пятница, 10 января 2014 г.

ОХОТНИК И ЖЕРТВА



 Почта в нашем районе  сквернейшая:  максимум две вялые дамы по ту сторону окошка и, как результат, длинные очереди. И это при странном разделении труда. Деньги принимают обе дамы, но торгуют конвертами, марками, бланками всего одна.
 Скандалы на нашей почте – дело обычное. Вот и сегодня одна из работниц отказалась продать молодому человеку конверты, послала его в другую очередь, но клиент оказался тертый. Он сразу стал кричать, что это безобразие. Почему его заставляют бегать, крадут его время? Дама, молча, выслушала его крик и отправилась пешим ходом за конвертами, а настырный юноша сразу успокоился.
 В который раз подумал, почему крик, напор – помогает в борьбе с мелким чиновным людом в Израиле, а в России точно такое же поведение могло лишь ухудшить положение просителя.
 Вот на этой почте и появилась у меня догадка, может быть и достоверная: молодой человек криком показал даме, что он такой же еврей, как и она, то есть дама – вовсе не охотник, назначенный свыше убивать время клиента, калечить его нервы и так далее, а такая же жертва, как он сам. Служащая живо усвоила урок и повела себя так, как положено.
 В России практически каждый бюрократ - охотник. Он охотится за вашими деньгами, вашим здоровьем, вашим временем. Он поставлен властью, чтобы «отстреливать» просителей, а не выполнять их просьбы. Кричать на охотника бесполезно. Он только быстрее «нажмет на курок».
  Вспомнил я об этой истории вовсе не затем, что соорудить очередной, бытовой очерк с целью исправлять положение в сфере обслуживания граждан и так далее. Нет, иная, более серьезная проблема, стоит за этим привычным и обычным скандалом на почте. Но начну снова издалека.
Наша псина, нежнейшее и добрейшее создание, ведет себя, порой, самым возмутительным образом: бросается на кошек, пугает воробьев и голубей, разную, водоплавающую птицу в соседнем парке решительно и грубо гонит с берега в воду. Дома наша собака готова охотиться за тенями и солнечными зайчиками. Достался бедному созданию от дальнего предка  почти в полном объеме – ген охотника. Почти, потому что бросаться-то на дичь наша псина бросается, только не с целью получить жирный, кровавый кусок, а так, чтобы потешить, ублажить свой инстинкт игрой в охоту.
 Псу соседа, собаке той же породы, ген охотничий не достался. Плевать ей на кошек и голубей, а о солнечных зайчиках и говорить нечего. Охотником, выходит, нужно родиться.
 Еврей и араб – люди тоже одной «породы». Только еврей взвалил на себя тяжкую ношу «народа Божьего» и тысячелетиями вытравливал из своего генного кода охотничий инстинкт, страсть к мучительству, а вместе с ним и ген агрессии. Арабы, как были охотниками, так ими и остались. Да и не одни арабы.
 Как ту  не вспомнить культовый, русский фильм «Брат». Главный герой этого фильма признается, что «евреев он не очень» жалует, а  к немцам относится нормально. Евреи, выходит, буки–бяки, а недавние палачи славянства, отправившие на тот свет десятки миллионов русских людей, не вызывают у героя чувств отрицательных.
  И вот фильм, сделанный природным антисемитом, приобретает феноменально-разоблачительный характер. Положительный, таким он задуман авторами, герой становится обычным, серийным убийцей, то - бишь – профессиональным охотником на людей.
 Мало того, режиссер с видимым удовольствием снимает предсмертные судороги подстреленных жертв, прославляя, тем самым, мучительство, как таковое.
 Слышу, как  израильское радио призывает граждан бороться с антисемитизмом, и думаю, в очередной раз, что борьба эта обречена на поражение; и вовсе не потому, что, руководствуясь здравым смыслом, невозможно доказать неким безумцам, что евреи не пьют кровь христианских младенцев и вообще ее не пьют, а потому, что вытравить из охотника агрессивный инстинкт – задача нечеловеческой силы.
 Выходит, потомки Иакова, добровольно согласились на роль жертвы. Евреи - дети Ицхака, жертвы, спасенной Создателем. Но представить себе Ицхака с ножом, занесенным над своим сыном – невозможно.
 Евреи и были последние две тысячи лет жертвой, сохраняя свой род чем угодно: деньгами, знанием, хитростью, мастерством, талантом, врожденной способностью к компромиссу.
  В прошлом веке выяснилось, что такой защиты недостаточно, и тогда появился сионизм, Еврейское государство и Армия Обороны Израиля. Казалось, что новый стиль защиты спасет еврейские жизни. Мало того, охотник перестанет считать евреев жертвой, примет в свои ряды охотников и перестанет ненавидеть, как ровню.
 - Создатель! – сказали евреи. – Ты ошибся. Мы не жертвы, мы – народ пророков, героев и царей. Мы не хотим больше терять своих детей в огне чужой ненависти. Мы обязаны защитить их.
 Но не все так просто: почти каждое государство – это собрание охотников за чужими землями, чужими душами, чужой собственностью. Кто знает, может быть, и Земли обетованной  лишил Всевышний евреев только затем, чтобы подавить в «избранном народе» охотничий инстинкт.
 Израиль старался. Он одерживал победы в многочисленных войнах, он скрипел танковыми гусеницами и шумел моторами самолетов. Он брал солдат неприятеля в плен тысячами, он уничтожал непримиримых врагов, но другим народом так и не смог стать. Еврей, как и был жертвой, так ей и остался. Потомки Иакова научились огрызать, то так и не смогли осилить науку смертельной охоты.
 Побежденные арабы не без оснований решили, что потомки Иакова лишь притворяются охотниками, а на самом деле они только и думают, как затаится в своей теплой норе, и добывать хлеб насущный, чем угодно, только не с помощью агрессии.
 Когда-то, давним - давно, великая, мудрая, нечеловеческая Сила разобралась в том, что такое человек и в том, что представляет для этого вида живого смертельную опасность. Сила эта поняла, что инстинкт охотника, ген агрессии, рано или поздно примется за уничтожение самого человека, и остановить этот чудовищный процесс сможет лишь попытка вывести «особую» людскую породу: по сути дела, жертву, а не охотника.
 Сила эта не могла объясниться с человечеством на своем, тайном, космическом и непонятном языке. В результате, ей пришлось дать людям, в образной, художественной форме, ряд приказов, советов и рецептов, способных спасти «двуного без перьев» от себя самого.
 Мудрейший, один из самых талантливых натуралистов, лауреат Нобелевской премии – Конрад Лоренц один из многих, кто занимался расшифровкой «кодов» Торы.  « В символе Древа познания», - писал он в своем классическом труде «Агрессия, - «заключена глубокая истина. Знание, выросшие из абстрактного мышления, изгнало человека из рая, в котором он, бездумно следуя своим инстинктам, мог делать все, чего ему хотелось. Происходящее из этого мышления вопрошающее экспериментирование с окружающим миром подарило человеку его первые орудия: огонь и камень, зажатый в руке. И он сразу же употребил их для того, чтобы убивать и жарить своих собратьев».
 Проще говоря, одно дело охотник с дубиной в руке, а другое – с ядерным оружием. Упомянутая Сила, мы зовем ее Богом, Всевышним, Творцом, Создателем, знала, что рано или поздно человек-охотник добьется своего и, успешно истребив мир животных, примется за себя самого. Маниакальная страсть к суициду в генах наблюдаемого объекта  также была отмечена этой силой.
 Австриец Лоренц служил врачом в гитлеровской армии, в 1944  году он сдался в плен и просидел в лагере под Москвой четыре года. Войну он пережил зрелым мужем и выводы, сделанные в ходе наблюдений над человеком, подкрепил многолетними исследованиями живой природы.
 Вновь цитирую Лоренца: «Человек не погиб в результате своих собственных открытий – по крайней мере, до сих пор – только потому, что способен поставить перед собой вопрос о последствиях своих поступков – и ответить на него».
 Эту способность и дала человеку Книга Книг. В каждой ее строке и вопрос и ответ. Все, чтобы остановить человека в его апоплексическом безумии. Закон: «Не убивай намеренно», табу крови – все это прямой ответ на вопрос: «Может ли человек оставаться охотником, то есть агрессором?»
 Инстинкт, некогда обеспечивший существование человеческого рода, инстинкт, закрепленный в его генах, стал смертельной опасностью в результате феноменальной способности детей Адама к познанию.
 Догнать, убить, сожрать – благодаря этой способности род людской существовал сотни тысяч лет, и вдруг в «лаборатории Рая», исследуя некие человеческие существа, Высшая Сила пришла к убеждению, что так продолжаться не может и необходимы срочные меры спасения рода людского, а вместе с ним и редчайшей экологической системы под именем Земля.
 Почему выбор Творца пал на одно из диких, пустынных, семитских племен – определить ныне невозможно. Не думаю, что виной тому были какие-либо особые достоинства этого племени. Скорее всего – здесь дело случая или специального выбора самого, казалось, «жестоковыйного» материала. Создатель, и, если угодно, Исследователь и Учитель, подумал, если я справлюсь с этим народцем, то появится возможность исправить род людской в целом.
 Так началась полная мук, страданий, высоких достижений, мудрых пророчеств и прочего, прочего  многотрудная, трагическая, а вместе с тем полная удивительных и радостных открытий, история «избранного народа».
 Экспериментальный материал и не мог надеяться на другую жизнь. Евреи – белые мыши в лаборатории Создателя, препарированные клетки под микроскопом Творца. 
 Жертва, которую заставляют быть охотником, – вот подлинная, трагическая проблема еврейского бытия. Мир агрессии принуждает потомков Иакова спорить с самим Богом, сражаться с ним в первую очередь, а не с очередным врагом в лице арабов территорий.
 Наивно надеяться, что, получив свое государство, природные охотники утратят инстинкт агрессии, перестанут испытывать «оргазм души», убивая и причиняя муки своим жертвам. Они не способны перестать быть охотниками, как евреи не в силах уйти от предначертанной роли жертвы.
 Охотник не виноват в том, что он родился охотником. Трудно персонифицировать зло и вынести ему приговор, как трудно обвинить комара в том, что он питается кровью. Комара можно только прихлопнуть или намазать себя особой мазью. Вот и весь выбор защит от кровососущих насекомых.
 Мне кажется, что и попытки найти причины агрессии в религиозных догмах и традициях - не продуктивны.
 Иосиф Бродский писал в своем эссе «Путешествие в Стамбул»: «О, все эти чалмы и бороды – эта униформа головы, одержимой только одной мыслью: рэзать – и потому – и не только из-за запрета накладываемого Исламом на изображение чего бы то ни было живого, - совершенно неотличимые друг от друга! Потому, возможно, и «рэзать», что все так друг на друга похожи и нет ощущения потери. Потому и «рэзать», что никто не бреется. « «Рэжу», следовательно, существую».
 Бродский выкрестом не был и не мог им быть по самой природе своего характера и высокого таланта, но как мог он забыть о запрете на изображения живого в иудаизме и о своих предках, не знающих бритвы? Предков, на протяжении тысячелетий испытывающих отвращение ко всякому пролитию крови. Нет, причины агрессии рода людского гораздо глубже. 

 За этими заметками явственно проглядывает исторический пессимизм, но это все же не совсем так. Я свято верю, что рука Божья в последний момент всегда будет останавливать нож, занесенный над безропотной жертвой. Я верю в бессмертие своего народа. Может быть, и избранного для этого самого бессмертия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..