Браво, Альбац! Как еврея, даже либерала, не корми, а он всё равно в Тору смотритО. Журавлева― Хорошо. Давайте про другое. Тоже ваше мнение очень интересно. Возникла новая история с проверкой на экстремизм. В некую детскую еврейскую школу пришли с проверкой проверить на экстремизм Тору.
Е. Альбац― Они затребовали полностью Танах, то есть весь корпус еврейской Библии. И Тора, и Невиим, Кетувим и так далее. Я думаю, я вот прочитала, я хохотала, конечно, но с другой стороны я подумала, что это очень полезно. Если российские прокуроры сядут и, наконец, прочитают Пятикнижие, которое является каноническим текстом православной Библии, в том числе…
О. Журавлева― Ветхий Завет.
Е. АЛЬБАЦ: Навального можно любить или не любить, но нельзя заподозрить, что ему кто-то что-то заказалЕ. Альбац― Это книга. Если они прочитают Пятикнижие, это будет чрезвычайно полезно. С моей точки зрения это одна из лучших книг политической философии. Они прочитают, что человек превращается в абсолютно дикое животное и страшное, когда он живет без закона. Это собственно все то, что описывается в первой книге, которая в христианской Библии называется Бытие, а в еврейской – Берешит. То, что мы часто видим Бытие, Исход это греческие переводы. В еврейской Библии это начало. Вот какой человек был в начале, пока он не получил закон.
О. Журавлева― Евгения Марковна, я вас разочарую. Прокуроры не будут это читать.
Е. Альбац― Как?
О. Журавлева― Они получат бумажки от экспертов.
Е. Альбац― Нет, я не могу в это поверить. Оля, они сейчас увидят и скажут себе: господи, наконец-то за государственные деньги у нас появилась возможность потратить несколько дней и, наконец, прочитать Библию. Это же потрясающе. Нет, Оленька, я вам не верю. Они не могут отказать себе в этом удовольствии. Это одна из самых интересных книг человечества. Неслучайно Библия самая тиражная книга мира. Это действительно безумно интересно читать. Потому что, понимаете, мы видим, как человеку, насколько страшен человек, когда нет закона. Когда нет институтов, как все друг друга обманывают. Матери — отцов, отцы – матерей.
О. Журавлева― Продают людей, истребляют народы.
Е. Альбац― Вообще это кошмарный ужас. Об этом вся первая книга Пятикнижия. Потом начинается безумно интересная книга, которая называется в христианской Библии Исход, в еврейской это Шмот. Имена. Шма – имя, шмот – имена. Когда люди выходят из рабства и обретают имена. Потому что раб не имеет имени. Когда люди просят у Бога – дай нам закон. И Господь дает им свои заповеди. И с каким трудом люди, которые сами просили, говорили, ну научи нас как жить, мы же ничего не умеем, нам так было там хреново, 300 лет рабства, детей наших закатывали вместо цемента в пирамиды. И вообще нам было ужасно плохо. И мы были ничтожествами, и вот ты помог нам выйти из рабства. И дай нам закон. Мы теперь будем хорошими. И Господь абсолютно такой необыкновенный патронаж и еду им сбрасывает и все помогает, и дорогу указывает, такой сплошной патронаж. И, наконец, он им дает закон. Что они делают? Пока Моисей находится на горе Синай, это изумительная есть во второй книге глава Корах. И что они делают? – тут же начинается свальный грех, оргия, они отливают золотого тельца, и спикер Моисея Аарон, который казалось бы, вот вам лидер, но ему так хочется нравиться плебсу, массам. И он совершенно выбирает такой популистский шаг. Они к нему приходят, говорят: Аарон, пошли с нами, у нас тут свальный грех, замечательно, будем поклоняться тельцу. И он с ними идет. Это безумно интересно читать. Как тяжело институты входят в жизнь диких зверей под названием люди. И как они им совершенно необходимы. Как важно лидерство. Как легко уходить в популизм и чем опасен популизм. Как популизм обязательно ведет к крови. Потому что за этим популизмом Арона следует большая кровь и так далее. Но я очень люблю эту книгу, очень люблю комментарии к этой книге. Я думаю, что это одно из самых любопытных просто интеллектуальных упражнений читать Пятикнижие. Я уж не говорю о том, что вся политическая философия на этом построена.
О. Журавлева― Вы верите, что люди это поймут?
Е. Альбац― Как это? Конечно. А почему же, люди это понимали, читают…
О. Журавлева― Есть такая штука – функциональная неграмотность. Слова понимаем, смысла не видим.
Е. АЛЬБАЦ: Кадырову удалось как-то отстроить Чечню и у людей более-менее стабильная жизнь.Е. Альбац― Значит еще раз, сам факт того, что люди читают, это уже абсолютно положительный факт. Поэтому если в городе Екатеринбурге прокурорам, я вела когда-то семинар по Торе, я очень люблю всю эту историю. Если нужно им прочитать несколько лекций, с большим удовольствием, я хорошо знаю эту книгу.
О. Журавлева― Внимание, Екатеринбург. Евгения Альбац предлагает свои услуги. К счастью, есть масса специалистов. Мы помним историю с Бхагавадгита, которую тоже проверяли на экстремизм и кстати суд признал, что нет там экстремизма. И был очень интересный процесс. И есть по этому поводу масса публикаций.
Е. Альбац― Это все проходили во времена средневековья. Это все мы уже проходили. Я имею в виду человечество. Почему России так нравится все время куда-то назад вспять. Обязательно ведьмы…
"Особое мнения" 2 июня.
"Шма – имя, шмот – имена".
ОтветитьУдалитьНа самом деле, имя - "шем". "Шма" - слушай. "Шма Исраэль" - "Слушай, Израиль".