В статье И. Спивака,
опубликованной на сайте Sem40, нахожу:
"Известный поэт Иосиф
Бродский в беседе с польским писателем А.Михником среди прочего сказал:
"Если говорить о религии, то, формируя для себя понятие Верховного
Существа, я бы сказал, что Бог есть насилие. Ведь именно таков Бог Ветхого
Завета (т.е. Бог евреев - И.С.). А свое упоение поэт нашел в католицизме, о
котором американский философ ХVIII века Колден писал: "Если бы к этому
времени (т.е. к ХVI веку - И.С.) не началась реформация в религии и некоторые
народы не избавились бы от власти (римских) пап, наука и знание были бы в наш
век подавлены в зародыше и мы по сей день пребывали бы в варварском
невежестве".
Насчет роли католицизма
спорить не буду. Не наше это еврейское дело разбираться в тонкостях
христианства, не стану касаться и всей статьи И. Спивака - спорной и неточной
по своей сути. Остановлюсь лишь на этой цитате, вырванной из контекста.
Полностью она звучит так: "Я еврей, - говорил Михнику Иосиф Бродский, -
Стопроцентный. Нельзя быть большим евреем, чем я. Но я думаю, не только потому
я еврей. Я знаю, что в моих взглядах присутствует некий абсолютизм. Что до
религии, то если бы я для себя сформулировал понятие Наивысшего существа, то
сказал бы, что Бог - это насилие. А именно таков Бог Ветхого Завета. Я это
чувствую довольно сильно. Именно чувствую, без всяких тому доказательств".
Итак, Иосиф Бродский считал
себя евреем не только по папе и маме, но и по ВЕРЕ. Здесь не место доказывать
И. Спиваку, что под словом "насилие" далеко не всегда нужно понимать
зло... И все же скажу несколько слов. Насилие над рабством в душах
человеческих, над языческими предрассудками, над злыми и порочными страстями
потомков Иакова - разве это не Бог Ветхого Завета. Разве не насилие сотворил
Всевышний над праведником и страдальцем Иовом, да и над всем еврейским народом,
сделав его народом "отдельным", "избранным" и тем самым
обрушив на него тяжкие испытания. Да и вопрос самой веры в иудаизме - вопрос
сложнейший, в котором нельзя разобраться по схемам и догмам иных религий, чем,
как будто, и занимается автор статьи.
И никогда не искал поэт
"упоение в католичестве". Здесь кто-то обманул И. Спивака. Бродский
был мудрым, глубоким философом, знал все религии мира, но "церковным"
человеком так и не стал и был похоронен на протестантском участке кладбище
Сан-Микеле в Венеции, как пишет об этом друг и биограф поэта Лев Лосев:
"...поскольку на католическом и православном не разрешается хоронить людей
без вероисповедания". Нет над могилой поэта креста и шестиконечной звезды,
есть только имя, но, уверен, этого имени достаточно, чтобы глубоко уважать
похороненного в ней человека, и гордится тем, что он был рожден евреем. Иосиф
Бродский, и это надо бы знать И. Спиваку, не просто "известный поэт",
а лауреат Нобелевской премии, поэт и эссеист высочайшего дарования,
гениальность которого признается многими и не без оснований.
Сложность его творчества и
мировоззрения не поддается примитивным правилам сложения и вычитания. И
суждение о нем И. Спивака мне напомнили судилище над поэтом, обвиненным в
тунеядстве, в ходе которого судья кричала на Иосифа Бродского: "Никаких,
"я полагаю", Стойте, как следует! Не прислоняйтесь к стенам. Смотрите
на суд! Отвечайте суду!"
Вот уже прошло десять лет со
дня смерти Бродского, а требования "стоять, как следует!" слышны
по-прежнему. Грустно все это.
Часто обвиняют поэта в том, что
он, еврей, без раздумий выбрал эмиграцию на Запад, а не репатриацию в Израиль. Представим
себе, что Иосиф Бродский выбрал бы Еврейского государство для постоянного места
жительства, а не США. Ну, конечно, встретили бы его по высшему разряду.
Все-таки борец с тоталитарным режимом, первоклассный поэт, мировая
знаменитость. Но на фанфарах при первой встрече, убежден в этом, все бы и
кончилось. Наша лево-либеральная серость, издавна заправляющая в идеологии,
сразу бы почуяла носом, что Бродский далек от социалистических и либеральных
идей, что блеющим барашком в общем стаде он быть не собирается. Тут бы и
началось. Все эти "прогрессивные" поэты и писатели, как их именовали
в СССР, начали бы незамедлительно компанию интриг и травли. В этом они большие
мастера. Какая нобелевская премия, какая кафедра в университете? В лучшем
случае, Иосиф Бродский потерял бы еще годы и без того недлинной жизни, а
приобрел комнатушку в хостеле и жалкое пособие по безработице. Судьба в Израиле таких больших талантов, как
Михаил Калик и Герц Франк – прямое тому доказательство.
Смог бы научить Бродского
уму-разуму автор предисловия к первому собранию сочинений поэта - Михаил
Хейфец, схлопотавший за этот героический поступок солидный тюремный срок? Не
думаю. Крепким орешком был поэт. Ну, а сам Хейфец быстро сообразил, что выжить
в Израиле можно лишь согласно слегка модернизированной пословице: "С
волками жить - по заячьи пищать". Ну и выжил. Дай ему Бог и дальше
здоровья.
Левый террор в идеологии вытравил из страны
не один талант, не одно отважное, любящее родину предков сердце. Левый террор
обрек Израиль на опаснейшее, боюсь, фатальное, поражение в пропагандистской
войне. Своре "партийных" бездарей, захвативших все места у жалкой
кормушки, никогда не нужны были такие евреи, как Иосиф Бродский. Думаю, и об
этом не догадывается его новоявленный хулитель - И. Спивак
Комментариев нет:
Отправить комментарий