Нацисты
даже в самые тяжелые для себя моменты войны не упускали из виду главную свою
задачу: «окончательное решение еврейского вопроса». Но будет ошибкой думать,
что Сталин и его банда в те же роковые годы утратили бдительность в борьбе с
«еврейским засильем».
Август 1942
года, фашистские армии штурмуют Сталинград, судьба «братского союза
народов» висит на волоске, на оккупированных
территорий развернут геноцид еврейского населения, а Управление пропаганды и
агитации ЦК ВКП (б) крайне обеспокоено «национальной чистотой русского
искусства» и в связи с этим шлет подробную бумагу секретарям ЦК ВКП (б),
товарищам Андрееву, Маленкову, Щербакову.
В докладной
записке, в частности, сказано: «В управлениях Комитета по делам искусства и во
главе многих учреждений русского искусства оказались нерусские люди
(преимущественно евреи)…. Комитет по делам искусств целиком передоверил этим
людям, нередко чуждым русскому искусству, подбор и выдвижение кадров. В
результате во многих учреждениях русского искусства русские люди оказались в
меньшинстве…. В Большом театре Союза ССР, являющемся центром и вышкой русской
музыкальной культуры и оперного искусства СССР, руководящий состав целиком
нерусский…. Не случайно поэтому, что в консерваториях учащимся не прививают
любовь к русской музыке, к русской народной песне…. Оканчивающие консерваторию
вокалисты не знают совсем русских народных песен… На выдвижение и воспитание
музыкальных кадров большое влияние оказывает музыкальная критика. Преобладание
среди критиков также нерусских…. нередко приводит к неправильному,
тенденциозному, однобокому освещению в печати вопросов музыки…. Это положение с
кадрами в искусстве, сложившееся на протяжении ряда лет, требует немедленного
вмешательства и принятия решительных мер уже в ближайшее время… Провести уже
сейчас частичное обновление руководящих кадров в ряде учреждений искусства…»
Начальник Управления пропаганды ЦК ВКП (б) Г. Александров.
Представил
себе невероятное: все высоты в коммунальном хозяйстве СССР захвачены евреями. Могла
бы появиться на свет, в ответ на такое безобразие, подобная записка о
недопустимости преобладания евреев в рядах дворников, маляров и
водопроводчиков? Нет, конечно. После войны захватили айсоры все «высоты» по
чистке обуви. И ничего, не стали суетиться в ЦК ленинской партии по этому
поводу…. Да, насколько богаче и спокойней жили бы подданные Советской империи,
если бы Исаак Дунаевский не музыку писал, а чинил сливные бачки, академик
Арцимович мел улицу, а Самуил Маршак работал бы откатчиком пустой породы в
шахте.
Вот и
сегодня в России все повторяется, если верить экрану телевидения. Не идут евреи
в шахтеры и плотники, а вцепились намертво в ту же скрипочку, в перо журналиста
и писателя, даже в политике норовят занять определенные позиции. Крепка вера
детей Иакова в новые времена. Это замечательно, но нельзя так уж легкомысленно
игнорировать уроки истории.
24 июля
1942 года Адольф Гитлер за ужином сообщил собравшимся следующее: «Сталин в
беседе с Риббентропом также не скрывал, что ждет того момента, когда в СССР
будет достаточно своей интеллигенции, чтобы полностью покончить с засильем в
руководстве евреев, которые на сегодняшний день пока еще нужны ему».
«Застольные разговоры Гитлера».
Ровно через
месяц после откровений фюрера председатель Комитета по делам кинематографии И.
Большаков жалуется секретарю ЦК ВКП (б) А.С. Щербакову: «Сообщаю, что
С.Эйзенштейн просит утвердить на роль русской княгини Ефросиньи в фильме «Иван
Грозный» актрису Раневскую. Он прислал фотографии Раневской в роли Ефросиньи,
которые я направляю вам. Мне кажется, что семитские черты у Раневской очень
ярко выступают, особенно на крупных планах и поэтому утверждать Раневскую на
роль Ефросиньи не следует, хотя Эйзенштейн будет апеллировать во все инстанции».
Жестоковыйный Эйзенштейн снял все-таки в роли
Ефросиньи актрису с теми же семитскими чертами – Серафиму Бирман. Впрочем, не
только этот факт, связанный с фильмом о русском царе, любопытен и имеет
отношение к исследуемой нами теме.
В 1941 году
Сергей Эйзенштейн задумал снять фильм о
деле Бейлиса (сценарий к нему написал Лев Шейнин) и направил лично вождю
народов письмо с настоятельной просьбой запустить эту «антифашистскую» ленту в
производство. Сталин ответил режиссеру, отметив, что фильм на эту тему не
кажется ему своевременным, а вот снять картину об Иване Грозном он настоятельно
рекомендует.
Так
Эйзенштейн поменял еврея-приказчика на русского царя.
Вернемся к
сборнику документов. Государственный антисемитизм в советском разливе должен
был исключать до поры до времени антисемитизм бытовой. Все по приказу. Пока
шайке юдофобов не дана команда «фас!», кидаться на евреев они не имели никакого
права, а потому читаем в архивах документы о «пресечении антисемитских выходок»
в Узбекистане и Казахстане.
В частности
местное управление узбекской НКВД ССР сообщает Л.П.Берии 20 августа 1942 года:
«Отмечен ряд случаев погромной антисемитской агитации. Санитарка Ташкентского
тубдиспансера №1 Свистухина М.Ф., следуя в трамвае, вела антисемитскую
агитацию, заявляя, что с приходом Гитлера эвакуированные в Узбекистан евреи
будут все перерезаны. Свистухина арестована».
В октябре
1942 года прокурор СССР Бочков сообщает Вышинскому, что « факты проявления
антисемитизма в Казахстане принимают распространенный характер. Так, если в
первом полугодии 1942 г. по всей республике по ст. 59 УК РСФСР было предано
суду 20 человек, то за время с 1 августа по 4 сентября с.г. только по оной Алма
–Атинской области предано суду 35 человек….Преступления, направленные на
разжигание национальной вражды, приняли разнообразные формы: публичные
выступления, оскорбляющие национальное достоинство; избиение на улицах;
открытое одобрение политики Гитлера по отношению к евреям; повреждение
имущества, отказ от предоставления работы; распространение листовок с призывом
не продавать евреям продуктов питания; распространение слухов об убийстве
евреями детей».
В моем
питерском детстве был безногий, страшный нищий на тележке, дежуривший постоянно
у церкви возле нашего дома. Шел как-то мимо и услышал в спину хриплый шепоток:
«Цветочек – жидочек, чтоб тебя козел сожрал». Этот нищий инвалид и его
проклятие - одно из самых ярких
воспоминаний моего детства.
А потому с
особым интересом прочел в сборнике письмо писателя А.Н. Степанова
ответственному редактору «Красной звезды» Д.И. Ортенбергу: «… Об антисемитизме.
Демобилизованные из армии раненые являются главными его распространителями. Они
открыто говорят, что евреи уклоняются от войны, сидят по тылам на тепленьких
местах и ведут настоящую погромную агитацию. Я был свидетелем того, как евреев
выгоняли из очередей, избивали даже женщин те же безногие калеки. Раненые в
отпуске часто возглавляют такие хулиганские выходки. Со стороны милиции по
отношению к таким проступкам проявляется преступная мягкость, граничащая с
прямым попустительством».
Понятно,
что должна была возникнуть еврейская реакция на такое положение дел. 2 мая С.М.
Михоэлс и Ш. Эпштейн жалуются завзятому юдофобу, секретарю ЦК ВКП (б) Щербакову
на то, что в официальной печати не публикуется количество евреев
военнослужащих, награжденных орденами и медалями.
(В
примечании к сборнику публикуются цифры НКО СССР, согласно которым на 1 января
1943 года 11 908 евреев получили награды, белорусы – 11 036, татары
7 576, далее по убывающей).
Ряд дефиниций обращения руководителей ЕАК
Щербаков подчеркнул, на полях поставил жирный знак вопроса и отправил документ
в архив.
Активист
ЕАК и член ВКП (б) с 1919 года Я. Гринберг рискнул обратиться лично к И.В.
Сталину 13 мая 1943 с письмом: «Дорогой вождь и учитель И.В. Сталин! Чем можно
объяснить, что в нашей советской стране в столь суровое время мутная волна
отвратительного антисемитизма возродилась и проникла в отдельные советские
аппараты и даже партийные организации? Что это? Преступная глупость не в меру
ретивых людей, невольно содействующих нацистской агентуре, или что-либо иное….
Меня товарищи уверяют, что в руководящих партийных органах многое известно.
Ваше личное вмешательство может коренным образом изменить положение ве6щей…»
Вмешательство последовало, но не сразу: наивный
Гринберг был арестован в 1947 году и умер от пыток.
Через год после
того, как верного ленинца замучили в тюрьме, композитор Борис Мокроусов получил
Сталинскую премию. Но осенью 1944 г., все тот же тов. Щербаков получил
информацию следующего содержания: «18 сентября композитор Мокроусов,
основательно выпивши, зашел в биллиардную со словами «когда только не будет у
нас жидов и Россия будет принадлежать
русским», он подошел к композитору Кручинину, взял его за воротник, встряхнул и
сказал: «Скажи, ты жид или русский?» Кручинин ответил: «Был и остаюсь жидом»
(хотя в действительности он является русским).
Присутствующие композиторы были возмущены поведением Мокроусова и написали заявление в
Оргкомитет Союза советских композиторов.
Мы,
нижеподписавшиеся, считаем своим долгом довести до сведения Оргкомитета
следующее:
В понедельник
вечером 18 сентября 1944 года мы оказались свидетелями возмутительной выходки
Б. Мокроусова, позволившего себе в нашем присутствии и в присутствии ряда
товарище развить теорию о «России для русских». Среди прочего запомнились
выражения: «довольно жидовского царства», «грузинский оргкомитет», «бей жидов,
спасай Россию» и т.п.
Под этой
информацией следует указание т. Щербакова: «Александрову. Надо проследить,
чтобы антисемита Мокроусова строго наказали».
Строго, так
строго: антисемиту объявили строгий выговор, что никак не помешало ему спустя
четыре года получить высшую награду за тот, случайный испуг.
Ни одним
искусством живы люди, хоть и песенным. Вот директор Центрального
онкологического института и главврач Клинической больницы им. Боткина Б.
Шимелиович жалуется Маленкову, что заведующий сектором здравоохранение ЦК некто
Петрова является ярой антисемиткой, и выкрикивала: « в Институте «еврейская
партийная организация», что идет вразрез с учением Сталина по национальному
вопросу» и так далее.
В сборнике
документов значится: «МГБ СССР 13 января 1949 года за шпионскую и
националистическую деятельность был арестован Шимелиович Борис Абрамович, 1892
года рождения, уроженец гор. Риги, еврей, член ВКП (б) с 1920 года, бывший
главный врач больницы им. Боткина».
Выходит,
это не Петрова, а сам профессор Шимелиович существовал «вразрез с учением
Сталина по национальному вопросу». Убили этого замечательного доктора и, увы, тоже
верного ленинца с 1920 года.
Итак, жертва будущей массовой чистки намечена. В 1944 году проведена успешная
экзекуция ряда народов Кавказа. Тысячи теплушек стоят на запасном пути, но
система сталинского геноцида всегда нуждалась в заранее подготовленном
«обвинительном заключении». Не мог Коба просто так, без народной поддержки, выполнить
обещание данное Риббентропу. Требовалась усиленная идеологическая обработка
населения СССР.
Наметки
этой обработки появились в годы войны. Судя по всему, в Кремле уже тогда было
решено не отрывать некое подобие борьбы с антисемитизмом с беспощадным преследованием еврейского
национализма и сионизма.
Осенью 1944
г. в аппарате ЦК КП (б) У появляется документ, сигнализирующий о «слабой работе
НКГБ УССР «по разоблачению сионистских элементов». Таковые находятся
незамедлительно: «О журналисте Хаиме Токаре…. По данным Токаря, Фефер в
сочувственных тонах рассказывает о сионистском движении в Америке. Фефер якобы
заявил Токарю: «Нам, евреям, необходимо иметь свое государство, иначе толка не
будет»… О еврейском писателе Гофштейне… В частности установлено, что Гофштейн
пытался в этом году организовать в гор. Киеве массовую демонстрацию еврейского
населения в годовщину расстрела немцами в Бабьем Яру.
Вывод:
«Обязать НКВД (тов. Савченко) улучшить работу по вскрытию деятельности
сионистских элементов и решительному пресечению их организационной
деятельности».
Кстати,
ничто так не доказывает решимость Сталина провести в СССР геноцид евреев, как
приказ спрятать следы гитлеровского «окончательного решения еврейского
вопроса». Нет, и не было душегубок Биркенау, не существует Бабий Яр, рассыпана
«Черная книга».
Все это
досадные помехи на пути идеологической обработки масс в нужном направлении.
Помехами оказываются и остатки евреев на освобожденных в ходе войны
территориях.
Октябрь
1944 года. Из управления кадрами ЦК ВКП (б) уходит документ в адрес Г.М.
Маленкова. Секретарю ЦК рекомендуют срочно разобраться с безобразиями в Литве:
« Вся еврейская община Вильнюса насчитывает около 2 тысяч человек и находится
главным образом под влиянием раввинов. Община потребовала от партийных и
советских организаций Литвы создания особых еврейских школ, детского дома и
детского сада только для еврейских ребят. ЦК КП (б) Литвы и лично тов. Снечкус
вместо того, чтобы разъяснить ненужность и вредность такой затеи для самих же
еврейских ребят, дал согласие: школы, детский сад и детский дом были созданы».
Не понимали
в те давние годы, чудом спасшиеся от смерти ребята, что им крайне вредно
оставаться евреями и подпадать под влияние раввинов. Да и какие могут быть
еврейские школы, когда и такой нации, как евреи, по указанию тов. Сталина не
существовало.
На пике
успешной борьбы с фашизмом утратило
бдительность руководство Еврейским антифашистским комитетом, предложив тов.
Молотову создать Еврейскую республику в Крыму. Задача эта Михоэлсу, Эпштейну и
Феферу показалась разрешимой. Татар из Крыма выселили, почему бы не заселить эти благодатные земли евреями.
Странная, по меньшей мере, идея: детских домов не должно быть еврейских, а
лидеры ЕАК просят у Сталина целую республику.
В мае 1944
года следует грубая и прямая реакция на эту затею: « Гитлеровцы говорят о
неполноценности всех других народов, кроме немецкого. Особенно неполноценными
они считаю славян. Это клевета на наш народ. Но, если бы гитлеровцы
использовали материалы, разосланные Еврейским антифашистским комитетом, они
могли бы доказать, что среди народов советской страны нет ни одного способного
ученого, писателя, хозяйственника, инженера, врача, изобретателя, архитектора,
художника, композитора, кроме евреев. Руководители Еврейского комитета больны
политически, они сознательно проводят националистическую линию в материалах,
посылаемых за границу. Они не хотят выполнять прямых указаний о перестройке
работы комитета. Во главе комитета надо поставить советского еврея».
А
несоветских руководителей ЕАК, естественно, уничтожить, что и было исполнено
через четыре года. Любопытно, что в приведенном документе, пожалуй, впервые
сделана попытка сравнить нацизм с еврейским национализмом. Этот тезис был
сохранен в архивах идеологических служб СССР и впоследствии предложен «борцам
за свободу Палестины» вместе с автоматом Калашникова.
В последний
год войны, когда родилась идея еврейского Крыма, мало кто верил и надеялся на
создание государства Израиль, а печи крематориев Аушвица продолжали дымить, и
так хотелось, чтобы народы мира оставили жестоковыйное племя в покое, дали ему
возможность жить по своему умению и хотению, вдали от наветов, погромов и страха. Отсюда и невольная гордыня уничтожаемого
народа, и мечта о спасительном острове в океане ненависти.
Крым так и
не стал и не мог стать землей потомков Иакова. Но еврейские школы и детские
дома в Литве все-таки существовали некоторое время. Может быть, в Израиле живут
воспитанники этих учебных заведений? Многие из них наверняка живы, здоровы и
самое время пополнить недостающими страницами летопись народа, который, вопреки
всему, не исчез под жерновами беспощадного времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий