“….
вместо первоначальной поэзии разума и правды в воображение вторглась поэзия чувственности и лжи… И, заметьте, что
вся красота, все совершенство этих образов происходит исключительно от
совершенного бессмыслия, которые они выражают…. В сущности мы, русские, не
имеем ничего общего с Гомером, Греками, римлянами, германцами, все это нам
совершенно чуждо» Чаадаев «Философические письма».
Греки
победили, язычество победило. Массовое искусство кормится «поэзией
чувственности и лжи». В том числе и искусство Еврейского государства, искусство
народа, который первым восстал против язычества, чувственности, лжи, зверя и
охотника в человеке. Искусство мысли больше не нужно людям. Постмодернизм
выводит за скобки личность, автора и, бездарно копируя, уничтожает лучшие
образцы старой культуры. Уродство и пошлость становятся знаками свободы.
Вершина современного постмодернизма – демонстрации сексуальных меньшинств.
Впрочем,
бациллы чумы этой появились еще в начале ХХ века. Сальвадор Дали увидел их под «микроскопом»
своей революции в живописи: «…Пикассо - вот полюс, противоположный Рафаэлю. Он
столь же велик, но проклят. Проклят, раз обречен на плагиат, как всякий, кто
восстает против традиции, крушит ее и топчет, не даром на всех его вещах лежит
отблеск рабской ярости. Раб, он скован по рукам и ногам своим новаторством».
Пикассо
был гениальным «рабом». Те, что пошли за ним, чаще всего, убивали традицию во
имя самого убийства. Тоже и с современным постмодерном. Попытка соединить
авангард с массовым искусством так же бессмысленна, как спаривание козла и тура
в известной повести Фазиля Искандера.
Прозу и
пьесу Венички Ерофеева считают явлением постмодерна. Вот и сам он обмолвился: «Писать
надо по возможности плохо. Писать надо так, чтобы читать было противно. Самый
большой грех по отношению к ближнему - говорить ему то, что он поймет с первого
раза». Такая, не без кокетства, откровенность с барского плеча высокого
таланта, но сам-то автор «Москва-Петушки» писал внятно, иногда даже лозунгово,
да и чувствовал он 30 лет назад за спиной силу классической литературы. Можно
было и пошутить. Сегодня все меньше той
великой поддержки душе человеческой. Сегодня людям не до шуток и новаторства во
всех жанрах искусства.
Вот
подлинная, невидимая Катастрофа, постепенно «затопляющая» человеческую
цивилизацию.
У Томаса
Элиота:
Вот как
кончится мир
Вот как
кончится мир
Вот как
кончится мир
Не взрыв,
но всхлип.
Подлинное
искусство противостоит темпам цивилизации. Оно не забегает вперед, не старается
идти в ногу. Оно, по мере сил, возвращает человека к красоте, гармонии и
мудрости природы. Компромисс с прогрессом, накрепко связанный с наживой, и стал
основой массового искусства.
«Площадной
балаган сгубил симфонию, но ведь прежде они уживались. Может потому, что никто
не говорил молодым композиторам: ты оплати работу оркестра из ста человек, счет
за свет, и ещё выкупи из своего кармана все нераспроданные билеты. До революции
этим занимались меценаты, после – государство». Это пишет не брюзжащий старик,
а молодой режиссер Соболев.
«Вопрос
не только в том, что не исполнялись бы произведения. Исчезает публика, которая
это будет слушать и воспринимать, - говорит режиссер Александр Сокуров. - И
если появится человек, может он уже есть, человек масштабов Шостаковича, может,
вы сегодня с трудом даже набрали бы зал, чтобы пришли люди это послушать».
Комментариев нет:
Отправить комментарий