
посмотреть, сколь это возможно за несколько дней, есть ли какие либо признаки
близкой ГЕ, на примере конкретного города Германии Дюссельдорфа, 5-7 города
Германии. Население этого города – примерно 600000 человек. Именно туда мы
вместе с женой поехали на приятнейший семейный праздник. Перед самым отъездом
хороший знакомый попросил выяснить, почём в Германии помидоры. Ему это нужно
было для опровержения или подтверждения, как уж выйдет, расхожей мудрости «Там
хорошо, где нас нет»[iv].
Да мне и самому было интересно
провести, пусть неизбежно беглое и поверхностное, сравнение жизни в Германии и
Израиле. Итак, по порядку. Ещё в аэропорту нам надо было позвонить, а наши мобильники
в наших неумелых руках всегда что-то такое выкидывают. И вот, с пятиминутным
интервалом трое, ожидающих прилёта гостей, набирают нужный нам номер и передают
с «пожалуйста» свои мобильники в мои «не проверенные» руки. Двое из помогавших
сказали «битте», а третья, китаянка, сказала «пожалуйста» по-русски.
Мы остановились в трёхзвёздочной
гостинице, имевшей хорошую оценку у авторитетного агентства по бронированию
гостиниц и авиабилетов – Booking.com. Гостиница
находится в примерно десяти минутах хода от Центрального вокзала и 15 минутах -
от центра города. Той поражающей чистоты улиц, которая потрясла меня во
Франкфурте-на-Майне 25 лет назад, сейчас уже определённо нет. Хотя, и уровень
Иерусалима немцами ещё пока не достигнут. Восточный «аромат» там определённо не
так силён.
Окрестность Центрального вокзала –
место обычного сосредоточения людей «не титульных» национальностей. Мы были там
пару раз, но ничего особенного - грязи, беспорядка, праздношатающейся молодёжи
подозрительного (и не подозрительного тоже) вида не было. Напомню, то, что пишу,
есть не результат глубокого анализа предмета, а «мгновенный снимок», со всеми
его достоинствами и недостатками. Поэтому не надо упрекать меня в
поверхностности. За достоверность факта ручаюсь, а обобщения делал уже
неоднократно, притом задолго до этой поездки.
Что касается мигрантов, то с ними мы
столкнулись буквально с первого момента приезда в гостиницу, и далее, в
процессе эдак двухчасовой прогулки. К кому мы ни обращались на английском или
немецком, акцент нас выдавал, и ответ всегда был на чистом русском, без
акцента. К вечеру я уже задался вопросом, а есть ли в Дюссельдорфе вообще немцы,
но в итоге они отыскались. Встреченные мигранты были в основном переехавшие в Германию
российские немцы, чьи старшие родственники во время ВОВ были высланы из
Поволжья в основном в Казахстан. Другая большая группа – евреи из СССР. Ну и,
наконец, их чисто русские родственники. Замечу, что мигрантов с «восточной
внешностью», в первую очередь, турок и курдов, которыми уже четверть века назад
кишел Франкфурт-на-Майне, мы, так уж угодно было судьбе, не встретили. Словом,
в применение к Дюссельдорфу, на беглый взгляд приезжего, «негров, малайцев и
прочий народ в море качает другой пароход».
До недавнего времени сравнение уровня
жизни в невоюющей третьей экономике мира и постоянно, увы, воюющем Израиле,
казалось мне лишённым какого бы то ни было смысла. Но, тем не менее, наши ВВП в
расчёте на душу населения не так уж и далеки: примерно 46 и 38 тысяч долларов,
соответственно. Поэтому решил провести пусть беглое, но сравнение, тем более
что в Германии живут несколько родных и хорошо знакомых «мигрантов». Те, кто в
Германии не работали, получают примерно 350 евро[v][vi].
Квартиру, снимаемую социальными службами, эта служба и оплачивает - всё, кроме
коммунальных услуг. «Мигранты», мягко говоря, не голодают, но крайне далеки от
голода и нищеты те в Израиле, кто живут на пособие по старости вместе с
социальной надбавкой.
В близлежащем магазине «народной» сети
«Нетто» (явно не шикарней моего издавна любимого «Альди») мы обнаружили
помидоры обычные по 1.5 евро за кг, мандарины – по 3, апельсины – по 2,
картошку – по 2. Мясо, молоко и их продукты намного дешевле, чем в Израиле. И
то, и другое объяснимо климатом и ландшафтом, но легко превращается в «дороговизну
продуктов питания», столь любимую израильскими политиками и политиканами,
делающими жизнь на страданиях «новых эмигрантов» со стажем пребывания в стране
эдак с четверть века. У «новых эмигрантов» есть и своя «новая» партия с
оригинальным, проникнутым истинно местным колоритом названием «Наш дом –
Израиль», или НДИ. И если борьба за снижение цены на сыр «коттедж» достигла
пару лет назад всеизраильского масштаба, то трудно даже вообразить, сколько
неиспользованных возможностей таит в себе борьба, например, за удешевление сыра
«камембер».
Попутно отмечу, коль завёл разговор о
ценах, что билет на проезд в общественном транспорте – 2.6 евро. Эта цифра явно
выше иерусалимской.
Помню, как приехавший из Германии на
две недели один из тамошних «флюхтлинге»[vii]
говорил о непомерно высоких ценах на жильё в Иерусалиме, однако цены за то, что
принято именовать «приличным жильём» во Франкфурте-на-Майне были эдак 5000 евро
за квадратный метр. Но «что дозволено Франкфурту, то не дозволено Иерусалиму»
считал почему-то тогдашний борец за Израиль и израильтян.
В Израиле полно людей, больных на
«квартирном вопросе», и считающих что им, как олим хадашим[viii]
квартира положена «здесь и сейчас», а тем более – их совершеннолетним детям. Квартирное
движение в Израиле возглавляет неувядающий, слава Богу, с годами, и знакомый
буквально как диктор ежедневных новостей ТВ г-н Берман, днюющий при Кнессете. Съём
квартир в Израиле считается чем-то ненужно дорогим и принижающим достоинство
съёмщика.
В Германии, да и США съёмным жильём
пользуется более половины потребителей. Я решил обновить свои старые сведения «что-почём»,
благо районное агентство недвижимости было просто под боком. Продаются в
основном квартиры площадью в 60-70 м2 за 160-170 тысяч евро. То, что
относится к категории приличных в понимании «понаехавших» не сирийцев будет в
1.5, а то и два раза дороже. Это вполне иерусалимский уровень, хотя по роли и
известности в мире, а потому и престижности проживания, Иерусалим определённо
опережает Дюссельдорф. Для тех, кто бросится со мною спорить, замечу, что
пятикомнатная квартира площадью 130 м2 в новёхоньком доме, в хорошем
районе Иерусалима, но не в его центре, стоит 2.3 млн шекелей, или 460 тысяч
евро[ix].
Квартира и дом, на мой взгляд, роскошные, что не помешало некоей «новоприбывшей»
даме, выступая по ТВ, комнаты в ней назвать собачьими конурами. Конечно, собака
собаке рознь…
Так сложилось, что побывал я и на
съёмной квартире. В хорошем, по-немецки чистом доме, на взгляд – в очень приличном
районе, но не в центре. Оплата – 700 евро в месяц, включает, если запомнил
правильно, воду, тепло, газ. Площадь трёхкомнатной квартиры – метров 80-85.
Сдатчиком служит организация, так что съём обходится без визгливой «хозяйки» и
мрачного хозяина (возможны, конечно, и другие варианты). Знаком со съёмом у
организации по США и вижу его большие преимущества. Насколько знаю, есть он и в
Израиле. Опять для справки – новёхонькая квартира 130 м2 и два
крытых, под домом, гаражных места, вместе с некоторыми коммунальными платежами обходится
в Иерусалиме в 6400 шекелей. Замечу, что это совсем неплохо для обеспеченных
бывалых репатриантов.
