«Этот ритуал
произошёл, скорее всего, от движения рук, показывающих, что в них нет оружия. В
греческом изобразительном искусстве фигуры пожимающих друг другу руки людей
встречаются уже в пятом веке до н.э. В литературных источниках рукопожатие
упоминается в первом веке нашей эры в поэме Овидия "Метаморфозы": "Вот
повстречались они, и тесть ему правой рукою правую жмёт; при знаках благих
вступают в беседу." (VI, 447-448) и далее: "Верности брал с них
залог: потребовал правые руки, соединил их..." (VI, 507-507). В первом
случае рукопожатие служит приветствию, во втором - скреплению обязательства
(как при заключении сделки). В то же самое время упоминается в "Послании к
галатам" апостола Павла (II 9): "и, узнав о благодати, данной мне, Иаков
и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы
нам идти к язычникам, а им к обрезанным,..." Здесь рукопожатие также
является символом заключения договора». Википедия.
Одно из самых удивительных изобретений человека – рукопожатие. Сколько же
сотен тысяч лет прошло, когда при виде себе подобного «мыслящий тростник» сразу
хватался за дубину, нож, меч. И вдруг неведомый гений при виде соседа протянул
ему правую руку: «Видишь, я безоружен. Я не собираюсь убивать и грабить тебя».
Первого, безоружного обладателя великого патента, наверняка, зарезали и
обобрали. Мало того, появился запрет, под страхом смерти, протягивать руку с
пустой ладонью. Но гений и в те давние времена был всесилен. Он победил страх,
ненависть, подозрительность, запреты. Победил чудовищный, долгий опыт крови,
предательства, подлости. Вера в добро победила, надежда, что встречный не враг
тебе, а друг. Я бы памятник поставил тому, неведомому таланту: низколобое
создание в шкурах стоит с протянутой рукой. Нет, это должен быть памятник
ребенку. Только детская душа могла догадаться протянуть руку в неведомый,
полный опасностей мир. И вообще, скольким гениальным открытиям человечество
обязано своему детству: детскому любопытству, детской щедрости, детской
доброте. И детскому, святому невежеству: полному незнания мира, в котором
ребенку предстоит жить.
Моя внучка Соня
О гениях часто говорят, что в них живет душа ребенка. Но здесь к рукопожатию мы должны прибавить улыбку. Одна из моих внучек так и родилась: с улыбкой в глазах и на губах. Так и живет: просыпается с улыбкой, играет с улыбкой, разговаривает с улыбкой. Другая внучка, тоже добрейшее и любимое существо, часто в печали. Глаза на мокром месте, всегда готовы заплакать. Не знаю, как там - в животном мире, но человек родится со своим отношением к миру: с улыбкой или слезами. Младенец с первых дней своих будто говорит нам всем: «Я знаю, сколько радостей и горестей меня ждет там, куда я вовсе не просил меня отправить. Я готов оказаться в мире знаний, «умножающих скорбь». Я верю, что улыбка и слезы станут моей защитой в вашем, взрослом мире. И я протягиваю навстречу вам ладошку, в которой мало физической силы, но есть великая сила надежды, что ваш жестокий, опасный мир не причинит мне вреда».
О гениях часто говорят, что в них живет душа ребенка. Но здесь к рукопожатию мы должны прибавить улыбку. Одна из моих внучек так и родилась: с улыбкой в глазах и на губах. Так и живет: просыпается с улыбкой, играет с улыбкой, разговаривает с улыбкой. Другая внучка, тоже добрейшее и любимое существо, часто в печали. Глаза на мокром месте, всегда готовы заплакать. Не знаю, как там - в животном мире, но человек родится со своим отношением к миру: с улыбкой или слезами. Младенец с первых дней своих будто говорит нам всем: «Я знаю, сколько радостей и горестей меня ждет там, куда я вовсе не просил меня отправить. Я готов оказаться в мире знаний, «умножающих скорбь». Я верю, что улыбка и слезы станут моей защитой в вашем, взрослом мире. И я протягиваю навстречу вам ладошку, в которой мало физической силы, но есть великая сила надежды, что ваш жестокий, опасный мир не причинит мне вреда».
В замечательной книге Юрия Норштейна
«Снег на траве» читаю: «Но самые выдающиеся учителя – мои внуки и вообще дети.
Глядя на их исполненные простодушия улыбки, на нежные узкие плечики,
окаймленные рубашечками, понимаешь, что все мировое искусство имеет смысл, если
в наших душах открывается любовь». Прочел это и подумал, что я и к Еврейскому
государству относился как к произведению искусства. Я верю, если не в святость, то в праведность
того мира, в котором нахожусь последние 18 лет своей жизни. Я верю, что за
чадолюбием этого мира его право на лучшее и безопасное будущее. Я верю в гений
этого мира, сохранившего в себе чудо детской души. Я понимаю, хочется мне того
или нет, мою веселую внучку, готовую протянуть руку навстречу самой злой
собаке. Я верю в искренность печали другой моей внучки, за которой, вполне
возможно, отзывчивое сердце и умение видеть то, что скрыто. И я не верю в
победу того мира, в котором родители готовы, пусть даже в шутку, обрядить
своего младенца в пояс шахида. Мир этот обречен, как и любой мир, живущий не
любовью и верой в добро, а ненавистью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий