Дмитрий Зимин
О патриотизме и рабстве О любви к
власти как форме стокгольмского синдрома
Патриотизм бывает разных оттенков, но
я бы выделил два. Один — это любовь к родному государству, когда человек
гордится достоинствами своего государства, своим правительством и правителем,
настороженно, а то и враждебно относится ко всему зарубежному. Другой — нежная
любовь к родине, скорбь по поводу ее бед и недостатков, внимательное и
доброжелательное наблюдение за всем хорошим в мире, желание учиться у мира
этому хорошему, чтобы перенести это хорошее на свою родину. Эти два вида
патриотизма — гордиться или учиться — конкуренты. А может, и политические
противники. Патриотизм как любовь к государству всячески подогревается властью.
В своем крайнем проявлении любовь к стране и государству (власти) приобретает
истеричный характер «национального нарциссизма», по выражению одного известного
публициста, а в отношении со значительной частью остального мира появляются
элементы истеричной злобы. Видимо, этот вид патриотизма имел в виду Лев
Толстой, когда говорил: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном
значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения
властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого
достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти…
Патриотизм есть рабство»* * Лев Толстой, «Христианство и патриотизм», 1893–1894
. Мне кажется, что этим определением — патриотизм есть рабство — гений Толстого
предвосхитил открытие такого феномена, как стокгольмский синдром: любовь,
иногда страстная, жертвы — к террористу-захватчику, к насильнику, который
обращается со своими жертвам, как с рабами. В Стокгольме грабители, захватившие
банк и удерживавшие несколько дней его клиентов и сотрудников в качестве
заложников и превратившие их в рабов, в конце концов стали для своих жертв
объектами настоящей любви — до такой степени, что они стали защищать грабителей
от полиции. Возможно, что в древние времена любовь раба к своему хозяину
позволяла рабу легче переносить свое рабство, увеличивала шансы на выживание и
создание потомства, и она нашла отражение в геноме. Сейчас это вредный атавизм.
Мы видели проявление такого патриотизма рабов в масштабах страны на примерах
гитлеровской Германии, сталинского СССР, полпотовской Кампучии, нынешней
Северной Кореи. История цивилизации доказывает, что общество должно держать
власть на вытянутой руке, ни в коем случае не допуская ее к своему сердцу.
«Настоящий патриот всегда должен быть готов защитить свою страну от своего
правительства», — писал американский философ Эдвард Эбби. «Недоверие к власти
должно быть первейшим гражданским долгом», — утверждал и шотландский писатель
Норман Дуглас (цитирую по статье российского специалиста по бюрократии
Александра Оболонского «Политическое недоверие как позитивный фактор»). При
этом и англичане, и американцы — первейшие патриоты своих стран. Фото:
Роман Гончаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий