Космос территорий
пуст, за исключением материальных следов в нем: муравьиных городов арабов и
поселений евреев. Перенаселенность Иудеи и Самарии – понятие мнимое. Арабам не
нужна земля, как таковая: для садов, плантаций, заповедников, им необходимо
всего лишь о щ у щ е н и е, с о з - н а н и е своей земли.
Добрые люди
копошатся в границах стен городов, не в силах взять то, что само идет к ним в
руки. Пастухи не становятся пахарями, ремесленники не хотят быть крестьянами,
крестьяне становятся рабочими только поневоле, лишь воры, бандиты, убийцы
востребованы и не сидят без дела.
« -А теперь скажи
мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли,
так называешь?
-
Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете».
М. Булгаков «Мастер
и Маргарита».
« – Какой ты
дурак, - промолвила Маргарита, приподнимаясь на кровати. – Люди злые.
-
Нет, - сказал Гершкович, - люди добрые. Их научили
думать, что они злые, они и поверили».
И. Бабель «Элья
Исаакович и Маргарита Прокофьевна».
Рассказ свой Бабель написал за двенадцать лет
до начала работы Булгакова над «Мастером». Опубликован он был в петроградском
журнале «Летопись», в декабря 1916 года.
Не знаю, читал ли Михаил Афанасьевич короткую историю о незаконном
пребывании еврея Гершковича в закрытом для иудеев городе. Вполне возможно,
и не читал.
Не будем искать источник идеи. Вернее всего,
злое время подсказало писателям мысль о добрых людях, об «интернационале добрых
людей», как писал Андрей Платонов.
Во время кровавой мясорубки Первой мировой войны сочинил
свой рассказ Бабель. После гражданской бойни, после чудовищных лет голода,
нищеты, разрухи приступил к своему роману Булгаков.
Необходимо было как-то защитить человека от
человека, и себя от обезумевшего человечества. Вот оба гуманиста и придумали
миф о «добрых людях».
М.А. Булгакова палаческая власть «добрых
людей» заставила ползать на брюхе, выпрашивать свободу, свет, право на работу.
Другого - те же «добряки», расстреляли, обвинив в шпионаже и в заговоре
против ВКП (б). Но прежде, чем убить,
мучили 8 месяцев в пыточной камере.
И все – таки оба писателя были правы. Нет на
свете злых людей, но есть люди н е п р
а в и л ь н ы е. И таких, к сожалению, слишком много.
Бабель мудр: «Их научили думать, что они
злые». Арабов Палестины научили быть злыми. Науку ненависти они восприняли
легко и успешно, сдав экзамен на отлично.
Видел этих людей в Газе лет 15 назад. В каждом
кубометре центральных улиц сидел мастер. На допотопных швейных машинках мастера
латали одежду, спасали разношенную обувь, стригли и брили, пекли, жарили. Мимо
мастеров гнали своих осликов к грязному и шумному базару крестьяне, торговали
всем, чем только можно. Мы видели правильных людей. По преимуществу, были они
людьми пожилыми. Молодежи не заметил среди мастеровых Газы и даже торговцев на
базаре. Молодежь слонялась без дела. Тогда я не знал, что эти мрачные парни
только и ждут приказа. Это им сказали, что они злые. Научили такими быть.
Точнее, приказали быть злыми.
Нищие телом и душой любят подчиняться приказу.
Любому приказу. Приказ становится смыслом их существования.
«Квартирный вопрос их испортил», - утверждал
М.А. Булгаков, но придуманный им Сатана
был слишком мудр, чтобы списать все недостатки рода человеческого на дефицит
жилой площади в городе Москве.
Воланд имел в виду вечную страсть человечества
к переделу, перекройке земной поверхности. Он считал, смею думать, именно это
причиной порчи людского племени.
Объективных причин волноваться от
перенаселенности не вижу. В Дании,
Бельгии, Голландии, даже в Китае, и так далее, никто не грызет друг друга от
невозможности широко расставить ноги.
Видимо, дело не в квадратных метрах,
отпущенных на душу населения, а в особенностях
характера того или иного народа. Арабы, повторю это, легко восприняли
науку ненависти. «Квартирный вопрос» – всего лишь предлог.
Евреи, пожалуй, единственное племя в мире,
способное на полноценное существование без своей земли. Есть еще цыгане, но у
этих никогда ее и не было. Цыгане – настоящие люди дороги. Дорога – их выбор,
их судьба.
Евреи – домоседы. Евреи рациональны. Они
стремятся облагородить пространство, в котором обитают. Живут ради нажитого:
Всевышнего, детей, имущества, денег…. Ради сохранения всего этого добра
правильные люди – евреи - готовы идти на любой компромисс, но неправильные,
потому и неправильные, что ни какой компромисс не приемлют.
Неправильные
хотят уподобить себе евреев. Это не получается, это не может получиться.
Отчаявшись, неправильные начинают евреев убивать. И тогда сам дух
насильственной смерти становится сигналом для гонимого племени собираться в
дорогу.
Испортил ли
евреев «квартирный вопрос», жизнь без своей земли? Не знаю. Никакими
особенными качествами не наградил Бог потомков Иакова, даровав им свою «квартиру»,
вернув их домой. Что-то народ Израиля приобрел, что-то утратил - не это важно.
Отвоевав свой клочок земли, не смогли евреи спастись от ненависти неправильных
людей. Людей, которых научили быть злыми.
Снова кровавая ненависть эта гонит потомков
Иакова в дорогу. Вновь добрые, но неправильные люди не хотят простить евреям не зло в них, а добро
правильности.
Исаак Бабель и Михаил Булгаков, еврей и
русский, были солидарны в своей оценке человечества. Оба эти писателя ушли в
мир иной, в один год, как раз, накануне
войны с фашизмом, Холокоста и атомной бомбардировки Японии.
Ушли, как будто, вовремя. Нынче писателей
такого масштаба нет на земле. Может быть, случилось это потому, что ни у кого, после ужасов ХХ века, не хватит сегодня смелости сказать, что «все люди добрые». А без уверенности в
этом не нужны человечеству гении, мудрецы и пророки.
Милейший автор этого рассказа,К.МАРКС пытаясь объяснить природу человеческого поведения отказался от абстрактной морали...странно ,но перестройка не опровергала Маркса,хотя это легко было сделать. Гитлер объявил совесть химерой, Ленин мораль сделал классовой...это одно и тоже.
ОтветитьУдалить