Праздник, на который мы с женой
приехали, нас поразил размахом, изобилием, местом проведения и т.п. Он был
целиком оплачен теми молодыми людьми, кто его организовывали, без дотаций
родителей и посторонней материальной помощи. Сидя в зале, вместе с ещё сотней
гостей, в основном из Германии, но также из куда более далёких стран, я
осознал, что передо мною – в сущности, мигранты, проведшие в стране эдак по
двадцать лет. Не нужные в СССР, они пришлись ко двору в Германии.
Непринуждённая обстановка позволяла поговорить с молодыми людьми и о проблеме новых
мигрантов. Устроенные, обеспеченные, прекрасно знающие немецкий язык, они не
видят в них проблемы ни для себя, ни для Германии. Оно и понятно – в Германии
живёт более чем 80 млн. человек, из них 92% этнических немцев, 3.5 млн.
мусульман, 2.5 немцев и 220000 евреев из СССР.
Помню впечатлившее меня высказывание
молодой женщины: «немцы помогли нам, почему не помочь и другим в беде? Те
налоги, которые я плачу, ещё долго не компенсируют того, что на меня было
потрачено Германией». Собеседники предполагали, что поток беженцев,
направившийся в Германию, скорее всего не случайный. Он мог иметь цель развалить
ЕС. Однако они отмечали, что среди сегодняшних беженцев из Сирии много
квалифицированных специалистов, и Германия приобрела за счёт новых беженцев чуть
ли не 3000 нужных ей врачей, для адаптации которых к местным условиям создаются
специальные курсы.
Мне могут сказать, что те мигранты,
которых я видел перед собой, представляют культуру, близкую к немецкой, а
потому легко абсорбируются. Как знать. Конечно, мусульмане привнесут свои
мечети, там будут и доктринёрские, анти европейские и антисемитские проповеди.
Но есть ведь и сеть русскоязычных ТВ, включая «Россию сегодня». Их слушает чуть
ли не 6 млн. человек. И это они привнесли полностью сочинённую историю «бедной
Лизы», девочки-немки из России. Слух об её изнасиловании «мигрантами восточного
вида» и ролик с подробностями этого дела был запущен 1 каналом российского ТВ.
Министр Лавров потребовал расследования, а всё оказалось фейком – насилия не
было. А вот толпы русско-говорящих, протестующих по поводу «наших бьют» - в
Берлине были. Чем не история про мальчика Мухаммеда а-Дуру, якобы убитого
израильскими солдатами 30 сентября 2000? Тоже фальшивка, немало вреда
причинившая Израилю. Но ведь на базе такой похожести не предлагают закрыть
русскоязычные СМИ.
Словом, за время короткой поездки я не
увидел признаков ГЕ в Дюссельдорфе. Город живёт вполне нормально. Работают
музеи, театры, концертный зал. Если это ГЕ, то можно успокоить СМИ и
общественное мнение в России – до такого состояния им определённо далеко. А
жаль. Казалось ещё совсем недавно, что счастье близко и так возможно.
Иерусалим
[i] Сознаюсь,
как и у многих физиков, моё отношение к философии и соответствующим подходам
лучше всего выразил знаменитый теоретик Р. Фейнман, эти подходы по сути дела просто
отрицавший. Фукуяма пишет: «Я бы
никогда не назвал себя философом. … Это слишком возвышенно для меня».
Констатирую иную оценку этого рода занятий.
[ii] Имею в виду, разумеется, не возраст.
[iv] Отмечу, к слову, что эта мудрость имеет и другой смысл, тесно связанный с
уже давно описанным поэтом «распространеньем нашим по планете».
[v] Примечательно, что с чисто немецкой аккуратностью на сумму, получаемую в
виде пенсии из России, уменьшается социальная помощь, так что результатом
оказывается всё те же примерно 350 евро.
А.К. В общем, как я понял, в Европе всё спокойно, и даже новые полезные кадры прибывают из среды беженцев, но вот сегодня, в Париже, полиции удалось предотвратить мега-теракт... Ах да, М.Амусья был в доброй, гостеприимной Германии, а не в Париже. И пишет он о невозможности ГО, а не о каком-то там теракте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий