Говорят так: «Вот люди боялись парового двигателя, автомобилей и самолетов, ракет, мирного атома, роботов, телевидения, компьютеров и так далее, но привыкли к сюрпризам технического века, а теперь и обойтись без них не могут».
Это верно, но не совсем. Все изобретения, за исключением телевидения и компьютерного мозга были и есть физическая угроза телу человека. Мы платим за возросшую скорость передвижения в пространстве кровавую цену. Но здесь дело обычное. Люди ломали себе шею и в седле, и в карете, и пешком.
Телевидение и компьютер напрямую атакуют мозг человека, что неизбежно приведет к зомбированию, перерождению рода людского.
В квартире полумрак, шторы опущены, журчит телевизор, сполохи цветного изображения отражаются в зеркале. Перед экраном ребенок трех лет. Он сидит за барьером специального стула. Впрочем, он и так не намерен двигаться. Он прикован к телевизору, к особой программе для детей.
– Вы что его одного оставляете? – с ужасом спрашиваю у матери.
– А что, ничего страшного, программа на полтора часа, – с улыбкой отвечает мама несчастного ребенка.
Самым чудовищным было то, что малыш не обращал никакого внимания на гостей, и даже появление матери не заставило его оторваться от экрана телевизора.
Никак не могу забыть эту картину. Мы ходим по комнате, разговариваем, хозяйка готовит ужин, мы садимся за стол, а малыша будто и нет рядом с нами, он далеко от нас, в запрограммированном, виртуальном пространстве.
Так сложились обстоятельства, что я больше не был в том доме. Не знаю, каким выросло «телевизионное дитя». Уверен, что выросло оно таким же странным существом, пребывающем в ином измерении.
Читаю в Интернете: «Вскрытие показало, что смерть наступила в результате обширного инсульта. «Мы были шокированы степенью поражения мозга ребенка, – рассказал заведующий наркологическим отделением детской больницы Екатеринбурга Алексей Сулимов. – В результате продолжительного эмоционального стресса у мальчика нарушилось кровоснабжение головного мозга. Ему стало плохо, закружилась голова. Но тяга к компьютерным играм была настолько сильна, что он продолжал играть. Подросток умирал, но не мог оторваться от игры. Эмоциональное напряжение все возрастало, и произошла закупорка сосудов. Просто поразительно, но мальчик и в этот момент продолжал играть». Как сообщала Мedmoskva.Ru, вскрытие показало, что обширная часть его головного мозга погибла от недостатка кислорода. Ребенок оторвался от компьютера, лишь когда его скрутил сильнейший припадок. Это при том, что мальчик не имел никакой предрасположенности к столь серьезному заболеванию и был совершенно здоров».
Расскажу еще об одной невеселой встрече. Недавно был в гостях у приятеля, заглянул в комнату его семилетнего ребенка и обнаружил, что это дитя «сидит» в Интернете и с любопытством рассматривает фотографии «жесткого порно».
Метнулся к отцу, а он в ответ: «Да ладно, что он в этом понимает». Попытался внушить легкомысленному папаше, что «он» понимает в этом возрасте гораздо больше, чем кажется родителям, но меня не услышали. Точнее, не захотели услышать. В доме было тихо, ребенок при деле, не надоедает взрослым, не пристает с дурацкими вопросами…
И здесь «поезд давно ушел». Только недавно инициативная группа Европарламента предложила создать в Интернете детский домен «KID». Автор проекта убежден, что каждый третий ребенок, выходящий в Интернет, посещает сайты с пропагандой насилия и порнографией.
Книга тоже способна погрузить человека в виртуальное пространство. Мы переносимся в мир Оливера Твиста или Наташи Ростовой, но при этом не превращаемся в рабов. Мы вольны задуматься над текстом, отложить его на время или вовсе отставить неинтересную книгу. Книга оставляет читателя свободным человеком, и только свобода мысли способна обеспечить здоровое состояние мозга «двуногого без перьев».
Голем технического прогресса не смог уничтожить своего создателя физически и тогда он принялся за его психику.
Атака на мозг человека ведется по всем фронтам. Музыка превратилась в шумовую агрессию. Человек, оглушенный, не слышит соседа, не слышит самого себя. Пусть на время, но он лишен радости и печали человеческого общения. Бедняга заполняет душевную пустоту грохотом, имитацией звука. Яд шума убивает мозг потомка Адама, перемещает его существо в безумный мир, где нет и следа голосов природы: подлинной музыки, пения птиц, журчания ручья, шума водопада…. И главное – нет человеческого голоса, а есть звериный вой железного зверя.
Расскажу об эксперименте, проведенном одной парой на своей свадьбе. К ним пришел музыкант-пианист, руководитель ансамбля из трех человек, и предложил обеспечить танцы на торжестве. Молодожены собирались нанять, как это принято, диск-жокея, с привычным и обычным набором оглушительных звуков. Но с деньгами было у них туго, а живая музыка обещала солидную экономию. Музыканты согласились играть весь вечер за полторы тысячи шекелей. Упомянутый жокей просил в два раза больше.
Давно не был на такой веселой свадьбе. И дело здесь не только в характере музыки и в невольном единении танцующих гостей с фортепьяно, скрипкой и трубой на сцене. Человеческий характер этой свадьбы был обеспечен и тем, что молодожены дали работу, кусок хлеба, людям, а не роботу и железному ящику, способному издавать звуки.
Рей Брэдбери – замечательный писатель-фантаст, наделенный пророческим даром, написал давным-давно рассказ, под названием «Детская комната». Заботливые предки в этом рассказе помещают своих детишек в виртуальное пространство, заселенное хищным зверьем. Пространство это вдруг становится реальным, родители попадают в детскую комнату и становятся жертвой хищников.
Недавно вспомнил еще об одном рассказе Брэдбери. Шла любопытная передача «Культурная революция», на которой спорили о подлинной сущности художественного наследия. Посредственный живописец, чьи работы больше походили на раскрашенные фотографии с пошлым сюжетом, не только сразу же объявил о своей собственной гениальности, но заявил, что «Джоконда» великого Леонардо – портрет никуда не годный, а сам да Винчи ничего не смыслил в своем деле. Господину этому возражали остроумно, едко, но никто не вспомнил великий рассказ фантаста, в котором толпы дикарей из будущего сжигают остатки прежней культуры человечества. Толпа топчет ногами костер, и только одному малышу удается спасти от огня обрывок картины. Ночью, в пещере, в свете от факела, он разжимает кулак и видит на ладони улыбку Моны Лизы.
В тот вечер заурядный, «раскрученный» московский художник выступил как глашатай той безумной толпы из рассказа, топчущей пылающие остатки полотен великих мастеров прошлого. Следует, правда, добавить, что на том аутодафе могли быть не только художественные произведения, но и образцы технического прогресса. Дикари в пещерах решительно отказались от всего наследия, приведшего, как им показалось, род людской к ядерной зиме. Но в рассказе «Улыбка» американский писатель решительно противопоставляет шедевр Леонардо штамповкам конвейера.
И здесь прослеживается очевидная закономерность: чем значительней зависимость человека от безликой продукции фабрик и заводов, тем меньше он нуждается в личностном начале, в оригинальных творениях мастеров. Понятие ремесла и таланта одновременно исчезает и в столярном деле, и в писательском мастерстве.
Видимо, человек отличается от животного еще и тем, что способен экспериментировать над самим собой. Нам только кажется, что основным материалом для опытных исследований ученых служат мыши, собаки или обезьяны. Нет, человек тоже распластан на лабораторном столе, мозг его препарируется, облучается, пересаживается…. И он, человек этот, как под наркозом, не замечает этих манипуляций научного прогресса над его сущностью.
И не будет замечать до тех пор, пока виртуальное пространство, как в рассказе Брэдбери, не станет хозяином над его мозгом, над его волей и над его жизнью, пока не будет завершен успешно начатый процесс расчеловечивания человека. Ну, а следующим этапом «технического прогресса» станет костер из чудом уцелевших шедевров живописи, пещера и ладонь малыша с улыбкой Джоконды. Но это в лучшем случае
Комментариев нет:
Отправить комментарий