Мой друг, талантливый режиссер –
документалист из России пишет: «Старик, иногда я чувствую себя настоящим
инопланетянином, случайно попавшим на Землю. Чувство это особенно обостряется,
когда включаю телевизор. Я перестаю понимать, зачем двигаются на экране люди,
что они говорят, и в чем заключается суть их надежд и желаний. Страшно, когда
ты узнаешь звуки родной речи, но не можешь разобрать суть сказанного. Это
похоже на психическое заболевание. Я не берусь оценивать тот мир, в который
попал: хорош он или плох, но я твердо знаю, что это не мой мир».
«Дружище, - пишу я в ответ. –
Тебе всего лишь 45 лет. Держись. А телевизор включай, когда увидишь в программе
послания с нашей планеты. Все-таки не будет так одиноко. Да и шанс появится,
что когда-нибудь, не мы, так наши дети или внуки, вернуться туда, откуда мы
прибыли.
Недавно я получил такое
послание, совершенно неожиданный подарок. Ираклий Андронников – человек с моей
планеты рассказывал о том, как ему удалось найти два неизвестных стихотворения
Михаила Юрьевича Лермонтова.
Дважды посмотрел этот фильм, которому скоро исполниться пол века. Я
смаковал каждый его кадр, каждое движение Андронникова, каждое его слово. Я
понимал все, им сказанное. Я узнавал в любом плане этой старой, ленфильмовской
ленты Михаила Шапиро свой мир. Иногда мне казалось, что это я стоял за камерой,
я писал сценарий, я разговаривал в паузах между съемками с Ираклием
Лоусарбовичем.
Куда я попал? Кому в 21 веке
нужны те поиски Андронникова, кому нужен старый альбом, в котором сохранились
строчки поэта из века 19-го? Кому нужен весь тот пафос охоты за прекрасным?
Кому нужны восторги, ирония, наконец, талант «охотника»?
Мне нужны?… Может быть, вам? Вы
тоже родом с той, давно оставленной планеты?
Вот еще один удивительный фильм
«До свидания мальчики!» Бориса Балтера и Михаила Калика. Тоже недавнее послание
телеэкрана. Я знаю, в конце января этого года исполнилось 86 лет великому и
потерянному в нашем, равнодушном времени, режиссеру Михаилу Калику, и знаю, что
он живет где-то рядом, в Иерусалиме. Великому, потому что успел он снять свои
фильмы – шедевры. Потерянному, потому что не смог он сделать и малую
толику того, что должен был сделать.
Мы – рядом. Михаил Калик –
любовь моей юности. Живое существо с нашей планеты. А видел его всего однажды:
в буфете студии им. Горького, в Москве. Сидел Калик в компании с пустым
человеком, ел скучные сосиски, и я так и не решился подойти к нему….Тихо,
скрытно живет Калик в Израиле. Он никогда не умел толкаться локтями. Он и
теперь не желает этого делать. И, видимо, просит только об одном, чтобы
оставили его – инопланетянина в покое.
Семена Туманова – режиссера
фильма «Ко мне, Мухтар» - я знал. Одно время даже работали вместе. Человек этот
снял потрясающий фильм о собаке по повести Израиля Меттера. Помню, в год
выпуска фильма на экраны – 1965 –ый – он стал лидером проката, получив чуть ли
не 30 миллионов зрителей.
И да простят меня диссиденты,
борцы с советской властью, мастера самиздата, в «легальном» фильме этом было
больше человечности и протеста, чем в дюжине откровенных, бичующих тоталитаризм
Кремля опусов.
Диссидентами не были Никулин,
Леонов, Смоктуновский, Мордюкова, но именно эти талантливейшие люди раскачивали
гнилую лодку большевизма.
Еще одно удивительное послание –
фильм «ЗЗ» – Гии Данелия, Валентина Ежова и Виктора Конецкого. Читал этот
замечательный фильм «с листа», как партитуру известного и любимого с детства
музыкального произведения.
Как там играет Нона Мордюкова
заведующую облздравом! Одним ударом она разделалась с армией совслужащих,
способных задавить все живое в колыбели.
А Евгений Леонов?
- Господи! – словно кричит образ
его Травкина. – Да оставьте вы в покое
простого и честного человека. Дайте ему возможность жить так, как он
живет, без вашей идеологии, без ваших гимнов и маршей.
Сколько доброты и любви было в нехитром фильме Михаила Ершова "Родная кровь". Что значил этот фильм в обществе, построенном на страхе и ненависти? Я хорошо знал Ершова, работали вместе и уверен, что этому человеку и в голову не приходило, что он своим фильмом покушался на устои совласти.
Добрым, человечным, еврейским
духом был пропитан весь кинематограф тех лет. Это потом, в восьмидесятых, Элем
Климов устал от жизни, и кисть этого большого мастера стала злой и раздражительной. Элем Климов, снимавший «еврейские»
фильмы с подачи Александра Володина
Семена Лунгина и Ильи Нусинова, был совсем другим человеком.
«Похождения зубного врача», «
Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» - вот послания высочайшего
класса. В первом фильме, рассказывающем о несчастной судьбе большого таланта,
наши цензоры благополучно «разобрались». Шедевру этому дали третью категорию,
напечатали семь десятков копий, и благополучно изгнали с экрана. Массовый
зритель увидел эту блестящую работу только в 1987 году.
А какие композиторы работали на
кинематограф с моей планеты: Шнитке, Таревердиев, Баснер, Рыбников…. Какие люди
пели!
«Добро пожаловать…», замаскировавшись под веселую комедию для
детей, на экраны вышел, но достаточно вспомнить Дынина – Евстигнеева, чтобы
согласиться с разящей силой политической сатиры в этом талантливейшем фильме.
Бесчеловечный режим разрешал
тогда искусству говорить на языке человечности. Вот и случилось, что сегодня мы
получаем послания с той планеты, где жила надежда и вера. Оттуда был изгнан Бог
и Закон, но искусство всеми силами старалось вернуть людям утраченную красоту и
веру.
«Когда деревья были большими» –
Кулиджанова, Фигуровского и Гинзбурга –
фильм – молитва, обращенная к Богу, мольба о прощении. Сколько силы
молитвы о ребенке было в фильме Веры Пановой, Данелия и Таланкина «Сережа».
Сколько высокого, религиозного чувства в
картине Виктора Эйсымонта «Жила была девочка». Я, пожалуй, не знаю более
сильного фильма о войне, чем эта простая история двух маленьких блокадниц.
Назвал, пожалуй, не более
четверти из тех удивительных фильмов давней поры. От одних имен Хуциева,
Иоселиани, Алова и Наумова, Митты, и многих других, становится радостно и
спокойно.
Живы их лучшие фильмы, и она
существует, наша планета. Это мы заблудились сегодня в беспредельности Космоса.
Ничего страшного, только бы слышать иногда
сигналы оттуда.
В общем, я с нетерпением жду эти
замечательные послания с моей планеты: не только фильмы замечательных мастеров
из СССР. Я жду шедевры Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Федерико Феллини, Ингмара
Бергмана …. Они идут. Это «золотой фонд». Фонд этот не может исчезнуть, и он не
исчезнет даже тогда, когда мир наш окончательно превратиться в гигантский
супермаркет. И рекламу товаров мы станем воспринимать, как единственный вид
киноискусства.
«Золотой фонд» не исчезнет по
двум причинам: не так много настоящего вокруг нас в эпоху повального суррогата,
да и спрос на доброту, любовь и талант не пропадет, пока живы на нашей земле
люди.
И пока мертвый экран нашего телевизора вдруг оживает
чудом этих фильмов, не иссякнет и надежда, что когда-нибудь люди вернуться к
подлинным ценностям, на оставленную планету, где было мало машин и меньше шума,
но гораздо больше тепла и человечности.
сорри,отчество Андронникова ЛУАРСАБОВИЧ
ОтветитьУдалить