За короткий выморочный день,
На подвижной лестнице Ламарка
Я займу последнюю ступень.
Осип Мандельштам
В научном мире Америки произошло событие эпохальное: самый старый (издается с 1845 года) и популярный научный журнал страны Scientific American в ноябрьском номере за 2013 год напечатал статью профессора психологии Д. Беринга о реинкарнации (http://blogs.scientificamerican.com/bering-in-mind/2013/11/02/ian-stevensons-case-for-the-afterlife-are-we-skeptics-really-just-cynics). С. Е. Риглер уподобила невероятность этого происшествия печатанию рецепта приготовления свиной отбивной в кошерной кулинарной книге. Я бы использовал обратное сравнение: подаче кошерного блюда в вертепе (рационалистов)!
В статье речь идет об исследовании профессора Я. Стевенсона трех тысяч случаев детских воспоминаний о предшествующих жизнях, собранных в разных странах на разных континентах, на 2268 страницах двухтомного труда «Реинкарнация и биология».
Стевенсон пишет, что воспоминания эти живы у детей в возрасте от двух до пяти лет и наиболее ярки в случаях насильственного окончания прошлой жизни. Он документировал даже три случая, когда ребенок встречал убийцу из своей прошлой реинкарнации и атаковал злодея. Способствует ясности воспоминаний и физическая травма в прошлой жизни. Стевенсон описывает мальчика в Индии, родившегося с бескостными корешками пальцев на правой руке и помнящего, как в прошлой жизни потерял пальцы правой руки в дробильной машине. Реинкарнация, пишет Стевенсон, никогда не происходит немедленно после окончания прошлой жизни, всегда есть зазор в несколько лет. Не напоминает это Страну неродившихся детей Метерлинка?
Видный физик, лауреат престижной премии Хейна Немецкого математического общества Д. Кулманн-Вилсдорф считает, что работа Стевенсона установила «статистическую вероятность явления реинкарнации столь убедительную… что общее доказательство его не уступает требованиям в большинстве, если не во всех науках».
Я думаю, что такое признание научности исследования Стевенсона снимает недоумение об известных случаях, когда после черепно-мозговой травмы человек вспоминал незнакомые ему, иногда даже мертвые языки, такие как старофранцузский или санскрит. До сих пор это явление было принято квалифицировать как необъяснимое.
Конечно, ученым хотелось бы найти не только статистическое доказательство явления реинкарнации, но и механизм ее. Сам Стевенсон несколько наивно полагал, что такое открытие принесет «концептуальную революцию, рядом с которой коперниковская покажется тривиальной».
Мне весь этот научный восторг напомнил картинку, на которой ученые, обдирая ладони в кровь, карабкаются по крутому склону к сияющей вершине знания, но, достигнув ее, обнаруживают там религиозного еврея в лапсердаке и с пейсами, погруженного в священные тексты. «Зогар», основополагающая книга Каббалы, время написания которой относят ко II веку нашей эры, рассматривает гилгул (еврейское понятие, близкое к реинкарнации) как данность. Великий каббалист Ари (XVI век) даже определял, в кого реинкарнировали души выдающихся персонажей прошлого. Принимали гилгул как факт крупнейшие мудрецы последних веков — Виленский Гаон и Хофец Хаим. А Рамхаль, выдающийся мыслитель XVIII века, в классическом труде «Путь Творца» объяснял: «Всевышний организовал дело так, чтобы максимально повысить шансы человека достичь полного спасения. Душа может реинкарнировать множество раз в различные тела, при этом исправляя ущерб, причиненный ей в предыдущих реинкарнациях. Таким образом, она может приближаться к совершенству, не достигнутому ею в прошлых жизнях» (3:10). Что стоят по сравнению с такой глубиной мысли жалкие надежды современных ученых открыть механизмы реинкарнаций?!
Современные еврейские исследователи явления реинкарнации сосредоточены, понятно, на истории шести миллионов душ людей, погубленных в Холокост. С. Е. Риглер, собирающая такие сведения, описывает свой опыт. Рожденная в Нью-Джерси в 1948 году в семье, не затронутой Катастрофой, она пытается понять природу своей одержимости с детства этой трагедией. Ее одержимость, а также приведенные ею другие аналогичные случаи, вполне вписываются в теорию Стевенсена о том, что люди яснее вспоминают события из прошлых жизней, оборванных насильственно. И тут Холокост дал обильный материал.
Пример из приведенных Риглер: Нехама Борнштейн, рожденная в Дании в 1963 году, во сне шла с группой людей сквозь темный коридор. В этом необыкновенно четком сне она запомнила и правую стену из коричневых деревянных панелей, и низкий потолок, и левую стену из крашенного в белое кирпича. В конце коридора направо была не полностью открытая дверь, в которую заталкивали всех идущих. Довольно большая комната за ней была освещена, хоть источник света был невидим. Несколько лет спустя Борнштейн увидела этот коридор на выставке детских фотографий из Освенцима в Академии архитектуры в Копенгагене. Маленькая табличка под фотографией запомнившейся ей двери сообщала: «Вход в газовую камеру».
Высказывается мнение, что большинство евреев, рожденных в десятилетия после Холокоста, являются реинкарнацией погибших.
Интересный вопрос: почему все эти истории, включая серьезное научное исследование о нематериальности души, появились в наше время? Популярна формула, которую я слышал и от религиозных людей: «Нельзя научно ни доказать, ни опровергнуть существование Б-га». Мне кажется, нет ничего дальше от истины, доказательств бесконечно много.
Интересную идею я слышал от Ефима Свирского, психотерапевта и раввина, автора удивительных книг и лекций о случаях реинкарнации. Отец Ефима Григорий, известный писатель, когда-то фронтовик и коммунист, позже диссидент, всю жизнь остается атеистом. Мама Ефима, ученый-химик, доктор наук, умирая, попросила сына: «Отнесись к атеизму отца с пониманием. Он ведь не ученый…»
Становится понятным, почему величайшие ученые времен, когда наука была единой и, занимаясь ею, человек познавал мир, — Декарт, Ньютон, Лейбниц — были одновременно крупными теологами. Когда же наука распалась на мелкие отсеки, многие ученые перестали видеть за своим ограниченным предметом Творца.
Потеря сегодняшним «просвещенным человечеством» религиозности грозит нашей цивилизации аннигиляцией. Поэтому, быть может, и стало необходимым появление научных доказательств нематериальности души.
Пинхас Полонский как-то заметил по поводу одного природного феномена: «Неужели Всевышний считает нас столь тупыми, что дает нам такой явный знак своего присутствия?» Похоже, действительно считает. И открывает сегодня столь ясное свидетельство этого присутствия, как память о реинкарнации.
А нам остается или признать это свидетельство, или не признать. И настаивать, как предполагает эпиграф, на том, что «все живое лишь помарка». Рискуя при этом в следующей реинкарнации последовать путем из того же стиха:
К кольчецам спущусь
и к усоногим,
Прошуршав средь ящериц и змей,
По упругим сходням, по излогам
Сокращусь, исчезну, как протей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий