«Царица русской сцены» - именно так называл актрису Екатерину Семенову сам Пушкин. Ей посвящали стихи поэты того времени, ею восторгались, от нее теряли голову.
Екатерина Семенова закончила Петербургскую театральную школу
В I главе «Евгения Онегина» Пушкин писал:
«Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил».
Таким образом великий русский поэт увековечил одну из самых знаменитых актрис того времени. «Младой Семеновой» в начале XIX века был очарован весь светский Петербург.
Древнегреческая красавица
Как дочь крепостной крестьянки могла попасть на лучшие сцены столицы Российской империи, не известно. Вероятно, в этом ей посодействовал отец, смоленский помещик Путята, от которого и забеременела мать будущей актрисы Дарья. Отчество Екатерина получила от крестьянина Семена, за которого Путята «заботливо» выдал замуж ее мать.
Екатерина Семенова. Портрет К. Брюллова.
Екатерина закончила Петербургскую театральную школу. И уже в 1803 году дебютировала в одном из лучших театров страны, Александринском, в роли Нанины в одноименной комедии Вольтера.
Но настоящую известность ей принесла роль Антигоны в трагедии «Эдип в Афинах» в 1804 году в постановке знаменитого драматурга Владислава Озерова.
Впоследствии именно в тандеме с Владиславом Александровичем наиболее полно раскроется талант Семеновой.
«Природа одарила ее всеми средствами, которыми может блистать артистка, – писал историк русского театра Алексей Ярцев. – Она представляла совершенный тип древнегреческой красавицы и для трагических ролей была идеалом женской красоты. Строгий, благородный профиль ее напоминал, по сравнению современника, древние камеи; прямой, пропорциональный нос с небольшим горбом, каштановые волосы, темно-голубые, даже синеватые, глаза, окаймленные ресницами, умеренный рот – все это вместе обаятельно действовало на каждого».
Пушкин, Гнедич и другие влюбленные
И многие были очарованы красотой и, главное, страстью, которую показывала на сцене Екатерина Семенова. В то время на петербургской сцене блистала еще одна актриса – француженка Жорж. И весь театральный Петербург разделился на поклонников Семеновой и почитателей Жорж. Екатерине недоставало мастерства, однако она с лихвой компенсировала этот недостаток своим темпераментом. Даже сама француженка признавала, что при всей своей технике страстностью она не дотягивает до русской актрисы.
Среди преданных поклонников Екатерины был и Александр Пушкин.
«Говоря об русской трагедии, говоришь о Семёновой — и, может быть, только об ней, - писал в своей статье «Мои замечания об русском театре» восторженный поэт. - Одарённая талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семёнова никогда не имела подлинника... Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья - все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано. Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и сотворила роль Антигоны и Моины; она одушевила измеренные строки Лобанова; в ее устах понравились нам славянские стихи Катенина, полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией… Семёнова не имеет соперницы; … она осталась единодержавною царицей трагической сцены».
Автограф этой статьи Пушкин подарил самой актрисе, а переводчик Гнедич, безнадежно влюбленный в Екатерину, написал на нем язвительный комментарий «Пьеса, писанная А. Пушкиным, когда он приволакивался, но бесполезно, за Семеновой».
Был влюблен в актрису и поэт Константин Батюшков, который писал:
«Я видел красоту, достойную венца,
Дочь добродетельну, печальну Антигону,
Опору слабую несчастного слепца;
Я видел, я внимал ее сердечну стону —
И в рубище простом почтенной нищеты
Узнал богиню красоты».
Капризна и вздорна
Что касается личной жизни самой актрисы, то ей на протяжении многих лет покровительствовал сенатор, богач, князь Иван Алексеевич Гагарин. От него актриса родила четверых детей – трех дочерей и сына.
В двадцатых годах XIX века звезда Семеновой начала постепенно клониться к закату. Чрезмерная любовь публики испортила характер Екатерины. Семенова была вздорна, капризна, себялюбива и не терпела никакого соперничества. Когда директором театров назначили князя Тюфякина, актриса не вынесла его резкого нрава и уволилась. Правда, не мысля жизни без сцены, она продолжала играть в любительских спектаклях.
Окончательно с театром Семенова простилась в 1826 году, сыграв свою последнюю роль в трагедии Крюковского «Пожарский».
После этого бывшая звезда сцены переехала в Москву, где вышла замуж за Гагарина, связь с которым к тому времени продолжалась уже 15 лет.
Умерла бывшая звезда сцены в Петербурге от тифа в возрасте 62 лет. Ее супруг скончался на 15 лет раньше Екатерины Семеновны. Сегодня могила актрисы находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
http://www.spb.aif.ru/
Екатерина Семенова закончила Петербургскую театральную школу
В I главе «Евгения Онегина» Пушкин писал:
«Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил».
Таким образом великий русский поэт увековечил одну из самых знаменитых актрис того времени. «Младой Семеновой» в начале XIX века был очарован весь светский Петербург.
Древнегреческая красавица
Как дочь крепостной крестьянки могла попасть на лучшие сцены столицы Российской империи, не известно. Вероятно, в этом ей посодействовал отец, смоленский помещик Путята, от которого и забеременела мать будущей актрисы Дарья. Отчество Екатерина получила от крестьянина Семена, за которого Путята «заботливо» выдал замуж ее мать.
Екатерина Семенова. Портрет К. Брюллова.
Екатерина закончила Петербургскую театральную школу. И уже в 1803 году дебютировала в одном из лучших театров страны, Александринском, в роли Нанины в одноименной комедии Вольтера.
Но настоящую известность ей принесла роль Антигоны в трагедии «Эдип в Афинах» в 1804 году в постановке знаменитого драматурга Владислава Озерова.
Впоследствии именно в тандеме с Владиславом Александровичем наиболее полно раскроется талант Семеновой.
«Природа одарила ее всеми средствами, которыми может блистать артистка, – писал историк русского театра Алексей Ярцев. – Она представляла совершенный тип древнегреческой красавицы и для трагических ролей была идеалом женской красоты. Строгий, благородный профиль ее напоминал, по сравнению современника, древние камеи; прямой, пропорциональный нос с небольшим горбом, каштановые волосы, темно-голубые, даже синеватые, глаза, окаймленные ресницами, умеренный рот – все это вместе обаятельно действовало на каждого».
Пушкин, Гнедич и другие влюбленные
И многие были очарованы красотой и, главное, страстью, которую показывала на сцене Екатерина Семенова. В то время на петербургской сцене блистала еще одна актриса – француженка Жорж. И весь театральный Петербург разделился на поклонников Семеновой и почитателей Жорж. Екатерине недоставало мастерства, однако она с лихвой компенсировала этот недостаток своим темпераментом. Даже сама француженка признавала, что при всей своей технике страстностью она не дотягивает до русской актрисы.
Среди преданных поклонников Екатерины был и Александр Пушкин.
«Говоря об русской трагедии, говоришь о Семёновой — и, может быть, только об ней, - писал в своей статье «Мои замечания об русском театре» восторженный поэт. - Одарённая талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семёнова никогда не имела подлинника... Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья - все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано. Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и сотворила роль Антигоны и Моины; она одушевила измеренные строки Лобанова; в ее устах понравились нам славянские стихи Катенина, полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией… Семёнова не имеет соперницы; … она осталась единодержавною царицей трагической сцены».
Автограф этой статьи Пушкин подарил самой актрисе, а переводчик Гнедич, безнадежно влюбленный в Екатерину, написал на нем язвительный комментарий «Пьеса, писанная А. Пушкиным, когда он приволакивался, но бесполезно, за Семеновой».
Был влюблен в актрису и поэт Константин Батюшков, который писал:
«Я видел красоту, достойную венца,
Дочь добродетельну, печальну Антигону,
Опору слабую несчастного слепца;
Я видел, я внимал ее сердечну стону —
И в рубище простом почтенной нищеты
Узнал богиню красоты».
Капризна и вздорна
Что касается личной жизни самой актрисы, то ей на протяжении многих лет покровительствовал сенатор, богач, князь Иван Алексеевич Гагарин. От него актриса родила четверых детей – трех дочерей и сына.
В двадцатых годах XIX века звезда Семеновой начала постепенно клониться к закату. Чрезмерная любовь публики испортила характер Екатерины. Семенова была вздорна, капризна, себялюбива и не терпела никакого соперничества. Когда директором театров назначили князя Тюфякина, актриса не вынесла его резкого нрава и уволилась. Правда, не мысля жизни без сцены, она продолжала играть в любительских спектаклях.
Окончательно с театром Семенова простилась в 1826 году, сыграв свою последнюю роль в трагедии Крюковского «Пожарский».
После этого бывшая звезда сцены переехала в Москву, где вышла замуж за Гагарина, связь с которым к тому времени продолжалась уже 15 лет.
Умерла бывшая звезда сцены в Петербурге от тифа в возрасте 62 лет. Ее супруг скончался на 15 лет раньше Екатерины Семеновны. Сегодня могила актрисы находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
http://www.spb.aif.ru/
Источник: http://www.spb.aif.ru/...
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий